Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Ирина Малёнкина. "Савва Ямщиков – чтобы помнили…"

Ирина Малёнкина. Савва Ямщиков – чтобы помнили… // Авансцена, 2020. №2. С. 6-13.

Ирина Малёнкина: Однажды, уже давно, прочитала высказывание Саввы Ямщикова: «Наиболее страшным из итогов 25-летнего нашего так называемого «постперестроечного» времени я считаю то, что за это время нас заставили потерять память. С этого началась вся эта бархатная революция, которая стоила нам не меньше жертв, чем война и революция не бархатные». Вот и цель нашего журнала заключается в том, чтобы ПОМНИТЬ ныне живущих и тех, кто ушел! Сегодня мы вспоминаем Савелия Васильевича Ямщикова. Смерти нет, считал он, есть ПАМЯТЬ. Он всю свою жизнь боролся за сохранение культурного наследия нашей страны, открыл жанр русского провинциального портрета XVIII-XIX веков, возродил к жизни имена забытых русских художников и иконописцев; являлся консультантом Андрея Тарковского на съёмках фильма «Андрей Рублёв»… В Интернете можно найти такую информацию: Савва Ямщиков – советский и российский реставратор, искусствовед, историк, писатель, публицист, автор многочисленных научных трудов, книг, альбомов, каталогов о русском искусстве, устроитель выставок…



Сложно перечислить все то, что он сделал для России. Есть замечательный фильм «Числюсь по России. Памяти Саввы Ямщикова», в котором, на мой взгляд, создатели очень хорошо смогли показать и рассказать об этом удивительном человеке. Савелий Васильевич скончался 19 июля 2009 года во Пскове, похоронен в Пушкинских Горах на городище Воронич у храма Георгия Победоносца, рядом с могилой хранителя Пушкинского музея-заповедника Семёна Гейченко и около родового некрополя Осиповых-Вульф. В октябре этого года в Пушкинских горах состоялось открытие музея «Музей друзей Саввы Ямщикова». Это событие приурочили ко дню рождения Савелия Васильевича (8 октября 1938 г). Мы обратились к основателю этого музея Валентину Эльбеку с просьбой рассказать о том, как все начиналось. К нашей беседе присоединились Валентина Ганибалова – супруга Саввы Ямщикова и их дочь Марфа Ямщикова. Беседа состоялась в преддверии этого события.

Валентин Эльбек – президент Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы, врач высшей категории, работал главным инфекционистом Ленинградской области (с 1985г).
Валентина Ганибалова – прима балерина Кировского театра, заслуженная артистка РСФСР, постоянный председатель жюри конкурса-фестиваля молодых талантов «Радость открытия».
Марфа Ямщикова – искусствовед.


- Валентин Евгеньевич, как родилась идея создать музей друзей Саввы Ямщикова?

- Прежде всего, эта была идея его супруги Валентины Михайловны. Вообще она очень много делает для увековечивания памяти своего покойного мужа. К тому же сформировался общий круг друзей, с которыми общался, дружил и работал Савелий Васильевич.

- А Вы как с ним познакомились?

- Нас познакомил наш общий друг Владимир Васильев, выдающийся артист балета, в прошлом солист Большого театра СССР. Они с Саввой были, что называется «не разлей вода», всегда друг друга во всем поддерживали: и в творчестве, и в жизни. И, конечно же, свою лепту внесла присутствующая здесь Валентина Михайловна – в то время выдающаяся артистка балета Кировского театра. Я, как любитель балета, через своих друзей – врачей был знаком с ней. Так совпало, что в последующем она стала супругой Савелия Васильевича Ямщикова.

- Валентина Михайловна, а как за Вами ухаживал будущий муж?

- Очень красиво! Он поразил меня своей какой-то безудержной свободой и щедростью. Савва приносил мне огромные букеты цветов, он «подарил» мне Кижи, Пушкиногорье, Суздаль и другие удивительные уголки России. Мы очень много путешествовали, даже наша дочь Марфа родилась в маленьком провинциальном городке. Благодаря ему я познакомилась с именами и работами талантливых художников, иконописцев.

- Валентин Евгеньевич, возвращаясь к знакомству с Савелием Васильевичем…

- Владимир Викторович приехал ко мне с Савелием Васильевичем на Невский, 54 в созданную мной галерею-музей Карла Буллы. Так вот и познакомились. Савелий Васильевич порекомендовал мне нескольких художников, чьи выставки впоследствии мы здесь проводили. Потом еще была выставка «Музей друзей», которую он сам курировал. Здесь же, на художественной выставке Владимира Васильева, состоялась встреча Владимира, Савелия и Валентины Матвиенко, которая в то время являлась губернатором Санкт-Петербурга. Встреча была очень интересной. Помню, как Савелий Васильевич воспользовался присутствием губернатора и начал активно продвигать идеи сохранения культуры, рассказывать ей про реставрационные мероприятия по сохранению памятников.

- Валентина Ивановна прониклась?

- Да, она внимательно слушала, хотя, наверное, она пришла сюда познакомиться с творчеством Владимира Васильева как художника и в большей степени отдохнуть, чем решать проблемы.

- Какой это был год?

2007 год. Тогда и началась наша дружба. В настоящее время тесно общаемся с его супругой Валентиной Михайловной Ганибаловой. Мы всегда считаем за честь приглашать её на наши мероприятия, потому что видим в ней человека достойного уважения, хорошо образованного, с широким кругозором и мировоззрением, со своим видением жизни. И вот однажды, сидя за общим столом в компании друзей, решили увековечить память Саввы Ямщикова в Пушкинских горах.

- Почему именно в этом месте?

В.М. Мы, конечно же, говорили с Савелием Васильевичем о том, где он хочет упокоиться. Савва называл Пушкинские горы или Кижи в Карелии. Я ему тогда ответила, что мне нравится больше в Пушгорах, так как ближе ездить. Если говорить про остров Кижи, то когда я познакомилась с Саввой, он являлся там хранителем – иначе Хрущев все бы там уничтожил. Савва в подвале музея прятал иконы, сам их реставрировал. Ведь Никита Сергеевич приказал все это сжигать – мракобес был.

М.Я. Отец любил путешествовать, особенно в летнее время, и брал меня с собой. Ярославль, Кижи, Псков, Новгород – куда мы с ним только не ездили. Но, наверное, самое запоминающиеся место для меня было Пушкиногорье. Впервые я там побывала, когда мне исполнилось 13 лет. Это необычайно красивый уголок России, и люди там живут замечательные. Поэтому и Савва Васильевич решил остаться навсегда в этих местах.

В.Е. Савелий Васильевич большую часть своей жизни посвятил Псковской земле. Реставрация Псковского кремля, усадьбы и заповедника Пушкинские горы – это все происходило при его непосредственном участии. Его дружба с Семёном Степановичем Гейченко тоже оказала на это серьезное влияние. Ведь Гейченко – это человек, который вернул Пушкинские горы из небытия. Могила Савелия Васильевича находится рядом с захоронением Семёна Степановича и его супруги на территории возрожденного храма, во время войны полностью уничтоженного немцами.

В.М. Савелий Васильевич очень много сделал для того, чтобы местные жители гордились памятниками культурного наследия, которыми богата Псковская земля. Вы едете по Пскову, на любую улочку поверните – везде храмы, церкви какие-то культовые учреждения, и во всем этом присутствует Савва Ямщиков. Поэтому именно в Пскове будет установлен памятник Савелию Васильевичу, ведь этот город был для него родным.

- Уже известно, в каком месте планируется установить памятник?

В.М. На реке Великой недалеко от Покровской башни, за восстановление которой он бился, как последний воин, потому что это оплот западных границ нашего государства. Рядом Мирожский монастырь…

- Но ведь он родился в Москве?

В.М. Савва любил провинцию. Он говорил, что Москва для него мачеха, а провинция родная мать. Он приезжал в Москву, и опять уезжал в какой-то город. А что Москва? Была, например, реставрационная мастерская в центре Москвы на Бурденко – памятник деревянного зодчества. Савва сам искал это помещение, нашел, восстановил… А потом это здание отобрали и открыли в нем какую-то пошивочную мастерскую.
Он много чего для Москвы сделал. Он воевал за всех, пытаясь сохранить памятники, понимая, что без прошлого нет будущего. К нему со всей страны приходили письма с просьбой помочь восстановить тот или иной объект культурного наследия.

- А как нашли помещение для будущего музея?

В.Е. Мы с Валентиной Михайловной отправились в Пушкинские горы, ездили по городу и увидели на одном из холмов особнячок, такой знаете запущенный, полуразвалившийся, погруженный в древность… А еще его украшали необычного вида наличники…
И хотя место это было довольно страшное (крапива выше пояса), нам оно чем-то приглянулось, может своей древностью.

- Долго думали?

В.М. Валентин Евгеньевич – это человек, который быстро принимает решения.

В.Е. Мы выиграли тендер в сентябре прошлого года, получили документы и выехали в город. Нашли человека, чтобы за всем этим присматривать, и приступили к работе. Вывезли более 40 самосвалов различного мусора, который накопился в этом доме за годы забвения. В советское время в нем располагалась типография, потом много лет это здание стояло заброшенным. Все протекало, крыша провалилась, станки совершенно неподъемные, они уже буквально вросли в пол.

- Какого года эта постройка?

В.Е. Примерно 1842-1846. Здание из натурального камня, когда-то было двухэтажным. У нас сохранились старинные фотографии. Известно, что в дореволюционное время в нем располагалась пожарная часть. Там, где сейчас у нас парадные окна, были ворота, из которых выезжали пожарные колесницы. Мы успели отреставрировать задние, но не успели изучить его историю. Но мы это обязательно сделаем.

- Почему именно музей друзей?

В.Е. Савва был многогранной личностью абсолютно во всех сферах и областях культуры. Но, тем не менее, его главным интересом и достоинством было все-таки общение с людьми, общение с друзьями, публичное присутствие: выступления, неординарные для своего времени высказывания... И тогда мы решили назвать «Музей друзей Саввы Ямщикова». Это понятие очень емкое на мой взгляд. Оно позволяет в течение продолжительного времени привлекать новых и новых людей. Ведь познакомиться с его личностью заходят очень многие.

М.Я. Отец вообще умел любить людей, умел заботиться, умел сделать приятное...Считал, что его главное богатство – это друзья!

- Марфа, а Вы ощущали на себе отцовскую любовь?

- Конечно, он любил меня абсолютно, прощал мне разные мои выходки. Ведь я была его долгожданным ребёнком. Я называю себя папиной дочкой.

- Возвращаясь к музею, Валентин Евгеньевич, но ведь появление этого музея исключительно Ваша заслуга?

- Было много предложений, например, включится в коллективную программу, потому что поучаствовать в создании музея Ямщикова желало достаточно много людей. Но я такой человек: не люблю, когда в каком-то очень ответственном деле, связанном с серьезными материальными вложениями, участвуют посторонние лица. Я говорю "посторонние", потому что я их мало знаю. Не мне Вам говорить, как сейчас трудно и как зыбко понятие порядочности бизнесмена, порядочности человека. И я решил делать все сам. Да, это сложно и материально очень затратно. Но мы сделали этот музей как еще один культурно-просветительский центр, расположенный в Пушкинском заповеднике. Мы сможем проводить в музее целый ряд мероприятий, круглые столы, связанные с реставрационными работами, с памятью Савелия Василевича.

В.М. Валентин Евгеньевич, единственный человек, который взял на себя ответственность – сказал и сделал. Моя бесконечная благодарность ему и тем людям, которые в силу своих возможностей участвовали в наполнении экспозиции.

- Уже известно, какие экспонаты разместите в музее?

В.Е. Пространство получилось очень большим и, конечно его нужно заполнить тем, что связано с именем Саввы Ямщикова. Но когда я общаюсь с его попутчиками по жизни, все убеждены в том, что главная ценность этого человека, как я уже говорил ранее, заключалась в умении разговаривать с людьми, давать советы, рекомендации… Поэтому что-либо материального, своего собственного или из области культуры, реставрации, живописи, иконописи в этот музей мы привнести не сможем. Валентина Михайловна говорит, самое дорогое, что осталось в семье это его личная библиотека. Но это собственность Марфы, так как она является наследницей. Безусловно, мы будем постепенно заполнять музейное пространство какими-то артефактами приближенными к Савелию Васильевичу, которые предоставят дочь, супруга, друзья… Будем приобщать какие-то предметы той эпохи. К 80-летию Савелия Васильевича мы организовывали выставку – здесь, в музее Карла Буллы. У нас сохранились фамилии художников, чьи работы он сам выставлял. И мы постараемся в первой экспозиции, которая будет открывать музей представить большую часть их картин.

М.Я. Папа был книголюбом. Осталась огромная библиотека, в которой нет ни одного издания, которое бы он не читал. Сейчас все его книги хранятся у меня. Отец в последний год активно занимался подготовкой к 200-летнему юбилею Гоголя. Однажды я спросила у него: «Папа, кто твой любимый писатель?». И он ответил, что Гоголь. А я всегда считала, что Пушкин. Савелий Васильевич никогда не был коллекционером, как многие ошибочно считают. Просто у него образовалась некая коллекция из подарков его друзей художников, это порядка 100 работ. Эти вещи тоже хранятся у меня в московской квартире и пока не будут переданы в музей, потому что они мне очень дороги как память об отце.

В.М. Он говорил, что у него самый большой музей в мире, потому что он реставратор. И, наверное, нет в России такой иконы, которую бы он не подержал в руках, не говоря уже про храмы, в реставрации которых он принимал непосредственное участие.

В.Е. Савва был русский человек с широкой натурой, он больше дарил, чем приобретал. В музее не обязательно иметь много каких-то реликвий, достаточно 2-3 достойных артефакта, которому посвящено это событие или пространство.

- Кто занимался формированием списка друзей, которые приедут на открытие музея?

В.Е. На открытие музея мы приглашаем всех неравнодушных к памяти Савелия Васильевича: кто в большей или меньшей степени дружил, работал, общался, был знаком с Саввой, кто может поделиться своими впечатлениями от общения с этим замечательным человеком. Не забывайте, что мы все люди уже преклонного возраста. Кто-то из друзей Савелия Васильевича уже ушел из этого мира, кто-то еще ведёт активную жизнь. У него, как у человека гениального и круг друзей был, скажем так, неоднозначным. Но это добропорядочные серьезные знаковые люди для русской культуры. Савелий Васильевич был одним из создателей Российского фонда культуры. Сейчас его преемником является Никита Сергеевич Михалков, безусловно, хотелось бы, чтобы он не остался безразличным. Пусть не личным присутствием, но хоть как-то отреагирует Российская ассоциация реставраторов…

В.М. Савва очень любил друзей… Он ценил тех, кто созидал, а таких не так много. Как он написал в своих воспоминаниях: «Я надеюсь, что времена изменятся и что-то из того, что мне не удалось сделать, сделают другие – молодые ребята с чистым сердцем, со светлыми головами, понимающие всю важность и значимость сохранения культурного наследия для нашего Отечества. Они дело моё продолжат и доведут до конца». Вот такие люди и приедут почтить память Савелия Васильевича Ямщикова.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Ирина Маленкина, Савва Ямщиков
Subscribe

Posts from This Journal “Савва Ямщиков” Tag

promo philologist november 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment