Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Константин Антонов. «Как возможна религия?» Часть 1 (2020)

Антонов К.М. «Как возможна религия?»: Философия религии и философские проблемы богословия в русской религиозной мысли XIX–XX веков: В 2 ч. Ч. 1. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2020. — 608 с.

Монография представляет собой первое в отечественной историко-философской литературе систематическое исследование становления философии религии и философской теологии в русской религиозной мысли XIX— XX веков. Прослеживаются главные этапы формирования и развития основных идей, концепций и методологических подходов, предложенных представителями религиозно-философской мысли в области философии религии и философской теологии, осуществляется их комплексный анализ. В первой части работы автор обращается к рассмотрению переосмысления основных религиозных понятий и представлений, богословских идей и церковных практик, осуществленного в традиции религиозно-философского мышления на протяжении XIX — начала XX в. на основе полемических оппозиций по отношению к духовно- академическому богословию, с одной стороны, и атеистической критике религии – с другой. В частности, обсуждаются проблемы отношений религии и рациональности, религии и истории, религии и атеизма, а также проблематика, связанная с идеей «догматического развития». Книга адресована философам, богословам, религиоведам, историкам русской философии и культуры, всем, интересующимся вопросами философского осмысления религии.



Константин Михайлович Антонов (род. 1968) – выпускник Философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук, зав. кафедрой философии и религиоведения Богословского факультета ПСТГУ. Автор ряда монографий и статей по проблемам истории русской религиозной мысли, истории отечественного религиоведения, методологическим проблемам философии религии, религиоведения, теологии.


Оглавление

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Философия религии, теология, религиоведение . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Философия религии в системе рефлексивных структур религиозной традиции . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Философия религии и религиозная философия в русской мысли . . . .36

ГЛАВА 1. Предтечи и основоположники: становление философии религии и ее развитие в русской мысли середины XIX в.
Истоки, предтечи, контекст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
Источники и предшественники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
Контекст: как философы начали заниматься богословием . . . . . . . . . .65
Экспозиция романтизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66
Романтизм contra Просвещение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
Романтизм contra синодальная Церковь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70

Основоположники: философия религии в русской мысли середины XIX века . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .79
П.Я. Чаадаев: религия как откровение и традиция . . . . . . . . . . . . . . . .82
И.В. Киреевский: вера как основа религиозного отношения . . . . . . .89
А.С. Хомяков: вера, история, теология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96
М.А. Бакунин: антитеологизм как дорога к свободе . . . . . . . . . . . . . 104
П.Д. Юркевич: антропологический анализ как основа философии религии и философской теологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114

Ю.Ф. Самарин: личное откровение в контексте философской экклезиологии . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123
Становление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124
Богословствование на свой страх и риск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Полемика с М. Мюллером . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .138
Перспективы и краткое резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .147
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .148

ГЛАВА 2. Философия религии в русской идеалистической метафизике конца XIX в.
В.С. Соловьев: религия как осуществление Богочеловечества . . . . . . . . .159
Где искать философию религии? Систематика и проблематика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .162
Онтологические основы и гносеологическая ценность религии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Философская теология Соловьева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .182
История и феноменология религии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .186
«Оправдание добра» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .207
Краткое резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .213

Проблема веры и разума в контексте философии религии и философской теологии конца XIX в.: спиритуализм, гегельянство, кантианство . . . . . . . . . . . . . . . . . . .214
Философский спиритуализм: философия религии в контексте метафизики как науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .216
Л.М. Лопатин: спиритуализм как умеренный рационализм против абсолютного рационализма, мистицизма и материализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
А.А. Козлов: «сознание Бога» и «знание о Боге» в философии религии и философской теологии . . . . . . . . . . . . . .235
П.Е. Астафьев: вера и знание против «религиозного возрождения» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245

Русское гегельянство: от конфликтов ложного сознания к единству подлинного. . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
Б.Н. Чичерин: наука как философия и поиск рациональных оснований религии . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . .257
П.А. Бакунин: естественная религиозность самосознания между суеверием и неверием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .268
Вера за пределами рассудка и опыта: кантианство А-ра И. Введенского . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .280
Виды веры и рассудок: на пути к понятию Бога . . . . . . . . . . . . . . .280
Живой Бог и религиозный опыт: еще некоторые полемические сюжеты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .286
Краткое резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .293
Кн. С.Н. Трубецкой: от истории и философии религии к философскому богопознанию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .295
История и теория религии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .297

Философские основания и богословские следствия: на пути к концепции Абсолютного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .305
Проблемы философии религии в полемике вокруг наследия С. Н. Трубецкого . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .312
Кн. Е. Н. Трубецкой: от критики средневековой теократии к философской апологии христианства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .331
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340

ГЛАВА 3. Философия религии начала XX в.: типология и проблематика
ТИПОЛОГИЯ
С.Л. Франк: между индивидуализмом и универсализмом . . . . . . . . . . . . 356
Философия религии и философия культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .357
Религиозный опыт в контексте концепции «живого знания» . . . . . . .366
Место философии религии в системе зрелого Франка . . . . . . . . . . . .369

«Потребность» и «опыт»: к философской постановке проблемы религии в творчестве С. Н. Булгакова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .373
Религия как личная и общественная потребность . . . . . . . . . . . . . . . .375
Религия как основа публичного пространства . . . . . . . . . . . . . . . . . . .380
Богословская наука и церковный авторитет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
«Свет Невечерний»: религия как опыт трансцендентного . . . . . . . . .388
«Свет Невечерний»: философско-теологические аспекты . . . . . . . . .395
Краткое резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .400

Феноменология, герменевтика и диалектика в теодицее и антроподицее о. П. Флоренского. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .402
Проблема метода в философии религии в раннем творчестве о. П. Флоренского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404
Феноменология и онтология религии в книге
«Столп и утверждение Истины» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .412
Философия культа как феноменология и герменевтика
священного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .421
Краткое резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .431

Метафизика религии, власти и пола в философии В. В. Розанова . . . . . .433
Методологические аспекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .436
Власть. Пол. Культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445
Из полемики вокруг идей Розанова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .460
Краткое резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .470

ПРОБЛЕМАТИКА
Опыт, творчество, Церковь: проблема «догматического развития» в русской мысли XIX — начала XX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .472
Точка отсчета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .475
Ю.Ф. Самарин: «Церковь развивающаяся» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .481
В.С. Соловьев: догматическое развитие в контекте экуменического проекта и идеи Богочеловечества . . . . . . . . . . . . . . . .486
Л.Н. Толстой: этико-теологическая деструкция догматического богословия . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .497
Конец XIX в.: А. И. Введенский, кн. С. Н. Трубецкой, прот. П. Светлов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 504
«Непостижимые факты» или «путеводные звезды»: догматы на Религиозно-философских собраниях 1901–1903 гг. . . . . . . . . . . . .514
Молитва или новое откровение? Вопрос об основаниях догматики в первое десятилетие XX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .522
Второе десятилетие XX в.: мистика, схоластика и символизм . . . . . 543
Краткое резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 556

Религия и история в русской мысли начала XX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .559
Новое религиозное сознание или религия будущего? . . . . . . . . . . . . 562
Религиозные искания: типология пониманий . . . . . . . . . . . . . . . . . . 569
Н. А. Бердяев: от критики исторического материализма к религиозному пониманию исторического процесса . . . . . . . . . . . . .576
Краткое резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .583
Проблема атеистического сознания в русской мысли начала XX в. . . . . .585
В.В. Розанов и Великий Инквизитор: атеизм в «Легенде…» или атеизм «Легенды…»? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .589
Л.И. Шестов: (а)теизм Ницше . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .592
Д.С. Мережковский: атеизм и религия русской интеллигенции . . . .596
С.Н. Булгаков: курс лечения для атеистической души . . . . . . . . . . . .599
Краткое резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .603
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 604

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Бакунин, Бердяев, Борис Чичерин, Владимир Соловьев, Евгений Трубецкой, Киреевские, Лев Толстой, Мережковский, Розанов, Самарин, Семен Франк, Сергей Булгаков, Сергей Трубецкой, Флоренский, Хомяков, Чаадаев, Шестов, книги, религия, теология, философия
Subscribe

Posts from This Journal “теология” Tag

Buy for 100 tokens
Вагинов К.К. Козлиная песнь: Роман / Подготовка текста, коммент. Д.М. Бреслера, А.Л. Дмитренко, Н.И. Фаликовой. Статья Н.И. Николаева. Статья И.А. Хадикова и А.Л. Дмитренко. Ил. Е.Г. Посецельской. — СПб.: Вита Нова, 2019. — 424 с.: 34+45 ил. — (Рукописи). ISBN 978-5-93898-699-2.…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments