Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Олег Соловьев. "Концепция "Университета 3.0" в российских реалиях"

Статья редактора Международного рейтинга вузов Round University Ranking Олега Соловьева "Должны ли университеты зарабатывать? Концепция «тройной спирали» в российских реалиях", опубликованная в журнале Forbes.



Университет исторически развивался как центр образования и науки, и лишь в 90-е годы XX века родилась концепция «тройной спирали», представляющая университет как триединство науки, образования и технологических инновации. Является ли такая модель магистральной для всего человечества и России в частности? Что такое университет и каким он должен быть? Дискуссии на эту тему не утихают уже которое десятилетие, в том числе и в России. В своей истории университеты прошли через несколько стадий развития, и вполне возможно, что существующая модель далеко не оптимальна и нуждается в модификациях.

Университет 1.0. Образование

Университет как явление зародился в недрах европейской, христианской культуры и неразрывно был связан с церковью вплоть до Нового времени. Так, старейшим из ныне существующих считается Болонский университет, основанный в 1088 году. Фактически, университет был одним из средневековых цехов, основная цель которого — воспроизводство сословия богословов. Именно из средневекового университета берут начало такие формы занятий, как лекции и семинары.

В силу крайней немногочисленности как самих университетов, так и исследователей, богословов, каждый был уникален. Если человек средневековья прочитал за жизнь 30 книг и поговорил с 5 коллегами — это уже бесценный опыт. И самый экономный способ передать его — просто пересказать студентам, которые тщательно конспектируют слово своего учителя и будут хранить эти конспекты до конца жизни. Таким образом, университет первого поколения, или «Университет 1.0» — это исключительно центр образования, понимаемого как передача знаний.

Университет 2.0. Образование и наука

Университет в более современном понимании (также известный как «Исследовательский университет»), с его дисциплинарным разделением на факультеты и кафедры, насчитывает не более двухсот лет. Первым образцом такой модели считается Берлинский университет, основанный в 1810 году Вильгельмом фон Гумбольдтом. Такой университет более известен как «Гумбольдтский университет», или же университет исследовательского типа. По замыслу создателя миссия такого университета — воспитание гармонично развитого человека, владеющего всей суммой знания, накопленного человечеством. Он призван создавать новое знание на основе известного. Именно в Берлинском университете и был реализован принцип единства образования и науки.

Университет 3.0. Тройная спираль: образование, наука, инновации

К исходу второго десятилетия XXI века в экспертном сообществе сложился негласный консенсус, согласно которому университет должен быть одновременно центром образования, науки и инноваций. Такого рода синергия в теории должна была обеспечить непрерывность процесса передачи (образование), создания (наука) и внедрения (инновации) нового знания. Данная концепция получила название «Тройной спирали» (Triple Helix), которая впервые была сформирована в 1995 году Генри Ицковицем и Лоэтом Лейдесдорфом в работе «Тройная спираль — взаимодействие университета-индустрии-государства: лаборатория экономического развития на основе знания».

Отличительные признаки университета 3.0 таковы:

- Неразрывная связь с реальным сектором экономики. Университет является неотделимой частью мета-кластера, включающего акселерационную инфраструктуру для стартапов (бизнес-инкубаторы, венчурные фонды и т.д.) и офисы устоявшихся компаний. Наиболее известный пример подобного кластера — знаменитая Кремниевая Долина в США. В России примером такого кластера можно назвать Инновационный Центр Сколково, а в перспективе — Научно-технологическую долину МГУ «Воробьевы Горы».

- Результаты прикладной научной деятельности находят немедленное применение в окружающем университет кластере. Технических вариантов такого взаимодействия много: создание технологических компанией студентами и преподавателями на основании своей научной деятельности, продажа результатов интеллектуальной собственности крупным компаниям, и т.д.

На первый взгляд, такого рода инновационные кластеры, центральным ядром которых является университет, и есть магистральная дорога в светлое будущее устойчивого экономического роста и процветания. Однако на практике успешных примеров «университетов 3.0» считанные единицы. В основном это университеты США, в первую очередь всем известные MIT, Стэнфорд, Гарвард и, в меньшем масштабе, еще несколько десятков университетов.

Как попасть в топ-100

Наиболее известным исследованием, в котором оценивается Третья Миссия университета (т.е. внедрение научных результатов) является рейтинг от информационного агентства Reuters — The World’s Most Innovative Universities. Это рейтинг ТОП-100 ведущих инновационных университетов мира, основанный на патентной активности вузов. Из 100 оцениваемых университетов 46 находятся в США, 9 в Германии, 8 во Франции. На первом месте, что неудивительно, оказался Стэнфордский университет, с которого в 1950-е годы началось формирование Кремниевой долины. Вторую и третью позиции занимают Гарвард и MIT, расположенные в компактном инновационном кластере на Восточном побережье США (Кембридж, штат Массачусетс). Отметим, что на радар данного исследования попали всего 100 вузов из более чем 30 тысяч существующих в мире (по данным портала Webometrics). Таким образом, всего 0,3% от общего числа университетов мира признаны соответствующими модели Университета 3.0.

В чем принципиальное отличие таких университетов от других, сопоставимых по численности студентов/преподавателей и бюджету? Например, бюджет МГУ им. М. В. Ломоносова, пересчитанный по паритету покупательной способности, вполне сопоставим с бюджетом среднего вуза из глобального ТОП-50. Быть может, дело в наличии «инновационного пояса» вокруг университета, в виде офисов, технопарков, центров прототипирования, бизнес-инкубаторов и т.д.? Но в самом факте наличия инфраструктуры нет ничего уникального — сотни университетов по всему миру имеют сопутствующую инфраструктуру, порой значительно превосходящую таковую у вузов первой десятки. Разница в том, что выпускники таких университетов 3.0 создали поистине феноменальный прибавочный продукт, в сотни раз превышающий бюджеты своих alma-mater.

Даже краткий анализ первой тройки университетов из глобального ТОП-100 ведущих инновационных вузов мира поражает воображение. Так, 150 000 компаний, основанных выпускниками за всю историю Гарварда, получили в 2014 году выручку $3,9 трлн и приняли на работу 20,4 млн человек. Только у одного MIT за 2015 год показатели таковы: 30 000 компаний, $1,9 трлн. выручки и 4,6 млн рабочих мест. Сложно не заметить, что каждый из этих университетов сгенерировал прибавочный продукт, превышающих ВВП подавляющего большинства стран мира. Для сравнения, по данным МВФ номинальный ВВП России по итогу 2019 года составил $1,637 трлн.

Анализируя опыт России, мы видим ограниченные примеры создания такого рода инновационных кластеров. Часть из них созданы директивно с чистого листа. В первую очередь это уже упомянутый ИЦ «Сколково» и университет «Сколтех» как один из центральных его компонентов. Также существует ограниченное число примеров инновационных кластеров на базе исторически существовавших университетов, имеющих тесную связь с индустрией. В качестве примеров можно привести МФТИ с его разветвленной системой базовых кафедр, НИЯУ МИФИ, Университет ИТМО и ряд других университетов. Однако все это штучные явления, по масштабу несопоставимые с верхушкой индекса ТОП-100 инновационных университетов.

Если говорить о системных явлениях, распространяющихся на всю страну, стоит выделить Приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций», а также программу создания НОЦ (Научно-образовательных центров). Примечательна последняя инициатива, поскольку субъектами НОЦ выступают одновременно университеты, компании и региональные власти. Но об итогах вышеупомянутых программ говорить пока рано.

Таким образом, мы видим, что государство предпринимает определенные шаги в создании университетов 3.0. Однако представляется, что директивный подход, во многом применяемый сейчас, едва ли даст ожидаемый результат. Мировой опыт свидетельствует, что университет 3.0 может вырасти только органично, как следствие работы многочисленных экономических акторов.

Какой же можно сделать вывод из вышесказанного? Историческая миссия университета остается неизменной: это наука и образование. Поэтому едва ли возможно сделать модель Университета 3.0 магистральной для всего мира. Само наличие методов оценки вузов красноречиво говорит за себя. К настоящему моменту существует свыше 20 международных рейтингов университетов, в которых оценивается наука и образование. Из них лишь один оценивает исключительно инновационную компоненту (упомянутый выше The World’s Most Innovative Universities)/

По нашему мнению, Университет 3.0 — это скорее исключение, чем правило. Сам по себе университет не способен решить задачу «потоковой» коммерциализации научных результатов. Только связь бизнеса, университетов и государства способна решить такую задачу.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: МГУ, МФТИ, Сколково, Стэнфорд, вузы, инновации, образование
Subscribe

Posts from This Journal “вузы” Tag

promo philologist july 4, 18:41 6
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья, я принял участие в конкурсе профессионального мастерства книжной премии «Ревизор–2020» в номинации "Блогер года". Вы можете поддержать меня и мой книжный блог в интернет-голосовании, открытом на сайте журнала "Книжная индустрия" (регистрация там…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment