Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Мария Фаликман. "Как снизить стресс студентов и преподавателей во время дистанционного обучения"

Руководитель департамента психологии НИУ ВШЭ, доктор психологических наук Мария Фаликман ответила на вопросы телеграм-канала "ЯМудрый" (https://t.me/novsuru/172): как сохранить самообладание, работоспособность и стремление к саморазвитию на период эпидемии и вызванной ей самоизоляции? и есть ли какие-то психологические приемы, которые могут снизить стресс студентов и преподавателей во время дистанционного обучения?



Мария Фаликман: "Человек эволюционировал так, чтобы наиболее эффективно адаптироваться к непривычным, новым для него условиям. Именно в таких условиях мы в очередной раз оказались. Неопределенность и непредсказуемость, ежедневные тяжелые новости со всего мира, изменение множества повседневных привычек, отмена долгожданных встреч и событий – все это так или иначе вызывает тревогу и стресс и у тех, кто принимает решения на самых разных уровнях, и у тех, кто оказался в условиях самоизоляции.

С одной стороны, никто не сказал, что стресс – это плохо. Автор этого термина Ганс Селье определял стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, а здесь появление новых требований несомненно. Но сам же Селье замечает, что оптимальный уровень стресса способствует эффективной работе, без него заметного продвижения не будет. С другой стороны, важно, чтобы стресс не вышел за пределы этого оптимума, и вполне в наших силах удержать его там. В каком-то плане это вопрос личной ответственности, решение отдаться стрессу, пойти на поводу у тревоги как «условного страха» (страха перед тем, что еще не наступило, а может быть, никогда и не наступит) – или же двигаться вперед в условиях неопределенности.

Отдельно подчеркну, что в этих условиях очень важна информационная гигиена. Принципиально важно не просто потреблять информацию, которой сейчас в избытке, но и различать достоверные и недостоверные источники, а при необходимости прицельно искать ответы на свои вопросы. Как говорил немного по другому поводу Ролло Мэй, «пойти навстречу своей тревоге».

Но не менее важно понимать, что для приспособления к этим новым условиям жизни необходимо время. Если у вас не сразу получается вернуться к прежнему уровню работоспособности – это нормально и даже естественно. Каждый, кому доводилось переживать какое-нибудь из важных жизненных изменений – например, переезжать, жениться или менять работу или место учебы, наверняка с этим знаком. Если вы не глубоко интровертированный переводчик-фрилансер, переход к самоизоляции ничем не лучше (и не хуже) этих изменений. Жизнь меняется, привычки меняются, и нужно время на то, чтобы научиться жить и работать в этих условиях. Ключевое слово – научиться, приобрести новые умения и навыки. Кто знает, где и когда они еще смогут оказаться полезными (дай бог, конечно, чтобы нигде).

Как снизить стресс студентов и преподавателей? Мне кажется, главное – не предъявлять друг к другу слишком высоких требований, оставить право на ошибку – тогда и поводов для тревоги, а вместе с нею и для стресса будет меньше. Преподавателям – не бояться учиться новому и быть готовыми принять помощь студентов. Студентам – не впадать в панику при изменении форм отчетности и больше думать о том, для чего они учатся и чем им может помочь здесь взаимодействие с преподавателями. Сейчас очень многие учителя и преподаватели готовят обзоры и обучающие ролики по онлайн-инструментам для своих коллег.

Полагаю, что и в студенческих группах в соцсетях происходит немало интересных и важных обсуждений. Но поскольку обучение – это принципиально двусторонний процесс, только встречное движение и активное взаимодействие преподавателей и студентов сможет сделать его по-настоящему продуктивным. Сейчас многие говорят о том, что образование никогда не будет прежним. Да, но оно будет таким, каким мы сами его сделаем. И это задача непростая, но увлекательная. И понятно, что интереснее ее решать, чем заранее тревожиться, что ничего не получится. Никто не обещал, что это будет легко, но так устроена вся наша жизнь. И в этом плане условия пандемии и самоизоляции ее почти никак не меняют, хотя и требуют большего количества усилий. Дорогу осилит идущий, и идти в любом случае лучше, чем стоять на месте. Потому что потом догонять будет несравненно сложнее, чем начать меняться сейчас".

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Мария Фаликман, вузы, образование, психология, стресс, студенчество, эпидемии
Subscribe

Posts from This Journal “Мария Фаликман” Tag

promo philologist october 15, 15:20 14
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья! Меня номинировали на профессиональную гуманитарную и книгоиздательскую премию "Книжный червь". На сайте издательства "Вита Нова" сейчас открыто онлайн-голосование на приз читательских симпатий премии. Если вы хотите, то можете меня там поддержать:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment