Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Умерла заслуженный профессор МГУ, специалист по искусству Византии и древнего Новгорода Ольга Попова

17 января 2020 года в Москве на 82-м году жизни скончалась искусствовед, византинист, заслуженный профессор МГУ, доктор искусствоведения Ольга Сигизмундовна Попова, сообщает "Артгид". Она родилась 13 июля 1938 года в Москве в Бутырской тюрьме — ее родители были поляками по национальности, и ее мать, работавшая в газете «Труд», была за несколько месяцев до рождения дочери арестована по обвинению в антисоветской деятельности, но затем освобождена. Отец, политэмигрант, журналист, погиб осенью 1941 года на фронте под Ельней. В 1960 году Ольга Сигизмундовна окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ, защитив диплом о фресках Старой Ладоги у В.Н. Лазарева. В 1960-1965 годах работала в Отделе рукописей Государственной библиотеки им. В.И. Ленина. В 1968 году окончила аспирантуру на кафедре всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ и начала там же преподавательскую деятельность, в 1973 году защитила кандидатскую диссертацию «Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века, его связи с Византией», в 2004-м — докторскую «Византийские и древнерусские миниатюры». С 2002 года заведовала отделом истории византийского искусства в Государственном институте искусствознания.



Ольга Сигизмундовна Попова — автор шести книг и более ста статей, среди ее главных трудов: Les miniatures russes du XI-e au XV-e siècle (Leningrad, 1975), «Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века. Его связи с Византией» (М., 1980), «Аскеза и Преображение. Образы византийского и русского искусства XIV века» (Милан, 1994), «Византийские и древнерусские миниатюры» (М., 2003), «Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы» (М., 2006), «Пути византийского искусства» (М., 2013), «Византийская миниатюра второй половины X – начала XII века (М, 2012, в соавторстве с А.В. Захаровой и И.А. Орецкой). Она являлась постоянным членом редакционной коллегии журнала «Византийский временник» — главного российского издания по византинистике. В 2019 году вышел

Ольга Сигизмундовна преподавала в МГУ более пятидесяти лет, в последние годы проводя спецсеминары у себя дома, и была одним из самых любимых и харизматичных педагогов и наставников. Под ее руководством защищено 18 кандидатских диссертаций, ею разработано более десяти учебных курсов, среди которых «Древнее и средневековое искусство Сирии и Ливана», «Византийские иллюстрированные рукописи», «Византийское искусство на Кипре». В 1998 году она была избрана почетным членом Христианского археологического общества Греции. В 2009 году награждена премией имени М.В. Ломоносова.

Видеоинтервью Ольги Сигизмундовны можно посмотреть на сайтах «Правмир» и «Арзамас», ее личный педагогический сайт с конспектами лекций и другими учебными материалами — здесь.


Ольга Попова в интервью порталу "Арзамас" в рамках проекта «Ученый совет» - о своем детстве и позднем сталинизме:

"Родилась я в 1938 году в Москве, в месте весьма необычном: первые несколько месяцев своей жизни я провела в Бутырской тюрьме. Мама была арестована, когда была беременной, причем в самом начале. Правда, ее не пытали: без конца допрашивали, но не били и не пытали. Пытали тех, кто должен был давать на нее показания, — они избитые приходили на очные ставки. Почти вся мамина беременность протекла в «Бутырке». И я считаю, что некоторые из приобретенных мною болезней (а я осаждена недугами) — от тюрьмы.

Обстоятельства маминого ареста были для того времени обычными. Она работала в газете «Труд» — кажется, в библиотеке. «Труд» был тогда крупным изданием — из тех организаций, на которые в те годы ежедневно обрушива­лись кампании по поиску и разоблачению врагов народа. Один сотрудник по фамилии Туманов дал показания, и так в редакции газеты обнаружилась группа вредителей, в которую входила и моя мама. Пришли за ней, когда она была в ванной, и это ей запомнилось на всю жизнь.

Обвинения всем предъявляли примерно одинаковые, но мама была полька. На допросе следователь назвал ее шпионкой самого Пилсудского. Она на это рассмеялась: «Что вы говорите глупости: где Пилсудский и где я?» А второе обвинение, которое ей предъявляли, — это намерение убить Сталина. Мама сидела в большой, многолюдной камере вместе с очень разными людьми — и из простого народа, и с женами крупных партийных и полити­ческих деятелей. Поначалу она очень проклинала редактора, который дал на нее показания. Но потом им устроили очную ставку. Когда он вошел, она увидела, как страшно, смертельно он был избит. И его очень пожалела. Она поняла, что он не виноват. Никто не виноват.

Потом мама вместе со мной была отпущена. Она никогда не понимала, каким чудом она оттуда выбралась. Много лет спустя мы узнали, что в это время из НКВД убрали Ежова и некоторых арестованных освободили. В нашем случае сыграло роль то обстоятельство, что мама не подписала ни одной бумаги, где обвинение требовало от нее признания. Очень долго я ничего об аресте не знала: мама скрывала. Я узнала случайно, когда была уже взрослая и все понимала. Проговорился мой дядюшка, и так я узнала не только это, но и другие подроб­ности жизни родителей и семьи, как их преследовали при советской власти.

Мама была очень яркой фигурой. Она была крутая антисоветчица и всему давала очень реальную оценку — в отличие от многих других в ее поколении, завороженных советской властью.

Все мое поколение пошло в первый класс в 1945 году, как только кончилась война. У многих, как и у меня, не было папы. Люди ко всему тогда привыкли — к горю, к страху. Я знала, что у мамы очень большие трудности — это она не скрывала. Она, например, долго не могла устроиться на работу из-за нацио­нальности. Куда бы ее ни приглашали — например, ее звали в университет, на филфак, преподавать что-то польское, — дальше отдела кадров дело не доходило. Всякая национальность, кроме русской, украинской или бело­русской, считалась очень неблагонадежной. Поэтому маму никуда не брали, и она растила меня, перебиваясь случайными заработками.

Смерть Сталина для меня одно из самых важных событий. Моя мама, когда это случилось, сказала: «Все кончено: бандит сдох». Она его никогда не называла Сталиным, она всегда говорила «этот бандит». А потом я услышала по радио, что точно такую же фразу сказали в семье Майи Плисецкой: «Бандит сдох».

____________________________

Список работ О.С. Поповой

1961

1) Новые поступления // Записки отдела рукописей Государственной библиотеки им. В.И. Ленина. Т. 24. М., 1961. С. 119–198 (описания миниатюр и орнаментов рукописей).

1962

2) Новгородская рукопись 1270 г. Миниатюры и орнамент // Записки отдела рукописей Государственной библиотеки им. В.И. Ленина. Т. 25. М., 1962. С. 184–219.

1968

3) Новгородские миниатюры и второе южнославянское влияние // ДРИ. Художественная культура Новгорода. М., 1968. С. 179–200.

1972

4) Галицко-волынские миниатюры раннего XIII в. (К вопросу о взаимодействии русского и византийского искусства) // ДРИ. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 283–315.
5) Новгородская миниатюра раннего XIV в. и её связи с палеологовским искусством // ДРИ. Рукописная книга. Т. 1. М., 1972. С. 105–139.

1973

6) Новгородская живопись раннего XIV в. и палеологовское искусство // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973. С. 256–266.

1974

7) Новгородские миниатюры второй четверти XIV в. // ДРИ. Рукописная книга. Т. 2. М., 1974. С. 70–99.
8) Икона «Богоматери Одигитрии» середины XIV в. из Успенского собора Московского Кремля // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1974. М., 1975. С. 238–251.

1975

9) Икона Спаса из Успенского собора Московского Кремля и образ Христа в византийском искусстве первой половины XIV в. // ДРИ. Зарубежныесвязи. М., 1975. С. 125–146.
10) Les miniatures russes du XI au XV siècle. Leningrad, 1975.

1976

11) Виктор Никитич Лазарев // Вестник МГУ. История. 1976. № 3. C. 33–34.
12) Византийские традиции в новгородской живописи первой трети XII века // XVCongrèsinternationald’étudesbyzantines. Résumésdescommunications. III. Artetarchéologie. Athènes, 1976.

1977

13) Икона “Спас Ярое Око” середины XIV в. // ДРИ. Проблемы и атрибуции. М, 1977. С. 126–148.
14) Миниатюры Московского евангелия начала XV в. // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1977. М., 1977. С. 206–214.
15) К вопросу о связях древнерусского, византийского и романского искусства XI – начала XII вв. // Труды II Международного симпозиума по грузинскому искусству. Тбилиси, 1977. С. 1–22.
16) Виктор Никитич Лазарев // ВВ. 1977. Т. 38. C. 271–275.
17) Виктор Никитич Лазарев (1897–1976) // Советское искусcтвознание. 1976. Вып. 2. М, 1977. C. 275–286.

1978

18) Свет в византийском и русском искусстве XII–XIV веков // Советское искусствознание. 1977. Вып. 1. М., 1978. С. 75–99.
19) Икона “Иоанн Предтеча” середины XIV в. из Эрмитажа // Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978. С. 245–261.

1979

20) Греческое евангелие второй половины XI в. Миниатюры и орнамент // Зборник за ликовне уметности. Т. 15. Београд, 1979. С. 31–49.

1980

21) Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV в. Его связи с Византией. М., 1980.

1981

22) Древнейшиерусскиеминиатюры // Actes du XVe Congrès international d’études byzantines. T. II. Art et Archéologie. Athènes, 1981. P. 649–663.

1982

23) Искусствораннего XIII в. наБалканахинаРуси // Festschrift für Fairy von Lilienfeld zum 65. Geburtstag. Erlаngen, 1982. S. 338–354.

1983

24) Особенности исторического и культурного развития Москвы и Новгорода в первой половине XIV в. Связи с Византией // Русско-балканские связи в эпоху Средневековья. София, 1983. С. 20–41.
25) Русская книжная миниатюра XI – XV вв. // ДРИ. Рукописная книга. Т. 3. М., 1983. С. 9–74.
26) Балканска уметност раног XIII века и руско сликарство // Зограф. 1983. Т. 14. С. 31–39.

1984

27) Изобразительное искусство Византии // Культура Византии второй половины IV–VII вв. М., 1984. С. 546–572.
28) RussianIlluminatedManuscripts. London, 1984.
29) Russische illuminierte Handschriften. Leningrad, 1984.
30) Les manuscrits enluminés Russes. Leningrad, 1984.

1987

31) Раннехристианское искусство (II–V века). Византийское искусство // Очерки истории искусства. М., 1987. С. 212–303.
32) Византийский кодекс второй половины XI в. в Государственном Историческом музее // Музей. 1987. Т. 7. С. 130–146.

1988

33) Две русские иконы раннего XIII в. // ДРИ. Художественная культура X– первой половины XIIIв. М., 1988. С. 231–243.

1991

34) Византийские иконы XIV – первой половины XV вв. / Византия. Балканы. Русь. Иконы конца XIII– первой половины XV века. Каталог выставки. Государственная Третьяковская галерея. М., 1991. С. 11–40.
35) Проблемы византийской живописи первой половины XIV в. // XVIII Международный конгресс византинистов. Резюмесообщений. М., 1991. С. 917–918.

1992

36) Una materia transfigurata in luce. Da Ravenna a Kiev // La nuova Europa. Vol. 4. Milano, 1992. P. 79–87.

1993

37) Новый Завет с Псалтирью: греческий иллюстрированный кодекс первой половины XIV в. из Синодальной библиотеки (гр. 407) // ВВ. 1993. Т. 54. С. 127–139.
38) Medieval Russian Painting and Byzantium // Gates of Mystery. The Art of Holy Russia. Huntington, 1993. P. 44–59.

1994

39) Особенности искусства Пскова // Отблески христианского Востока на Руси. Псковское искусство. Милан, 1994. С. 9–27.
40) То же параллельно на итальянском языке: Lepeculiarità dell’artediPskov // Bagliorirussidell’ Orientecristiano. L’ arte di Pskov. Milano, 1994. P. 9–27).
41) Die Fülle des Lichtes. IkonenausByzanz. Milano, 1994.
42) Икона“Богоматерь Скорбящая” из Третьяковской галереи // Искусство Руси, Византии и Балкан XIII в. Тезисы докладов конференции. Москва, сентябрь 1994. СПб., 1994. С. 8–9.

1995

43) L’icona bizantina dalle origini al XV secolo // Popova O., Smirnova E., Cortesi P. Icone. Milano, 1995. P. 33–82.
44) Мозаики Михайловского монастыря в Киеве и византийское искусство конца XI – начала XII вв. // Искусство Руси и стран Византийского мира XII в. Тезисы докладов конференции. Москва, сентябрь 1995. СПб, 1995. С. 30–32.

1996

45) Аскеза и Преображение. Образы византийского и русского искусства XIV века. Милан, 1996 [То же параллельно на итальянском языке: Ascesi e Trasfigurazione. Immagini dell’arte byzantina e russa nel XIV secolo. Milano, 1996].
46) Икона “Благовещение” из ГМИИ имени А. С. Пушкина – произведение фессалоникских мастерских 30–40-х гг. XIV в. // ВВ. 1996. Т. 56. С. 238–246.
47) Russian Icons at the Time of St. Sergius // Contemplating the Mystery. SaintSergiusandRublev. Milano, 1996. С. 2–10.
48) О некоторых проблемах византийского искусства первой половины XV в. // Искусство Византии и Древней Руси. К 100-летию со дня рождения Андрея Николаевича Грабара. Тезисы докладов конференции. Москва, 24–26 сентября 1996. СПб., 1996. С. 41–42.
49) Die Mosaiken des Michael-Klosters in Kiew und die byzantinische Kunst vom Ende des 11ten – Anfang des 12ten Jahrhunderte // Byzantium. Identity, Image, Influence. XIX International Congress of Byzantine Studies. University of Copenhagen, 18-24 August, 1996. AbstractsofCommunications. Copenhagen, 1996. № 5115.

1997

50) Фрески Дмитриевского собора во Владимире и византийская живопись XII в. // Дмитриевский собор. К 800-летиюпамятника. М., 1997. С. 93–119.
51) The frescoes and icons of Theophanes the Greek // Instrumenta Patristica.Vol. 30. La spiritualité de l’univers byzantin dans le verbe et l’image. Hommages offerts à Edmond Voordeckers à l’occasion de son éméritat. Turnhout, 1997. P. 253–263.
52) Византийская аскеза и образы искусства XIV в. // ДРИ. Исследования и атрибуции. СПб., 1997. С. 96–112.
53) Миниатюры Хутынского Служебника раннего XIII в. // ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII в. СПб, 1997. С. 274–289.
54) В.Н. Лазарев – исследователь византийского искусства // Византия. Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Тезисы докладов конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора В.Н. Лазарева (1897–1976). Москва, 29 сентября – 2 октября 1997. СПб, 1997. С. 8–9.
55) Два пути духовной жизни. Феофан Грек // Введение в храм. Язык. Семиотика. Культура. М., 1997. С. 499–509.

1998

56) Византийская духовность и стиль византийской живописи VI в. и XI в. // ВВ. 1998. Т. 55/ 2. С. 216–221.
57) Русские иконы эпохи св. Сергия Радонежского и его учеников. Православная духовность XIV в. и ее русский вариант // ДРИ. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб, 1998. С. 27–39.
58) Греческий иллюстрированный кодекс (евангельские чтения) второй половины X в. из Парижской Национальной библиотеки (Coislin 31) // Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь. Тезисы докладов международной конференции. Москва, 17–19 ноября 1998 г. СПб, 1998. С. 27–29.
59) Il volto di Cristo nelle icone bizantine del XIV secolo // La nuova Europa. Milano, 1998, № 6. P. 82–91.

1999

60) Некоторые проблемы позднего византийского искусства. Образы святых жен, Марины и Анастасии // ДРИ. Византия и Древняя Русь. К 100-летию Андрея Николаевича Грабара (1896–1990). СПб, 1999. С. 348–358.
61) Il volto di Cristo nell’arte bizantina // Sophia la sapienza di Dio. Milano, 1999. P. 19–30.
62) Древнерусская живопись и Византия // Искусство средневековой Руси. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. XII. М, 1999. С. 14–51.
63) Древнерусское искусство как часть православного культурного мира // Россия и арабский Восток: встреча двух культур. Бейрут, 1999. С. 42–55 (то же параллельно на арабском языке).

2000

64) Византийское искусство в Италии. Мозаики Торчелло // ВВ. 2000. Т. 59. С. 152–165.
65) Probleme der byzantinischen Kunst an der Wende vom 12. zum 13. Jahrhundert // Lithostroton. Studien zur byzantinischen Kunst und Geschichte. Festschrift für Marсell Restle. Stuttgart, 2000. S. 201–215.
66) Аскетическоетечениеввизантийскомирусскомискусстве второй четверти XI в. и его дальнейшая судьба // К 2000-летию христианства. Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов на международной конференции. Москва, 17–19 октября 2000 г. СПб, 2000. С. 60–64.
67) Христос Пантократор // София Премудрость Божия. Выставка икон XIII–XIX веков из собраний музеев России. М., 2000. С. 18–28.
68) Le courant ascétique dans l’art byzantin et russe du deuxième quart du XI siècle et ses destinées ulterieures // The Culture and Art of Ohrid and Christianity. International Symposium. Oсtober 1–3, 2000, Ohrid. Abstracts of Papers. Ohrid, 2000. P. 1–4.
69) Le icone russe dell’epoca di San Sergio // «In te si rallegra ogni creatura». Andrej Rublev e Dionisij. Storia dell’icona in Russia. Vol. 2. Milano, 2000. P. 7–16.

2001

70) Образ Христа в византийском искусстве V–XIV веков // ВВ. 2001. Т. 60. С. 159–173.
71) Образ Исаака Сирина в византийском искусстве XIV в. // Церковь и время. Научно-богословскийицерковно-общественныйжурнал. М., 2001. С. 293–314.
72) Expressions of Ascetism in Illuminated Manuscripts from Athos, now in Russian Collections // XXe Congrès International des Études byzantines. Pré-Actes. I. Séances plénières. Paris, 2001. P. 149–151.

2002

73) L’eredità del mondo classico. Da Atene a Bisanzio / Icone, ponti tra oriente e occidente // Luoghi dell’infinito. 2000. № 48, gennaio. Milano, 2002. P. 8–13.
74) Мозаики Михайловского монастыря в Киеве и византийское искусство конца XI– начала XIIв. // ДРИ. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002. С. 344–364.
75) Византийские иконы VI–XV веков // История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., 2002. С. 41–94.
76) Икона Христа Пантократора из Византийского музея в Афинах // ДРИ. Византия. Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Посвящается 100-летию со дня рождения Виктора Никитича Лазарева (1897–1976). СПб., 2002. С. 260–268.
77) The Icon of Christ Pantokrator in the Byzantine Museum, Athens, and Byzantine Art of the Second Quarter of the Fourteenth century // Byzantine Icons. Art, Technique and Technology. An International Symposium. Gennadius Library. The American School of Classical Studies at Athens. 20–21 February 1998. Heraklion, 2002. P. 117–125.
78) The image of Isaac of Nineveh (Isaac Syrus) in XIVth-century Byzantine art // Deltion tis Christianikis archaiologikis etaireias. 2002. P. 25–35.
79) Виктор Никитич Лазарев // ДРИ. Византия. Русь. Западная Европа. Искусство и культура. СПб., 2002. С. 33–37.

2003

80) Аскетическое и классическое в византийской живописи XI–XII вв. // Историческая роль Константинополя. Тезисы докладов XVI Всероссийской научной сессии византинистов. Москва, 29–30 мая 2003 года. М., 2003. С. 94–96.
81) Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003.
82) Греческая иллюстрированная рукопись второй четверти XIV в. из Венской Национальной библиотеки (Theol. Gr. 300) // Мир Александра Каждана. К 80-летию со дня рождения. СПб., 2003. С. 238–258.

2004

83) Греческий иллюстрированный кодекс второй половины X века из Парижской Национальной библиотеки // ДРИ. Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь. СПб., 2004. С. 45–72.

2005

84) Аскетическое направление в византийском искусстве второй четверти XI в. и его дальнейшая судьба // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летиюхристианства. М., 2005. С. 175–203.
85) Byzantine Icons of the 6th to 15th centuries // A history of icon painting. Moscow, 2005.
86) Мозаики Михайловского монастыря в Киеве и византийское искусство XII в. // Личность и традиция. Аверинцевские чтения. Киев, 2005. С. 113–136.
87) Остромирово Евангелие и византийское искусство середины XI в. // Средневековые книжные центры: местные традиции и межрегиональные связи. Тезисыдокладовмеждународнойконференции. Москва, 5–7 сентября 2005 г. М., 2005. С. 25–26.
88) The Ascetic Trend in Byzantine Art of the Second Quarter of the 11th Century and Its Subsequent Fate // Nea Rome. Rivista di ricerche bizantinistiche. 2005. Vol. 2 (= Ampelokepion. Studi di amici e colleghi in onore di Vera von Falkenhausen, 2). P. 243–257.

2006

89) Le illustrazioni dei manoscritti antico-russi // Lo spazio letterario del medioevo. 3. Le culture circostanti. Vol. 3. Le culture slave. A cura di M. Capaldo. Roma, 2006. P. 753–795.
90) Аскетиот тренд во византиската уметност од втората четвртина на XI век и неговата понатамошна судбина // Зборник средневековна уметност. 5. Скопjе, 2006. С. 25–39.
91) The mosaics of St. Sophia in Kiev and Osios Lukas in Phokis: similarity and differences // Proceedings of the 21st International Congress of Byzantine Studies. London, 21–26 August 2006. Vol. 3. Abstracts of Communications. London, 2006. P. 302–303.
92) Византия. Искусствоиархитектура // БРЭ. Т. 5. М., 2006. С. 289-295.
93) Мозаики Осиос Лукас и Софии Киевской // София. Сборник трудов в честь А.И. Комеча. М., 2006. C. 347–374.
94) Andrej Rublev e l’arte bizantina e russa tra XIV e XV secolo // Andrej Rublev e l’icona russa. Atti dell’XIII Convegno ecumenico internazionale di spiritualità ortodossa. Sezione russa. Bose, 15–17 settembre 2005. A cura di A. Mainardi. Bose, 2006. P. 61–76.
95) L’indirizzo ascetico nell’arte bizantina del secondo quarto dell’XI secolo e il suo ulteriore destino // Medioevo: il tempo degli antichi. Atti del Convegno internazionale di studi. Parma, 24-28 settembre 2003 / A cura di A.C. Quintavalle. Milano, 2006. P. 322-326.
96) Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М., 2006.

2007

97) Миниатюры Изборника Святослава 1073 г. и византийское искусство третьей четверти XI в. // От Царьграда до Белого моря. Сборник статей по средневековому искусству в честь Э.С. Смирновой. М., 2007. С. 405–440.
98) Фрески Софии Киевской // ВВ. 2007. Т. 66. C. 5–23.
99) История Русского искусства. Т. 1. Искусство Киевской Руси. IX – первая четверть XII века. М., 2007. С. 263–323, 423–469, 505–511.
100) Мир русской архитектуры в фотографиях Алексея Ильича Комеча. М., 2007. С. 2-6.

2008

101) Образ и стиль в мозаиках Софии Киевской // Византия в контексте мировой культуры. К 100-летию со дня рождения Алисы Владимировны Банк. 1906-1984. Материалы конференции. СПб., 2008. С. 386-419.
102) Памяти Алисы Владимировны Банк // Там же. С. 30-32.
103) Миниатюры Мстиславова Евангелия в кругу византийского и русского искусства 11 – раннего 12 в. // Анфологион: Власть, общество, культура в славянском мире в Средние века. К 70-летию Бориса Николаевича Флори. М., 2008 (Славяне и их соседи. Выпуск 12). С. 370-382.
104) Миниатюры кодекса Гертруды в кругу византийского искусства второй половины 11 в. // Византийский временник. 2008. Т. 67. С. 24-42.
105) Преподавание византийского искусства в МГУ // Там же. С. 280-285.

2009

106) Алиса Владимировна Банк // Византийский временник. 2009. Т. 68. C. 278-280.
107) Раннехристианское искусство. Искусство Византии // Отделение истории и теории искусства. Программы общих курсов. Часть первая / Под ред. В.П. Головина и В.С. Турчина. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Истор. ф-т Моск. ун-та, 2009. С. 82-109.

2010

108) Византийские иконы VI-XV веков // История иконописи. Истоки, традиции, современность. VI-XX в. М., 2010. С. 41-94.
109) Миниатюры Евангелия 1061 г. (РНБ, гр. 72) и византийское искусство 60-х-70-х годов XI в. // Византийский временник. 2010. Т. 69. C. 262-278.
110) The 1061 Gospel Miniatures (St Petersburg, NLR, cod. Gr. 72)and Byzantine Art of the 1060s and 1070s // Nea Rhome. 2010. Vol. 6. P. 249-269.
111) Остромирово Евангелие. Миниатюры и орнаменты // Остромирово Евангелие и современные исследования рукописной традиции новозаветных текстов Сборник научных статей. СПб., 2010. С. 60-84.

2011

112) Аскетическое направление и классические традиции в византийском искусстве VI–XI вв. // Византийский временник. 2011. Т. 70. C. 202-218 (1 п.л.).

2012

113) Попова О.С., Захарова А.В., Орецкая И.А. Византийская миниатюра второй половины X – начала XII века. Москва, 2012 (58,5 п.л.)
114) Особенности византийского искусства 70–80-х гг. XI в. (Четвероевангелие в афинской Национальной библиотеке, cod. 57) // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции 2011. С. 69-87.

2013

115) Попова О.С. Перемены в византийском искусстве после Македонского ренессанса // Палеография, кодикология, дипломатика. Современный опыт исследования греческих, латинских и славянских рукописей и документов. Материалы Международной научной конференции в честь 75-летия Б.Л. Фонкича. М., 2013. С. 246-258.
116) Попова О.С. Пути византийского искусства. Москва, Гамма-пресс, 2013 (58 п.л.)
117) Попова О.С. О стиле византийского искусства VI-VII веков // Свет Христов просвещаеи всех. Альманах Свято-Филаретовского института. Выпуск 8. Октябрь 2013. М.: СФИ, 2013. 84-93.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Византия, МГУ, Новгородская республика, искусство, некролог
Subscribe

Posts from This Journal “Византия” Tag

promo philologist september 16, 18:46 1
Buy for 100 tokens
Мой муж, Виталий Шкляров, гражданин США и Беларуси уже почти 7 недель находится в белорусской тюрьме как политзаключенный. Его обвиняют в том, что 29 мая он якобы организовал в городе Гродно несанкционированный митинг в поддержку арестованного лидера белорусской оппозиции Сергея Тихановского.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments