Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

О масонстве графа Семёна Романовича Воронцова (1744-1832) и его знакомстве с Сен-Мартеном

Граф (1797) Семён Романович Воронцов (1744-1832) — русский дипломат из рода Воронцовых, в 1784-1806 гг. посол в Великобритании. Один из наиболее последовательных русских англоманов, на протяжении полувека живший в Лондоне. Брат княгини Екатерины Дашковой и канцлера Александра Воронцова. Автор обширной переписки с видными деятелями своего времени.

Текст приводится по изданию: Воронцов-Дашков А.И., Микешин М.И. Семен Романович Воронцов. Биография. — СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей; Издательство «Политехника Сервис», 2020. — 446 с.




Когда речь идет об активно действующем на международном уровне и обладающим большими связями русском аристократе конца XVIII в., нельзя обойти вопрос о его принадлежности к масонству. В 1774 г. Воронцов был 2-м надзирателем в ложе Марса в Яссах, которая существовала там в 1772-1774 гг. во время русско-турецкой войны. По окончании войны эта ложа соединилась с петербургской ложей Молчаливости (Скромности). В 1776 г. он вместе с братом «намечен в состав» елагинской Великой Английской (Провинциальной) ложи, получившей диплом на открытие от Великой Ложи Англии (в 1772 г.), в которой их отец Роман Ларионович был Великим провинциальным наместным мастером в 1772-1775 гг. В 1780 г. Воронцов упоминается как член ложи Екатерины северной звезды в Варшаве. В 1786 г. он отмечен как член 6-й степени (из семи) ложи Молчаливости (Скромности), которая работала в союзе Великой Провинциальной ложи (но работы прерывались в 1784-1786 гг.).

Получается, что Воронцов мог быть более или менее активным членом российских лож во время войны, а также в недолгий период жизни в Петербурге в 1778-1783 гг. Имя Воронцова отсутствует в записях Великой ложи в Лондоне и в указателях других биографических масонских списков Британии того времени. Видимо, Воронцов считал невозможным в своем положении вступать в тесные связи с местными масонами. Как указывает Ю.М. Лотман в связи с визитом Н.М. Карамзина в 1790 г., один из высших авторитетов у русских масонов Луи-Клод де Сен-Мартен называет «господина Воронцова, посла в Лондоне» одним из «главных русских», которых он знал лично. Сен-Мартен считал Воронцова «преданным учеником, обладающим всеми данными для того, чтобы стать в точном смысле взыскуемым человеком ("homme de desir" — по терминологии позднего Сен-Мартена, человек утопического будущего мира) ... При этом следует подчеркнуть, что Сен-Мартен именно в этот период переживает резкую смену взглядов: он отрекается от масонства ради идеи либерально-гуманной утопии, свободной от уз орденской организации ... революцию, сделанную людьми, следует дополнить революцией в сфере духа ... Такое движение мысли, видимо, было характерно и для окружавшего Сен-Мартена русского кружка, и для С.Р. Воронцова...»

Сен-Мартен приезжал в Лондон в 1787 г. «и однажды был у гр. Воронцова; но так как это был только церемонный визит и как Сен- Мартен был гораздо осторожнее ... то граф видел в нем человека, каким должны быть все люди». Сам Воронцов позже отмечал большой вред от «опасной метафизики мартинистов». Отметим важные представления Сен-Мартена о мире и человеке:

— вселенная и человек оживотворяются одним общим принципом, из которого эманируют спиритуальные силы;
— эти силы действуют и во внешней природе, и в человеке; низшие силы управляют материальной природой, высшие — умственной жизнью человека;
— человек выше природы и вообще ближе к этим высшим силам; величайшее усилие духовных способностей человека должно состоять в «великом деле» (1е grand oeuvre), то есть в стремлении к непосредственному слиянию с высшими силами, чем и достигается тогда знание тайн создания и Божества;
— силы, управляющие материальной природой, не суть физические законы, но действующие спиритуальные существа;
— эти духи, объясняя материальную природу, вместе с тем получают отвлеченное и нравственное значение;
— спиритуальные силы имеют различные градации, существуют области различного спиритуального достоинства;
— истинное «просвещение» есть для человека трудный подвиг, эти усилия — не только усилия чувства и отвлеченной мысли, но и известные материальные способы;
— правила морали человек найдет в себе самом, потому что он есть отражение высшего Начала, и руководством должен служить
ему внутренний свет;
— человек не должен забывать своего высокого достоинства, должен стараться, чтобы другие также уважали его; любовь к ближнему является сохранением чистоты самого Начала;
— одни люди впадают в рабство, другие этого избегают; тот, кто избегает камней преткновения, тот менее изменяет, обезображивает идею своего Начала, менее удаляется от первоначального состояния; тот, кто мало старался, не имеет успехов и даров; тот, кто имеет преимущества, должен быть выше и управлять;
— тот, кто предохранил себя от мрака и разврата, должен стать владыкой не только по делу и необходимости, а и по долгу; он должен овладеть рабами, чтобы соблюсти свою власть и безопасность общества, он имеет все права, в данном случае праведные; это и есть происхождение временного владычества человека над себе подобными;
— это владычество не только не угнетение, но твердейшая опора естественного общества, самое лучшее средство его подкрепления против как внутренних, так и внешних врагов;
— владетель же должен строго придерживаться своих качеств, которыми приобрел владычество, и стараться для собственной пользы устроить блаженство своих подданных; он владеет Светом, при помощи которого может и должен все видеть, знать основания законов и правосудия, уставы воинского порядка, права людей и свои, пружины государственного управления.


К главным особенностям этих представлений можно отнести их акцент на индивидуальности, личности и то, что трудный подвиг истинного просвещения личности подразумевает и материальные способы его осуществления наряду с духовными усилиями, поскольку человек образует духовное единство с природой. У Сен- Мартена путь достижения «золотого века», рая на земле при усовершенствовании человека выглядит значительно более индивидуальным, внутриличностным, чем в иных масонских системах. Кроме того, акцент переносится с внешней, обрядовой стороны на морально-нравственные правила. Вплетенное Сен- Мартеном в мировую схематику понятие долга играет, как кажется, ведущую роль и в жизни Воронцова.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Сен-Мартен, книги, мартинизм, масонство
Subscribe

Posts from This Journal “масонство” Tag

promo philologist october 15, 15:20 14
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья! Меня номинировали на профессиональную гуманитарную и книгоиздательскую премию "Книжный червь". На сайте издательства "Вита Нова" сейчас открыто онлайн-голосование на приз читательских симпатий премии. Если вы хотите, то можете меня там поддержать:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment