Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Наполеон. Воспоминание 1812, 1813, 1814 и 1815 г. Художник Ив. Теребенев (1855)

Из книги: Музей книги Петра Дружинина и Александра Соболева: Аннотированный научный каталог выдающихся памятников письменности XV — начала XX века: в 3 т. / Библиографические описания — П.А. Дружинин; общая редакция А.Л. Соболев. - Москва: СЛОВО/SLOVO, 2021. - 468, 464, 528 с.

Купить: https://slovobooks.ru/catalog/kultura_i_moda166/muzey_knigi_petra_druzhinina_i_aleksandra_soboleva_annotirovannyy_nauchnyy_katalog_vydayushchikhsya_/

Наполеон. Воспоминание 1812, 1813, 1814 и 1815 г. Художник Ив. Теребенев. СПб., [литография А. Траншеля], 1855. — 11 л. литографий, из которых 7 раскрашены + литографированная иллюстрированная обложка («Наполеонова пляска») лилово-серой бумаги. — In‑folio° oblong (32,6 × 43,7). Библиофильский переплет конца XIX века с корешком и углами шоколадного сафьяна и золотым тиснением на корешке; крышки выклеены фактурной бумагой. Единственный сохранившийся полный экземпляр знаменитой серии литографий.



Замечательный альбом литографий Ивана Ивановича Теребенёва (1780–1815) — крупнейшего русского художника в области политической карикатуры, с именем которого в принципе ассоциируется русская графика эпохи борьбы с Наполеоном. Эта серия, которая вышла в свет в эпоху Крымской войны (цензурное разрешение дано 22 сентября 1855 года), символизировала возрождение той антиевропейской риторики, которая, казалось, уже не вернется в русский художественный обиход после триумфа России 1812 года. Изображения эти были выполнены, как пишет Г.П. Данилевский, довольно оригинальным способом: для литографии послужили подлинные медные доски, которые оставались у сыновей художника; изображение с них было переведено на камень литографом Андреем Ивановичем Траншелем (1828–1887). Вероятно, издание планировалось более объемным, но ограничилось вышедшей тетрадью.



Ранее о существовании этой серии и ее составе было известно из работы В.А . Верещагина 1912 года; описание было им сделано, вероятно, по тому самому экземпляру, который сейчас находится в нашей коллекции. С.А. Клепиков, долгие годы изучавший и систематизировавший карикатуру эпохи Отечественной войны 1812 года и составивший подробный каталог на основании сплошного просмотра фондов крупнейших собраний эстампа (Гос. библиотеки им. В.И. Ленина, Гос. музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Гос. Третьяковской галереи, Гос. Исторического музея, Гос. Литературного музея, Музея-панорамы «Бородинская битва», Гос. Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина, Гос. Русского музея и Гос. Эрмитажа), не нашел нигде полной сюиты этого издания. Эта неудача побудила его обратиться к собирателям. В предисловии к каталогу он не без горечи писал: «В изъятие общего правила мы включили несколько изданий из частного собрания народного артиста РСФСР Н.П. Смирнова-Сокольского, которые не удалось обнаружить в государственных хранилищах».



В этой связи важно отметить, что единственный найденный им экземпляр альбома 1855 года из собрания Н.П. Смирнова-Сокольского тоже оказался неполон: он состоял из обложки и 10 листов. Из-за этого С.А . Клепиков вынужден был сопроводить описание следующей ремаркой: «Верещагин указывает, что всех карикатур, включая обложку, должно быть двенадцать. В комплекте Н. Смирнова-Сокольского не хватает листа „Полезная операция“». То есть комплектом считается 12 листов, из которых один — это литографированная обложка со знаменитой композицией «Наполеонова пляска».



Приведем описание листов нашего экземпляра: 1) «Наполеон» обложка; 2) «Наполеон претерпевает кораблекрушение…»; 3) «Полезная операция»; 4) «Наполеон в намерении своем уничтожить Пруссию — гриб съел»; 5) «Козацкая шутка»; 6) «Козак вручает Наполеону визитный билет на взаимное посещение» (раскрашен); 7) «Наполеон разбитый на равнинах при Люцене прикладывает себе пластыри» (раскрашен); 8) «Французский вояжёр в 1812 году» (раскрашен); 9) «Разрушение всемирной монархии» (раскрашен); 10) «Угощение Наполеону в России» (раскрашен); 11) «Н…[аполео]н у русских в бане» (раскрашен); 12) «Обратный путь, или действие русского слабительного порошка» (раскрашен).



Как и указано, семь листов настоящей сюиты имеют оригинальную акварельную раскраску, вполне соотносясь с мнением Г.П . Данилевского, что листы 1855 года «очень красиво иллюминованы». Экземпляр поступил к нам из одного ленинградского собрания.

◆ Смирнов-Сокольский, II. № 4188. ◆ Верещагин В.А. Отечественная война: Теребенев, Венецианов, Иванов / Русская карикатура, II. СП б., 1912. С. 130. № 104. ◆ Данилевский Г.П. Карикатура в России в старину // Данилевский Г.П . Сочинения: в 24 т. Изд. 8‑е. Т. 18. СП б., 1901. С. 115–124. ◆ Клепиков С. А. Сатирические листы 1812–1813 годов: (Сводная библиография) // Гос. библиотека СССР им. В.И . Ленина: Труды. М., 1963. Т. VII. С. 177–352.



Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: 1812, Наполеон, Теребенев, карикатура
Subscribe

Posts from This Journal “Наполеон” Tag

promo philologist ноябрь 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment