Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Игорь Чириков: Инвестиции в научно-исследовательский потенциал университетов и качество образования

Старший научный сотрудник Центра исследований высшего образования Калифорнийского университета Беркли, ассоциированный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Игорь Чириков для издания "VTimes": "Инвестиции в научно-исследовательский потенциал университетов не приводят автоматически к более высокому качеству образования, показывают исследования. Для того, чтобы российское высшее образование оставалось конкурентоспособным на международной арене, важно напрямую поддерживать передовые образовательные программы, активнее внедрять новые технологии в обучении и усиливать поддержку студентов. Это позволит выстроить эффективные интерфейсы между тремя миссиями современных университетов — образованием, наукой и содействием развитию общества. <...> В новом исследовании, результаты которого недавно опубликованы в журнале Nature Human Behaviour, сравнивается прогресс по математике, физике и критическому мышлению у студентов-инженеров в Китае, Индии, России и США. В течение нескольких лет мы с коллегами из Института образования НИУ ВШЭ, Стэнфорда и других университетов-партнеров тестировали и опрашивали несколько десятков тысяч студентов компьютерных наук и электронной инженерии в четырех странах, чтобы изучить не только уровень их знаний и навыков, но и определить вклад университетов в развитие этих навыков. Исследование позволило сравнить уровень подготовки и прогресс студентов-инженеров в ведущих вузах (НИУ или участниках программы «5-100») и в вузах, которые не участвовали в программах повышения конкурентоспособности.



Наши результаты подтверждают данные предыдущих исследований: ведущие университеты в России (как и в Китае, и в Индии) действительно отбирают изначально более подготовленных абитуриентов на инженерные направления: и по предметным навыкам, и по уровню критического мышления. Однако в процессе обучения уровень студентов-инженеров в этих двух типах университетов выравнивается: через два года обучения студенты университетов, не участвовавших в НИУ или «5–100», показывают тот же уровень критического мышления, физики и чуть более низкий уровень по математике, что и студенты ведущих вузов — хотя те изначально были более подготовленными. Таким образом, вклад университетов в прогресс студентов-инженеров по предметным навыкам и критическому мышлению в университетах оказался не связан напрямую с инвестициями в научно-исследовательский потенциал.

Это контрастирует с тем, что происходит в Китае и Индии, где студенты-инженеры ведущих вузов показывают более высокий уровень навыков как на старте, так и в процессе обучения. В целом же российские студенты-инженеры к концу второго года обучения по уровню подготовки по математике и физике уступают китайским и находятся на одном уровне с индийскими, а по уровню критического мышления к концу четвертого года уступают студентам из США, находятся на одном уровне со студентами из Китая, но опережают студентов из Индии. Эти международные сравнения показывают, что в российском высшем образовании есть как минимум две области для повышения глобальной конкурентоспособности в подготовке студентов-инженеров. Во-первых, это повышение качества подготовки по математике и физике студентов-первокурсников «на входе»: через повышение качества школьного образования и отбор наиболее талантливых абитуриентов на инженерные направления. Во-вторых, это развитие «гибких» навыков (критическое мышление, коммуникация, работа в команде, креативность) в процессе обучения.

Главный вывод проведенного исследования заключается в том, что различия в научно-исследовательском потенциале между ведущими университетами и вузами, которые не участвовали в программах повышения конкурентоспособности, почти не отражаются на качестве подготовки студентов инженерных направлений. Это согласуется с предыдущими исследованиями, которые в том числе показывают, что более высокая научная продуктивность преподавателей не приводит к улучшению образовательных результатов студентов. Разумеется, хорошее образование — это не только знания и навыки, это и разнообразный внеучебный опыт, и возможность участия в исследованиях на переднем крае науки, и социальные связи, и стажировки в ведущих компаниях. Однако предметные и универсальные компетенции составляют ядро любого университетского образования и являются отправной точкой для дизайна образовательных программ.

Хорошие новости по результатам проведенного исследования заключаются в том, что в России студенты-инженеры, не попавшие в ведущие вузы, не теряют шансов получить достойный уровень подготовки по математике и физике. Однако тот факт, что инвестиции в повышение исследовательского потенциала университетов не транслируются автоматически в более высокие образовательные результаты, заставляет задуматься о специальной фокусировке будущих программ развития на образовательной миссии университетов и интересах студентов. Новые программы могли бы таргетированно поддержать проектирование новых и экспериментальных образовательных программ, создание новых технологий обучения, повышение преподавательского мастерства, связи с работодателями и стипендиальную поддержку студентов — то, что часто находится на периферии внимания вузовских управленцев из-за нехватки ресурсов. Такие программы могли бы охватить и большее количество университетов, включая те, что не имеют сильных исследовательских программ. Дополнительные инвестиции в образовательную миссию университетов позволят повысить производительность труда и глобальную конкурентоспособность выпускников российских вузов".

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: вузы, образование, студенчество
Subscribe

Posts from This Journal “вузы” Tag

promo philologist november 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments