Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Хуан Чжунцзин. Будущие перспективы фундаментального образования Китая

С разрешения издательства "Нестор-История" публикую фрагмент из книги: Хуан Чжунцзин. Китайский путь развития фундаментального образования / пер. с кит. Ван Юе и др. — СПб. : Нестор-История 2020. — 576 с. ISBN 978-5-4469-1693-1

Аннотация: Какой путь прошло развитие фундаментального образования в Китае? Какой опыт накопил Китай в сфере образования? Что служит стимулом в дальнейшей эволюции китайского образования? Каковы тенденции его развития? В этой книге вы найдете ответы на все эти и многие другие вопросы.

Купить книгу: https://nestorbook.ru/uCat/item/1561



Глава 14. Будущие перспективы фундаментального образования Китая

I. Научиться смотреть на образование с глобальной точки зрения

На фоне глобализации при осуществлении образовательных реформ от нас требуется думать о нации и в то же время научиться глобальному анализу, выйти за рамки государственных границ и национального сознания, обладать глобальным мышлением. В общем, прошлый критерий «нация-государство» нужно превратить в три критерия или три угла зрения.

1) Транснациональный угол зрения

В эпоху глобализации глобальное управление стало не только теорией, оно все больше становится практикой. Роль некоторых транснациональных компаний, международных образовательных организаций в процессе преобразований в образовании становится все значительнее, традиционные границы образования становятся размытыми и взаимопроникающими, «внегосударственные факторы становятся важнее внутригосударственных» [Грин 2010]. Английский политический социолог Стивен Болл подчеркивает: «Результатом глобализации или глобальной локализации стало то, что анализ образовательного курса в рамках нации-государства перестал удовлетворять требованиям. Разработка политического курса должна отвечать процессу глобализации и подвергаться влиянию и побуждению со стороны политических трендов между наднациональными субъектами и государствами [Болл 2008]. Например, Всемирный банк, ВТО, Организация экономического сотрудничества, Евросоюз, АСЕАН и другие организации оказывают все более значительное влияние на образовательную политику.

2) Государственный макроскопический угол зрения

Это традиционный взгляд на образовательные исследования, где единицей анализа главным образом является нация-государство, а предметом исследования — государственные проблемы образования или образовательная система, государственные особенности всегда выступают основным элементом для интерпретации. В фундаментальном образовании государственные особенности проявляются особенно явно, поэтому государственный угол зрения по-прежнему является важным для сравнительных исследований фундаментального образования. Как подчеркивает Чжу Сюйдун, «если считать национальное государство единицей сравнительного исследования образования, то мы должны подробно исследовать при помощи разных методов и в разных рамках исследования, как теоретики сравнительного исследования образования рассматривают национальное государство; некоторые определяют в пределах региона, некоторые определяют на глобальном фоне, некоторые — на международном фоне, некоторые определяют в пределах проблемы, но независимо от фона национальное государство все время является неотъемлемой единицей анализа» [Чжу Сюйдун 2012].

3) Субнациональный угол зрения

Это исследования фундаментального образования внутри одной страны и на микроскопическом уровне: например, исследования в области образования в провинциях, городах, в микрорайонах и на других уровнях. Вместе с углублением идей общественных услуг, с тем, что роль действия рыночного механизма в распределении образовательных ресурсов все более заметно укрепляется, и вместе с осознанием своих полномочий родителями отношения между правительством, рынком и школой перестраиваются, это в какой-то степени нейтрализовало традиционный авторитет или власть нации-государства. С усилением зависимости всех стран друг от друга мы уже не можем осмысливать мир, опираясь на понятие территории страны, необходима новая социальная теория для познания культуры, экологии, экономики и политики в социальных связях. Национальное государство по-прежнему остается основной координатой развития и реформ фундаментального образования, но глобальное или трансгосударственное видение также должно стать важным ориентиром. Глобализация — это действительность, а не выбор. Она требует, чтобы фундаментальное образование соответствовало глобальной интеграции и одновременным изменениям глобальной локализации.

II. Отношения с другими

В системе координат глобализации нам нужно определить два измерения. Во-первых, это пространственное измерение, то есть пространство отношений с другими. В первую очередь нужно познать себя, принимая других в качестве зеркала, в сравнении с другими можно понять положение фундаментального образования Китая, определить направление будущего развития, для этого необходимы уверенность и еще больше — самоанализ. Кроме того, нужно понимать других не только для поиска общего, но и для сохранения различий. Во-вторых, это временное измерение, то есть измерение заимствований из прошлого и инноваций. Если рассматривать проблемы Китая в контексте его исторического развития, он идет в ногу со временем на базе заимствований из прошлого, постоянно создает инновации, движется к самопознанию и вносит необходимый вклад в развитие мирового образования.

1) Самопознание: необходимы уверенность и еще больше — самоанализ

Ответственный за проведение теста PISA в Шанхае директор Института исследований международного и сравнительного образования Шанхайского педагогического университета профессор Чжан Миньсюань на брифинге по результатам теста PISA 2009 года в Шанхае подчеркнул, что нужно рационально рассматривать результаты, не следует слишком радоваться небольшим успехам, но также не следует считать ситуацию неисправимой из-за некоторых недостатков. Он приписал результаты теста PISA 2009 года четырем аспектам: во‑первых, это культурная традиция китайского общества, которая придает большое значение образованию, во‑вторых, политика реформ и открытости и постоянное изучение передового опыта других стран; в‑третьих, постоянно продвигаемая в Шанхае стратегия равномерного развития образования; в‑четвертых, совершенная система подготовки учителей и научных исследований в Шанхае. Это довольно авторитетная точка зрения. Опыт реформ образования достоин признания.

Конечно, результаты исследования PISA также отразили проблемы шанхайских учеников, например, это сильная учебная нагрузка, слишком большие затраты времени на обучение, недостаток самостоятельного регулирования тактики обучения и прочее. Некоторые ученые также отмечают, что PISA уделяет внимание фундаментальным знаниям и навыкам обучения и отражает результат преподавания знаний, эта сильная сторона китайских учеников не должна прикрывать отсталость в таких сферах, как исследование проблем, навыки ручного труда, воспитание индивидуальности и характера, критическое мышление и прочее. Тест PISA 2012 года еще раз вскрыл проблемы, которые достойны глубоких размышлений. Например, время обучения шанхайских учеников в школе составляет примерно 28,2 часа в неделю, это девятое место среди 65 стран и регионов, время на домашние задания составляет примерно 13,8 часа в неделю, это первое место. Это говорит о том, что высокие результаты получены несоизмеримой ценой. С другой стороны, хотя математика, чтение и естественные науки, проверяемые тестом PISA, очень важны, фундаментальное образование всех стран ставит на первое место воспитание социальной ответственности в человеке, кроме того, также нужно заботиться о здоровье тела, учиться наслаждаться искусством, уметь общаться с людьми и т. д., все это тест PISA не учитывает. Поэтому хорошие результаты теста PISA не означают хорошее фундаментальное образование и тем более не говорят о том, что все образование является хорошим [Ван Вэй 2013].

Это напоминание профессора Чжан Миньсюаня является очень важным. Некоторые иностранные ученые также отмечают, что несмотря на то, что Шанхай занял первое место в тесте PISA, он не может быть примером для подражания, потому что в образовании Китая присутствуют такие проблемы, как элитизм, образование, ориентированное исключительно на сдачу экзаменов, недостаток творчества и критического мышления, игнорирование особых потребностей учеников и прочее [Рингмар 2013]. Эта критика имеет определенное поучительное значение для пересмотра нашего образования. Одним словом, смысл участия в тесте PISA заключается в возможности определить местоположение своего образования в мировой системе координат при помощи всемирного видения и мировых стандартов, при сравнении с другими понять свои преимущества и слабости. Таким образом можно заимствовать достоинства для восполнения недостатков.

2) Понимание других: для поиска общего и еще больше — для сохранения различий

Все эти помехи напоминают нам, что нельзя рассматривать «понимание другого» просто как достижение единства взглядов, признания и понимания друг друга, это своеобразное принятие друг друга. Другими словами, цель понимания — это не только поиск общего, оно еще больше необходимо для сохранения отличий, нужно уважать друг друга и уважать различия. В мире, где сосуществует множество культур, любая культура может быть центром или периферией. Для этого необходимо продвижение духа традиционной китайской культуры, который подразумевает нахождение в согласии и сохранение разных взглядов, и таким образом действительно можно осуществить то, о чем говорил Фэй Сяотун: «Все красиво по-своему, все красивые объединяются». На фоне глобализации нам обязательно нужно упорядочить связи между локализацией и интернационализацией, полная вестернизация образования Китая и неуклонное следование за Западом — это, конечно, плохо, но также нельзя действовать самому по себе, нельзя любоваться самим собой и считать себя на голову выше других, нужно научиться находить свое место в мировой системе координат. Нужно пустить корни в почве особенного образования Китая, опираться на реальную ситуацию в стране, размышлять над проблемами образования в Китае и одновременно уважать общечеловеческие ценности и всеобщие принципы.

III. Связь между преемственностью и инновациями

Как догоняющая, развивающаяся страна, Китай на протяжении многих лет учился у Запада и перенимал опыт, большую часть времени был ведомым, а не вел других, говорил и поступал как другие. Страна с избытком подражала и недостаточно создавала новое. Зачастую китайские проблемы решались с помощью западных теорий. Первые 20 лет ХХ века в образовании Китая в основном брали пример с Японии и изучали образовательную теорию Гербарта. В 30–40-е годы Китай начал учиться у Америки, заимствовал образовательные идеи прогрессивизма, представителем которого был Джон Дьюи. После образования КНР, к концу 70-х годов, Китай начал всесторонне изучать опыт СССР, педагогика Каирова и его теория о пяти этапах педагогики распространились по всей стране. После начала политики реформ и открытости образование Китая по-настоящему вступило на правильный путь и начало движение в направлении мультикультурности. В какой-то степени часть новой и новейшей истории образования Китая представляет собой историю того, как перенять западное образование.

Философ Ницше с помощью выражения «деспотия языка» описал контролирующее или принуждающее действие на мышление и поведение людей высказываний власть имущих, которые занимают доминирующее положение. Родоначальник теории постколониализма Эдвард Вади Саид раскритиковал на протяжении многих лет осуществляемые Западом и всегда подчеркиваемые в ориентализме отношения центра и периферии, нападения и ответного удара, руководства и зависимости, а также такие бинарные оппозиции, как отсталость и прогресс, стагнация и развитие, автократия и демократия, первобытность и цивилизация и прочее, он попытался освободиться от деспотии западной системы речи. На этом фоне проблемы образования заключаются не только в том, как китаизировать западные образовательные теории, а в том, как Китаю создать собственную образовательную систему речи и собственные образовательные теории.

Это требует от нас превзойти сложившуюся на протяжении долгого времени в западных научных кругах западноцентричную модель и сформировать свою независимую систему взглядов и стандартов. После того как мир стал следить за фундаментальным образованием Китая, нам срочно необходимо создать «китаецентристский подход» [Кэ Вэнь 2002], совершить переход от западоцентризма к Китаю в качестве субъекта, построить систему дискурса китайского образования. Нам нужно заново вернуть свои культурные истоки, вернуться к исходной точке, к образовательным традициям, знать достоинства и недостатки образовательных традиций, искать будущее в объединении традиционного и новаторского, установить новую отправную точку, для нас это станет непересыхающим источником инноваций в образовании. Нужно осуществлять исследования в области образования с более широкой исторической точки зрения и размышлять над проблемами образования Китая в контексте процесса развития истории Китая, а не с точки зрения западного дискурса.

IV. Будущий путь: тактика «трех главных моментов»

От следования путем других к следованию своим путем, от подражания моделям других к формированию своих моделей — это и есть путь развития фундаментального образования социализма с китайской спецификой и траектория развития образования Китая со времени начала политики реформ и открытости. Используя историю в качестве зеркала и глядя в будущее, на фоне глобализации будущий путь развития фундаментального образования Китая должен определить стратегию развития «трех главных моментов» (главной линии, главного направления и главного субъекта) и, взяв в качестве главной линии китайскую специфику, осуществлять локализацию международного образования и интернационализацию местного образования; взяв государственное управление в качестве главной направляющей силы, раскрывать роль общества и рынка; взяв школьные преобразования в качестве главного субъекта, осуществлять двунаправленное построение теории и практики.

1. Китайская специфика в качестве главной линии

Осуществление локализации интернационального образования и интернационализации местного образования с китайской спецификой в качестве главной линии.

1) Китайская специфика в качестве главной линии

Подчеркивание китайской специфики необходимо не только для того, чтобы сойти со старого пути подражания, оно в большей степени нужно для того, чтобы найти новый путь, который будет подходить характерным особенностям Китая. Эта специфика либо присуща только Китаю, либо распространена по всему миру, но в Китае проявляется по-другому. Китайскую специфику нельзя понимать только как то, чем обладает исключительно Китай, или как китайское исключение, и тем более нельзя под флагом китайской специфики отвергать все иностранное и заниматься самолюбованием. Нужно знать себя и знать других, при помощи других лучше узнавать себя, укреплять любовь и признание собственной культуры, обладать национальным колоритом и культурной уверенностью, укреплять решимость и веру в продвижение путем развития фундаментального образования с китайской спецификой.

Суть китайской специфики заключается в том, что нужно объединить распространенное и уникальное, глобальное и локальное, традиционное и современное, трансплантацию и инновации и рассматривать образование Китая при помощи диалектического единства. Это путь практических реформ и еще больше — путь поисков инноваций. Как подчеркнул в 2008 году Ху Цзиньтао, «в мире нет универсальных путей и моделей развития, как и нет неизменных путей и моделей развития, необходимы адаптация к новым изменениям в стране и за границей, соответствие новым надеждам народа на лучшую жизнь, в соответствии с собственной ситуацией и условиями эпохи нужно постоянно исследовать и совершенствовать пути и модели развития, которые подходят данной стране, нужно постоянно укреплять жизненную энергию общества, действительно добиться синхронизации с развитием эпохи и единой судьбы с народом».

2) Локализация международного образования

В эпоху глобализации мы должны учиться и заимствовать у других стран, с открытым настроем черпать все лучшее в человеческой цивилизации, активно внедрять и усваивать передовые иностранные образовательные ресурсы, проводить исследования по локальной адаптации международного образования. Все это включает несколько аспектов.

1) Локализация международных учебных программ. В Шанхае, Пекине и других развитых городах постепенно увеличивается количество международных школ, отделов и групп, открываются международные учебные программы, признанные организацией «Международный бакалавриат»: например, учебные программы IB, IGCSE, IBDP, GAC или учебные программы, разработанные какой-то страной или регионом и имеющие международное влияние, например, британская учебная программа уровня А и учебная программа Кембриджа, канадская учебная программа BC, американская учебная программа AP и др. Все эти учебные программы обладают такими особенностями, как возможность выбора, исследований, разделение на уровни и прочими, их адаптация к китайской системе обучения, управления и оценки достойна изучения.

2) Локализация методов обучения. Обучение по международным учебным программам в основном осуществляется в маленьких группах, используется метод обучения в разных классах, кроме того, применяются сотрудничество маленьких групп и индивидуальные консультации один на один, осуществляется целенаправленное преподавание. При помощи объяснения материала, исследований, анкетирования, выступлений, дебатов, практической деятельности и других методов обучения дети могут научиться размышлять, общаться, у них развиваются навыки размышления над проблемами и навыки их решения. Это отличается от традиционного китайского обучения, в котором уделяется внимание преподаванию посредством объяснения и подачи знаний, поэтому необходимы исследования локальной адаптации.

3) Локализация международной оценки. В настоящее время довольно влиятельными в мире международными оценками образования являются Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) Организации экономического сотрудничества, Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественно-научного образования (TIMSS) Международной ассоциации по оценке учебных достижений, Международное исследование качества чтения и понимания текста (PIRLS) и др., участие в этих международных оценочных тестах позволит получить данные для сравнительной оценки качества китайского образования на международном уровне. После того, как Шанхай впервые принял участие в PISA в 2009 году, город задумался о локализации международной оценки, на ее основе были разработаны «Зеленые стандарты качества обучения учеников начальных и средних школ Шанхая», была сокращена учебная нагрузка, стало стимулироваться всестороннее развитие учеников. Отсюда видно, что цель локализации международного образования заключается в заимствовании передовых международных образовательных теорий и образовательного опыта, стимулировании локального развития образования Китая, подготовке международных талантов, которые будут обладать международной конкурентоспособностью. Как подчеркивается в «Национальной программе среднесрочных и долгосрочных реформ и развития образования (2010–2020 гг.)», необходимо «заимствовать передовые международные образовательные теории и образовательный опыт, стимулировать развитие образовательных реформ в Китае, повышать международное положение, влияние и конкурентоспособность Китая в сфере образования».

3) Интернационализация местного образования

Для интернационализации местного образования нужно расширять международное влияние китайского образования и делиться с миром китайским опытом. Китайское образование за многие годы проведения политики реформ и открытости, суммирования знаний и постепенной практики уже сформировало свой китайский опыт. Даже если этот опыт не имеет никакого значения для других стран, он также показывает мировой вклад китайского пути. Сегодня, когда «Пекинский консенсус» постепенно замещает «Вашингтонский консенсус», китайская модель, китайский путь и китайский опыт стали популярными темами, привлекающими различные СМИ. На этом фоне интернационализация образования очень своевременна. Тест PISA уже показал местный опыт китайского образования в сфере стимулирования развития учителей, повышения успеваемости учеников, стимулирования равномерного развития образования и прочем, что привлекло внимание широких мировых кругов.

Создание Института Конфуция — это также один из важных шагов интернационализации местного китайского образования, он взял на себя важную миссию распространения китайского языка и культуры за границей, создал объединяющий Китай и другие страны мост для культурного обмена и общения. Китай также постоянно делает новые шаги для интернационализации сотрудников, все более частыми становятся обмен и общение между учителями и учениками, становится все больше проектов по образованию за границей, участие в международных организациях и региональном образовательном сотрудничестве также становится более активным. Одновременно переводятся канонические китайские труды в сфере образования, разворачиваются совместная с другими странами организация обучения, взаимное признание учебных баллов и дипломов, школы-побратимы объединяются в пары или создают филиалы за границей, а также организуют онлайн-обучение при помощи интернет-платформ, все эти меры в разной степени повышают международную видимость и мировой вклад китайского образования. Будущая интернационализация местного образования должна ориентироваться на Китай, использовать китайские методы и китайский подход. Это не только определенное сознание, в большей степени это своеобразная ответственность и обязанность [Хуан Чжунцзин 2014].

2. Государственное управление в качестве главной направляющей силы

Проявление роли общества и рынка с использованием государственного управления в качестве главной направляющей силы.

1) Государственное управление в качестве главной направляющей силы

Как было сказано выше, китайское общество является переходным, преобразования в китайском образовании также являются переходными. В таком обществе сила правительства всегда является центром преобразований и оказывает главное направляющее воздействие. Это и есть особенность преобразований в образовании Китая, его уникальный опыт и преимущество. Правительство в качестве главной направляющей силы способно сконцентрировать ресурсы и решать важные вопросы, а также лучше защищать социальную справедливость. Такая система управления под руководством правительства сформировалась на базе исторического наследия, культурных традиций и социально-экономического развития Китая в процессе длительного развития и постепенного продвижения вперед и корректирования.

Фукуяма во время исследования путей развития многих стран, особенно развивающихся, обнаружил серьезные проблемы, которые приносит слабое правительство, и обратил внимание на то, что эти страны должны укреплять роль центрального правительства. Он считает, что проблема заключается не в том, большое это правительство или маленькое, нужно принимать во внимание размеры сферы функций государства и его силу. Китай на протяжении всего времени придерживается принципа, согласно которому правительство выступает в качестве главной направляющей силы, одновременно соответствующим образом сокращает управленческий аппарат и предоставляет широкие права нижестоящим органам власти, регулирует рамки должностных функций, упорядочивает собственные полномочия. В 2013 году на третьем пленуме XVIII съезда КПК было отмечено, что «главной целью всестороннего углубления реформ является совершенствование и развитие социализма с китайской спецификой, продвижение модернизации системы государственного управления и управленческой способности». Структура управления стремится к горизонтальному управлению, полицентричности, и управлению на основе законов. Это означает, что субъектом управления является не только правительство, но также общественные организации и частные лица. Полномочиями для управления обладают не только правительственные ведомства, народ также должен принимать участие, должно быть как самоуправление, так и совместное управление.

2) Поощрение активного участия общества и стимулирование активности рынка

Сегодняшнее общество является плюралистическим и разнообразным, государственное управление одновременно с развитием основных ценностей социализма должно уважать различия, толерантно относиться к ним, защищать индивидуальность, гарантировать свободу, позволять участвовать гражданам и общественным организациям в государственном управлении, повышать активность общества, старательно создавать справедливую социальную среду, стимулировать справедливое образование. Нужно еще больше проявить преимущества распределения рыночных ресурсов, расширять каналы проникновения общественного капитала в образование, ускорять развитие частного образования, создавать посреднические организации в сфере образования и социальное пространство для развития образовательных организаций, одновременно нужно создавать и укреплять механизм участия образовательных организаций в управлении; посредством покупки правительством услуг, управления по доверенности, участия в планировании и оценке и других способов обеспечивать непосредственное или опосредованное участие общественных организаций в преобразованиях в образовании.

3. Преобразования школ в качестве главного субъекта

Развитие двунаправленного строительства теории и практики с преобразованиями школы в качестве главного субъекта. Преобразования школ в качестве главного субъекта. Это означает, что преобразования школ должны продвигать развитие изнутри, то есть должна быть мотивация, это ключевой момент успеха школ. Предпосылкой для этого является построение современной школьной системы. В «Национальной программе среднесрочных и долгосрочных реформ и развития образования (2010–2020 гг.)» 2010 года ясно сказано, что «в соответствии с характерными особенностями Китая и требованиями эпохи нужно создать современную школьную систему с организацией обучения в соответствии с законом, самоуправлением, демократическим контролем и участием общества, построив новый тип отношений между правительством, школой и обществом».

Программа требует предоставления и расширения автономии школ в организации обучения, совершенствования системы управления начальной и средней школой, совершенствования системы ответственности директоров, реализации системы педагогических советов и системы собраний представителей преподавателей, механизма научного и демократичного принятия решений, системы родительских комитетов и прочего, гарантирования в соответствии с законом достаточной автономии школ при организации обучения и соответствующей ответственности. В 2015 году на Всекитайском рабочем совещании по вопросам образования было еще раз подчеркнуто, что следует всесторонне углублять комплексные реформы, укреплять управление образованием на основе закона, ускорять продвижение модернизации образования. Нужно укреплять механизм государственного управления образованием и автономной организацией обучения школами на основании закона с контролем и оценкой третьей стороны, эти три структуры должны быть независимы друг от друга в своей деятельности и в то же время органично связаны между собой.

Одновременно с построением системы нужно повышать активность и инициативность учителей и учеников, которые являются субъектами школьных преобразований. Если не будет развития каждого ученика и учителя, то не будет и развития школы. Ученики часто рассматриваются как объекты образования, на самом деле ученики также являются субъектами, участниками и движущей силой школьных преобразований [Хуан Чжунцзин 2011]. Как сказал знаменитый американский педагог Эрнест Бойер, «возможность осуществления высококлассного образования в конце концов зависит от огромного количества занятий и качества отношений между учителем и учениками. Проще говоря, школа реализует высококлассное образование главным образом при помощи людей» [Эрнест Бойер 2002].

Ученики не только должны стать отправной точкой школьных преобразований, но и их конечной точкой. Ученики должны стать активными участниками школьных преобразований. Нам не следует недооценивать способность учеников участвовать в школьных преобразованиях. Чтобы школьные преобразования дали хорошие результаты, нужно, насколько это возможно, спрашивать мнение учеников, давать им шанс участвовать в принятии решения и школьных преобразованиях и создавать возможности для этого. Поэтому ключевым является вопрос не о том, должны ли ученики участвовать в школьных преобразованиях, а о том, как ученики должны принимать в них участие. Учителя являются реальными исполнителями образовательной политики и проводят ее в жизнь, они — главная сила, которая влияет на развитие школы. Для того чтобы учителя стали активной стимулирующей силой школьных преобразований, а не силой сопротивления, нужно постоянно стимулировать профессиональное развитие учителей, осуществлять двунаправленное построение теории и практики и их взаимную трансформацию, посредством превращения в практику теоретических знаний и превращения в теорию практических знаний учителя должны стараться стать учителями исследующего, анализирующего и трансформационного типа.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Китай, книги, образование
Subscribe

Posts from This Journal “Китай” Tag

promo philologist november 15, 07:57 2
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments