Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Путешествие праведника Вираза в загробный мир и другие священные тексты зороастризма

В серии "Классика отечественного востоковедения" издательства "Наука" тиражом в 500 экземпляров вышел сборник "Священные книги зороастризма" (купить его можно здесь). Издание подготовлено доктором исторических наук, старшим научным сотрудником Государственного Эрмитажа А.И. Колесниковым, снабжено его вступительной статьей и добротным научным комментарием, позволяющим читать эту книгу даже неспециалистам. В сборник вошли три пехлевийских священных текста: фрагмент четвертой и пятая книга "Денкарда" - компендиума основных знаний о государственной религии доисламского Ирана - маздеизме, составленного в IX-X веках по более ранним источникам, а также "Книга о праведном Виразе", составленная в начале исламской эпохи, но восходящая к сасанидскому времени. В последнем тексте речь идет о путешествии зороастрийского праведника в потусторонний мир и его впечатлениях от посещения обителей райского блаженства и лицезрения мрачных картин ада.



Из представленных в сборнике текстов наиболее интересным, конечно, является "Книга о праведном Виразе", которую иногда называют иранской "Божественной комедией". Как пишет А.И. Колесников: "Она представляет одно из наиболее популярных зороастрийских сочинений, адресованных широкому читателю. Книга пользовалась популярностью не только у средневековых приверженцев верховного бога Ахура-Мазды, но и остается востребованной их единоверцами в современном Иране, Индии и многих других странах". Впервые на русский язык она была переведена в начале 1990-х годов и опубликована в одном из научно-популярных сборников в 1994 году. В новой версии перевода для академического издания были исправлены недочеты предыдущего издания и восстановлены пропущенные при типографском наборе абзацы текста.

Сюжет сочинения таков: в период упадка маздеизма, наступившего после разгрома Александром Македонским державы Ахеменидов, высшее жречество собралось в Храме огня, чтобы попытаться возродить веру отцов. На собрании было решено выбрать наибольшего праведника и отправить его в потусторонний мир за божественной помощью. В итоге выбор пал на благочестивого Вираза, которого сперва подвергли суровому испытанию копьем, а затем усыпили на семь дней. За это время он побывал в раю, увидел ад, встретился с богами и внял наставлениям самого Ормазда.

Также Вираз встречает в загробном путешествии свою Аниму: "Душа праведника спросила у той девушки: "Кто ты и чья ты? Никогда среди живущих на земле я не видела девушки, более прекрасной и лучше сложенной, чем ты". Так ответила та, что олицетворяет собственную веру и собственные деяния души: "Я суть - твои деяния, о благонравный, сладкоречивый, благодетельный и благонравный юноша! Благодаря твоим благим желаниям и действиям я столь возвышенна, хороша, благоуханна, победоносна, безупречна, какой ты меня находишь. Это все потому, что в земной жизни ты пел Гаты, освящал чистую воду, оберегал огонь, принимал праведников, приходивших как из дальних, так и из ближних мест. Была я пышной - ты сделал меня пышнее, была красивой - сделал еще красивее, была ценной - сделал меня еще ценнее".

Описание адских мук в видении Вираза отличается подчеркнутым физиологизмом. В основном грешники вынуждены поедать нечистоты и наносить себе увечья, а демоны их при этом всячески пугают и истязают. Некоторые из людских прегрешений, с точки зрения современной культуры, выглядят абсолютно дикими. Так, особо изощренным пыткам подвергаются жены, которые не всегда разделяли ложе со своим мужьями и господами, когда те желали от них интимной близости. Другой вид грешниц составляют женщины, которые красились и использовали чужие волосы для украшения. Еще один смертный грех - занятие стряпней во время месячных. У зороастрийцев женщину во время месячных было принято полностью изолировать от семьи в темное помещение, чтобы она не оскверняла своими мерзостями землю, воду, огонь и праведников-мужчин. Не менее суровая кара приготовлена в аду и для жен, которые втайне от мужа "объедались мясом" и раздавали его "чужим людям".

Вообще женщин в аду Вираз увидел гораздо больше, чем мужчин, что объясняется патриархальным мировоззрением того времени. Однако не всё так плохо в маздеистском аду - для грешников там были предусмотрены и смягчающие обстоятельства - например, за убийства многих лягушек, змей, мух или мышей, считавшихся порождениями Ахримана. Умерщвление этих "вредных тварей" считалось настолько важным, что нога, которой их давили, освобождалась в аду от наказания в то время, как остальное тело страдало.

В целом же книга, несомненно, расширяет знания о зороастризме и будет полезна всем, кто интересуется историей религии.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Иран, загробный мир, зороастризм, религия
Subscribe

Posts from This Journal “зороастризм” Tag

promo philologist 18:46, wednesday 1
Buy for 100 tokens
Мой муж, Виталий Шкляров, гражданин США и Беларуси уже почти 7 недель находится в белорусской тюрьме как политзаключенный. Его обвиняют в том, что 29 мая он якобы организовал в городе Гродно несанкционированный митинг в поддержку арестованного лидера белорусской оппозиции Сергея Тихановского.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments