Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Эразм Роттердамский: "Науки изобретены на пагубу роду людскому"

Эразм Роттердамский. Похвала глупости; Разговоры запросто / Пер. с лат. П.К. Губера, С.П. Маркиша; Послесл., коммент. Л.Е. Пинского; Коммент. С.П. Маркиша; Илл. М.А. Гавричкова. — СПб.: Вита Нова, 2020. — 434 с.: 40 ил. (Фамильная библиотека. Философский зал). ISBN 978-5-93898-726-5.

Купить книгу: https://vitanova.ru/katalog/tirazhnie_izdaniya/filosofskiy_zal/pohvalagluposti_3069

Впервые опубликованная в Париже в 1511 году и сразу завоевавшая широкую известность и читательское признание, «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского (1466–1536), крупнейшего писателя-гуманиста и ученого Северного Возрождения, до сих пор остается самым читаемым произведением автора и не теряет актуальности благодаря «покоряющей неувядаемой свежести парадоксально заостренной мысли». Рассматривая различные виды и характеристики Мории (Глупости), автор пропускает непосредственные жизненные наблюдения через призму античных реминисценций. Издание дополняют избранные диалоги из книги Эразма «Разговоры запросто» (1518), в которой многие сатирические мотивы речи Мории переработаны в маленькие комедии, забавные сценки и полные метких наблюдений беседы. Издание содержит подробную статью о жизни и творчестве Эразма и обширные комментарии. Цикл иллюстраций известного петербургского художника Михаила Гавричкова создан специально для издательства «Вита Нова» и публикуется впервые.



Публикую фрагмент из этой книги с разрешения издательства "Вита Нова".

Однако я уже предвижу, что со мной заспорят философы. «Подчиняться Глупости, — скажут они, — заблуждаться, обманываться, коснеть в невежестве — все это и значит быть несчастным». Нет, это значит быть человеком. Не понимаю, чего ради называть таких людей несчастными, раз они так рождены, так воспитаны, так приучены и ежели таков общий удел. Нет никакого несчастья в том, чтобы во всех отношениях быть подобным другим существам своей породы, иначе придется жалеть человека потому, что он не может летать вместе с птицами, не ходит на четвереньках вместе со скотами и не носит на лбу рогов наподобие быка.

Воистину, тогда пришлось бы назвать несчастливцем и прекраснейшего коня — потому что он не знает грамматики и не ест пирожных, и быка — потому что он не пригоден для забав палестры. Но если нечего жалеть неискушенного в грамматике коня, то нельзя назвать несчастным и глупого человека, ибо такова уж его натура. Здесь опять ополчатся на меня хитроумные спорщики: «Для того, — говорят они, — и дано человеку, в отличие от прочих живых существ, познание наук, чтобы он образованием ума восполнял пробелы, оставленные природой». Но разве это хоть в малой мере похоже на правду?



Природа, с таким бдительным тщанием создавшая мошек, травы и цветы, задремала, изволите видеть, и дала маху, когда творила человека, так что один он нуждается в поддержке наук — тех самых наук, которые на погибель роду человеческому изобрел Тевт, этот враждебный людям гений! Отнюдь не способствуя нашему счастью, науки лишь вредят той цели, ради которой они якобы созданы, как это изящно доказывает у Платона один умный царь. Итак, науки, вместе с другими язвами человеческой жизни, появились на свет лишь по вине тех, от кого происходят все наши напасти, а именно — по вине демонов; на то указывает самое их название — демоны, словно бы даэмоны, то есть знающие.

В золотом веке человеческий род, не вооруженный никакими науками, жил, следуя указаниям одной природы. Какая, в самом деле, была нужда в грамматике, когда у всех был один общий язык и искусство речи служило лишь для того, чтобы люди понимали друг друга? Какую пользу могла принести диалектика, когда не существовало несходных мнений? Есть ли место риторике там, где никто не доставляет соседу никаких хлопот? К чему знание законов при отсутствии дурных нравов, от которых — в том нет сомнения — родились хорошие законы?



Далее, древние люди были слишком богобоязненны, чтобы испытывать с нечестивым любопытством тайны природы, исчислять величину, движения и влияния небесных тел, пытаться проникнуть в сокровенные причины вещей; они сочли бы кощунством желание смертного человека сделаться мудрее, нежели то предопределено его жребием. А безумная мысль исследовать то, что находится за пределами небес, никому и в голову не приходила. Но по мере того как первобытная невинность золотого века начала клониться к упадку, злые гении изобрели науки и искусства, впрочем на первых порах весьма немногочисленные и усвоенные лишь немногими. Впоследствии суеверие халдеев и праздное легкомыслие греков присовокупили сюда множество новых орудий умственной пытки, и теперь одной грамматики за глаза хватит, чтобы обратить в сплошное мученье всю жизнь человека.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Эразм, книги, наука
Subscribe

Posts from This Journal “Эразм” Tag

promo philologist july 4, 18:41 6
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья, я принял участие в конкурсе профессионального мастерства книжной премии «Ревизор–2020» в номинации "Блогер года". Вы можете поддержать меня и мой книжный блог в интернет-голосовании, открытом на сайте журнала "Книжная индустрия" (регистрация там…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment