Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рельо Лус. "Поговорим о дислексии. Личный опыт и научные исследования" (2021)

Лус Рельо. Поговорим о дислексии. Личный опыт и научные исследования / Пер. с исп. под ред. А. Стабниковой. - М.: Олимп-Бизнес, 2021. - 546 c. - (Как жить).

Купить книгу: https://www.olbuss.ru/catalog/pogovorim-o-disleksii-lichnyy-opyt-i-nauchnye-issledovaniya/

Публикую фрагмент из книги научной сотрудницы Университета Карнеги-Меллона, основателя и руководителя центра по тестированию людей с дислексией и оказанию помощи в обучении чтению и письму Рельо Лус "Поговорим о дислексии. Личный опыт и научные исследования" (Олимп-Бизнес, 2021), в котором даны конкретные советы учителям. Предисловие к книге написала Мария Пиотровская, дочь директора Эрмитажа. В целом в книге дается научный обзор технологий для определения дислексии, описана специфика заболевания и рассказано о том, как, невзирая на все сложности, получить высшее образование, выучить иностранные языки и заниматься наукой. Сама Рельо Лус с детских лет живет с этим диагнозом. Она описывает ситуации из собственной жизни; дает конкретные советы, как облегчить жизнь дислектикам и окружающим их людям, как обучать их иностранным языкам; предлагает способы повышения самооценки и развития оптимистического взгляда на жизнь.



Рекомендации для учителей и преподавателей

Если вы преподаватель и читаете сейчас эту книгу, значит, вашим ученикам очень повезло, что вы рядом с ними. Вполне вероятно, что среди них больше людей с дислексией, нежели тех, кому официально поставлен этот диагноз. Данные рекомендации полезны не только при работе с учащимися с дислексией, но и в целом.

- Презентация текста. Использовать типовой шрифт без засечек (Sans Serif) и широкие шрифты с более узкими и вытянутыми буквами, такие как Arial, Helvética или Verdana увеличенного размера (14), и избегать курсива. Подобный подход к дизайну текста помогает значительно улучшить чтение текстов учащимися с дислексией или без нее.

- Контент. Стараться применять жирный шрифт и подчеркивание для выделения ключевых слов текста. Это в значительной мере облегчает понимание и запоминание текста всеми детьми. Включать в процесс обучения другие элементы, например устные высказывания, ментальные схемы, концептуальные карты и другой иллюстративный материал.

- Оценка. В целом следует уделять больше внимания содержанию, нежели форме, зачитывать вслух экзаменационные вопросы и позволять ученикам подчеркивать карандашом и делать пометки (схемы) на полях или на отдельном листе. Давать им различные задания, для того чтобы они могли продемонстрировать понимание (устные проверочные задания, видеопроекты и т. п.). При устной проверке, чтобы учащийся не нервничал, необходимо дать ему время на размышление, чтобы он мог записать на чистом листе схему ответа, а потом уже предоставить ему слово. По возможности, построить экзамен таким образом, чтобы основным условием его сдачи являлось не запоминание прочитанного текста, но оценивалось также умение решать проблемы и видеть связи между идеями текста.

- Оценка английского как иностранного языка. Во главу угла ставить понимание и устную речь, отдавать предпочтение заданиям на выбор правильного ответа из множества предложенных; причем эти задания должны быть связаны с аудированием, знанием лексики, грамматики и пониманием прочитанного.

- По мере возможности использовать компьютер при составлении заданий и при работе с учащимися.

Существуют и другие рекомендации, а также индивидуальные подходы в работе с людьми с дислексией:

- Вовлечение всех учеников. Если обстановка в классе позволяет, нужно сделать так, чтобы остальные ученики подбадривали своего товарища с дислексией и радовались его удачному ответу. Особенно это полезно при работе с детьми младшего возраста. Детям можно описать симптомы дислексии, для чего достаточно сказать, что некоторые люди испытывают гораздо больше трудностей, когда учатся читать и писать. В действительности вы, учителя, обычно принимаете на занятиях меры такого рода: если какой-либо ученик отвлекается во время урока, вы сажаете его на первый ряд; если другой ученик ведет себя слишком шумно, вы пересаживаете его туда, где он не будет отвлекать всех остальных. Принцип корректировочных мер и вовлечения в работу всего класса должен применяться не только в отношении учащихся с дислексией.

- Спрашивать у самих детей, хотят ли они читать вслух или писать на доске перед всеми. В младших классах это не имеет для них особого значения, но с возрастом начинает играть всё большую роль. Так как метод чтения вслух обычно используется для улучшения техники чтения, а для учеников с дислексией он не очень эффективен, то нет причин заставлять их читать вслух, если они этого сами не желают.

- Орфографические ошибки. Люди с дислексией когнитивно обрабатывают орфографические ошибки иначе, чем люди без нее (глава 3). Выделять их каким-либо цветом, кроме красного, и стимулировать их учиться на собственных орфографических ошибках крайне важно, так как их неудачи представляют собой проявления частных трудностей. При выставлении оценок самым деликатным моментом является то, насколько снижается балл за орфографические ошибки, допущенные учащимися с дислексией, так как все студенты разные.

На официальных экзаменах (например, на вступительных экзаменах в колледж) орфографические ошибки, сделанные абитуриентами с дислексией, наказываются менее строго. К примеру, в Каталонии для вступительных экзаменов в университет создана специальная экзаменационная комиссия, оценивающая результаты абитуриентов, имеющих специфические трудности при обучении; таким абитуриентам дается дополнительное время (30 минут) на выполнение заданий. В школах предлагается устанавливать максимальное количество баллов, снимаемых за общее количество допущенных орфографических ошибок: так, Каталонская ассоциация дислексии предлагает снижать оценку максимум на один балл. Критерии выставления оценки за орфографические ошибки варьируются в зависимости от региона, но сохраняются и другие факторы: например, гибкость при оценке орфографических ошибок.

- Индивидуальные планы. В каждом географическом регионе установлены свои специфические нормы для учащихся с дислексией. Например, начиная с 2013 года в Каталонии дети с дислексией учатся по индивидуальному плану (Generalitat de Catalunya 2013). Эти планы также различаются в каждой области, хотя и совпадают в том, что адаптация должна касаться не программ обучения, а методик, основные из которых описаны выше. Другими словами, программы обучения для учащихся с дислексией не должны сокращаться, поскольку нет таких навыков, которые они не могли бы освоить. Также не существует базовых компетенций, какими не могли бы овладеть учащиеся с дислексией. Это касается в том числе и компетенции письменной речи, в которой орфография является еще одним фактором, а не компетенцией в целом.

- Следует помнить, что учащиеся с дислексией не глупее, не ленивее и не более рассеянны, чем все остальные.


Рекомендации для изучающих английский язык

Некоторые из этих рекомендаций помогли мне овладеть английским языком. При работе с лексикой писать карточки со словами и каждый день выучивать по десять слов. Если вы составляете карточки утром, их можно повторить вечером, переписав заново все слова. Если вы сделали ошибку в каком-либо слове, подчеркните в карточке неправильно написанные буквы другим цветом. Используйте одну и ту же тетрадь для работы со словами, это поможет вам контролировать свой прогресс.

- Для усвоения грамматики придумайте схемы для различных грамматических особенностей, таких как временные формы и структуры английского языка, отличающиеся от родного: например, вопросы, в которых вспомогательный глагол ставится на первое место. Грамматика английского проще, чем испанского, вам понадобится меньше карточек, чтобы овладеть основными категориями английского языка.

- Чтобы запомнить формы неправильных глаголов, вы можете объединить их по парадигмам и записать на карточках. На первый взгляд может показаться, что в английском языке очень много разных парадигм неправильных глаголов; на самом деле это не так. Например, feel, felt, felt или keep, kept, kept, где правило предусматривает замену двойной е (ее) на единичную (е) и добавление в конце t.

- Смотреть фильмы на языке оригинала с субтитрами также на английском. Таким образом вы можете видеть, как пишутся слова, которые вы слышите. Это помогает запомнить английскую орфографию. Кроме того, одновременно вы работаете над устной речью.
На YouTube можно найти очень хорошие видео на английском языке по темам, которые вас интересуют. Вам может помочь автоматическое включение субтитров, которым располагает YouTube.

- Слушать песни на английском языке и учить слова. На сайтах есть версии с караоке, вы можете использовать их для практики. Если вам удастся разобраться в словах песни — значит, вы основательно продвинулись в изучении языка, так как это гораздо сложнее, чем понимать устную речь.

- Читать вашу любимую книгу на английском языке, одновременно слушая ее в аудиозаписи. Таким образом вы сможете следить за напечатанным текстом, слушая его.

- Завести друзей — носителей английского языка. В детстве я переписывалась с английскими и ирландскими школьниками. Сейчас процесс упростился и можно без проблем познакомиться с кем-либо через интернет. Кроме того, большую популярность приобретают ученические обмены. Узнать людей другой культуры всегда интересно и полезно: вас удивит, насколько мы все разные и в то же время похожие.

- Международные летние лагеря — хорошее место, чтобы приобрести друзей.

- Использовать компьютерные технологии и приложения, например DuoLingo и другие; см. приложение I.

- Ввести английский язык по умолчанию в мобильный телефон, компьютер и видеоигры. Так вы сможете узнать и выучить много новых слов, например: file, copy, paste, open, share. Видеоигры на английском языке помогут вам выучить слова по темам, которые вас интересуют.

- «Повторение — мать учения». Используйте любую возможность, чтобы поговорить и попрактиковаться в английском.

- Ошибки не имеют значения. Изучение нового языка служит прекрасным оправданием, чтобы делать ошибки. Сосредоточьтесь сначала на общении и на овладении языком, а уже потом на ошибках. Большинство людей говорит на английском плохо или не говорит совсем, поэтому отбросьте ваши комплексы и не стесняйтесь.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: дислексия, книги, образование
Subscribe

Posts from This Journal “образование” Tag

promo philologist сентябрь 12, 02:21 2
Buy for 100 tokens
Исполнилось 100 лет со дня рождения Станислава Лема (1921-2006), польского писателя-фантаста, философа, футуролога. Приведу фрагмент из его интервью, данного по случаю 150-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского изданию "Przyjaźń" в 1971 году: "Достоевский принадлежит, на мой взгляд,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments