Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Екатерина Сокрута. «Авторская поэтика Иосифа Бродского» (аудио)

04.02.2020. Заседание семинара Научно-исследовательского центра "Ф.М. Достоевский и мировая культура" "Авторские теории творчества". Москва, ИМЛИ РАН. Ведущая Татьяна Касаткина. Доклад Е.Ю. Сокруты «Авторская поэтика Иосифа Бродского». Участники семинара: Татьяна Магарил-Ильяева, Катерина Корбелла, Анастасия Гладощук. Аудиозапись.



Аннотация доклада: "Одним из принципов, многократно декларируемых самим поэтом, был для Бродского принцип частности человеческого существования. От бытового одиночества, обратной стороной которого как для него самого, так и для его героев оказывается свобода («Как хорошо, что некого винить / как хорошо, что ты ничем не связан / как хорошо, что до смерти любить, тебя никто на свете не обязан»), – до обособленности гражданской, политической, артикулированной, стоившей ему, как известно, многого; далее – к одинокости Вселенской, к богооставленности и попытке эту оставленность преодолеть.



Это не только позиция лирического героя, который, благодаря дистанции, чаще всего оказывается за скобками, в роли наблюдателя, свидетеля, но не участника («Возможность же все это наблюдать / к осеннему прислушиваясь свисту / единственная, в общем благодать, доступная в деревне атеисту»), но и черта его собственного характера. «Я, – весело заявлял Бродский своему интервьюеру Соломону Волкову, – свои собственные стишки сочиняю, исключительно. У меня других суждений на этот счет нет».

Тем ценнее оказывается для исследователя авторская теория творчества Бродского, которая представляет собой не набор застывших принципов или суждений, выдающих стремление принадлежать к тому или иному направлению или течению в литературе, и вообще не желающая «выстраивать себя в учение», но предлагающая частные размышления. Перед нами живая динамичная система наполненных мерцающим смыслом индивидуальных понятий и категорий, незнание которых существенно обедняет наши представления и о поэзии Бродского и о поэзии как таковой, поскольку его рассуждения чаще всего носят обобщающий, генерализирующий характер. Ценно, что обобщения делаются не в какой-то конкретный момент, по запросу, для интервью или лекции, но являются частью громадной внутренней работы, которая продолжалась в поэте всю жизнь.

Бродский говорил, что вполне отдает себе отчет об отправных точках этой работы: скажем, одним из краеугольных камней размышлений о взаимосвязи Языка и Времени оказалась строка из стихотворения Одена, поразившая его в юности: «Язык больше Времени, но щадит его». К слову, о глубине и качестве влияния на его творчество Одена и других англо-американских поэтов мы судим, прежде всего, на основе его собственных свидетельств, которые нередко оказываются обширнее и точнее, чем выводы исследователей.

Однако наиболее интересной для изучения областью являются те размышления поэта, где он говорит о материях, казалось бы, далеких от стихотворчества, но принципиально важных для выстраивания его воззрений, которые помогают нам понимать и толковать стихи. Несмотря на то, что о творчестве Бродского написаны тысячи работ, этот нюанс часто ускользает: великое и малое у него тесно связаны, разговор о любом конкретном аспекте текста «в случае Иосифа» следует начинать издалека и, напротив, самые отвлеченные и труднопостижимые концепты иллюстрировать через возможности конкретной поэтической речи, в которой небо и чашечка цветка связаны наглядно, как у любимого им Блейка.

В работе рассматриваются интервью и «диалоги» поэта (как самостоятельный жанр), лекции, прочитанные в разное время студентам американских колледжей, Нобелевская лекция, как своего рода квинтэссенция осмысленного ранее. На основе эксплицитных и имплицитных высказываний предпринимается попытка описать авторскую теорию творчества Бродского как систему взаимосвязанных индивидуально понятых категорий поэтики и эстетики.

Рефлексия поэта, обращенная на творчество, свое и чужое, направлена, как правило, не на конкретное произведение, но на саму его природу, на вопрос о сути поэтического. В размышлениях об искусстве, его методах и задачах, о том, какой надлежит быть поэзии, постепенно формируется авторская поэтика Бродского, задача которой – поиск адекватного замыслу языка и новых путей в творчестве поэта в ХХ столетии. Важным аспектом изучения авторской теории является творческая актуализация открывшихся поэту глубинных смыслов искусства, которые постепенно становятся фактом современной культуры и нуждаются в дальнейшем осмыслении".

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Бродский, ИМЛИ, Татьяна Касаткина, поэзия, поэтика, семинары, теория литературы, филология
Subscribe

Posts from This Journal “Бродский” Tag

promo philologist november 24, 02:20 1
Buy for 100 tokens
Историк, член Британской академии Арнольд Тойнби (1889-1975): "Я считаю, что целью образования обязана быть религиозность, но не корысть. Образование обязано быть поиском понимания значения и цели жизни, а также поиском верного жизненного пути. Я верю в то, что правильный духовный путь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments