Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Андрей Дударев. Посттоталитарная теология. Cовременный кризис христианства и его преодоление (2021)

Дударев А. Посттоталитарная теология. Cовременный кризис христианства и его преодоление. - Москва: Эксмо, 2021. - 240 с.

Купить: https://eksmo.ru/book/posttotalitarnaya-teologiya-covremennyy-krizis-khristianstva-i-ego-preodolenie-ITD1173615/

Аннотация: "Библия учит нас понимать историю как Божественное откровение, как пространство диалога человека и Творца. Как в этой связи осмыслить событие тоталитаризма, отбросившее свою тень на весь ХХ век? Были ли у него духовные причины? Если сейчас, после краха нацистского и советского режимов, происходит исход в некое посттоталитарное время, то что это значит? Как должно измениться христианство и другие религии? Какое в духовном смысле будущее может ждать Россию и Русскую православную церковь? Что произойдет с иудео-христианскими отношениями после возвращения евреев на Святую Землю? Какое место русской святости в новой духовной реальности? И что такое русская святость сейчас?



Все, вокруг чего шумела церковь в последние несколько лет, представлено и осмыслено в книге одного из самых перспективных и самобытных христианских мыслителей современной России: COVID-19, страсти по Андрею Кураеву, хулиганская выходка Pussy Riot, творчество модных кинорежиссеров, а также все, что церковь обходила молчанием, предпочитая не замечать свои болезни и проблемные реалии жизни в посттоталитарном мире. Как современные христианские интеллектуалы объясняют реалии посттоталитарного мира, в котором мы живем?

Взлет и крах нацистского и советского режимов, тектонические сдвиги и разломы мировых империй поставили перед верующими и думающими людьми такие вопросы, от которых, как кажется, зашатается и рухнет само здание религиозного мировоззрения. Что будет с христианством и религиями дальше в нашем посттоталитарном мире? Забудем ли мы слово «святость» или оно окрасится и засияет новыми жизненными смыслами? Что нам делать с духовной традицией прошлого, когда все бывшее кажется уже бесполезным?"

Содержание

Предисловие.....9

Рождение нового иночества? Преподобный Серафим Саровский и мирянские общины.....11
Не с чистого листа.....11
Включение в общее дело.....12
Не только Дивеево.....13
Монастырь или община?.....14
Молодое вино в новые мехи.....15
«Стойте в свободе».....17
Овцы среди волков.....18
Свидетельство о Царстве .....19
Река меняет русло.....20
Община или монастырь? История повторяется.....22
Мост в будущее.....24

«Служение столам» как индикатор духовной жизни.....26

Экклезиологическая мысль в русскоязычном православии XX–XXI веков. Путь к свободе?.....30
Глубина и мелководье.....30
Проблема оснований и обоснований.....31
Предпонимание и среда. «Теология расколотости».....33
Реконструкция и попытка преодоления «теологии расколотости». Экклезиология отца Николая Афанасьева.....36
Особые служения остаются.....37
Мысли отца Николая находят отклик. Отец Александр Шмеман.....41
В одну реку нельзя войти дважды.....42
Трудности перехода.....47
Церковь-космос. Экклезиология отца Сергия Булгакова.....50
Новая экклезиология и открытое христианство.....53
Что дальше?.....55

Еще раз о расцерковлении и общинах.....57

Признаки оздоровления церковной жизни.....60

О безбрачии священноначалия и церковном имуществе.....61

Иудео-христианский диалог: новые возможности.....62
Иудео-христианские отношения и иудео-христианский диалог до ХХ века.....62
Вероучительно-догматическое направление.....64
Направление, связанное с толкованием Закона (Торы).....66
Направление, связанное с этическим прогрессом.....67
Направление, связанное с толкованием мессианских пророчеств.....68
Иудео-христианские отношения
и иудео-христианский диалог после ХХ века . . . . . . . 70
Догматическо-вероучительное направление . . . . . 70
Направление, связанное с толкованием
Закона (Торы) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Направление, связанное с этическим прогрессом . . . 76
Направление, связанное с толкованием
мессианских пророчеств . . . . . . . . . . . . . 77

Иудео-христианские отношения. Что дальше? . . . . . . . 86
Совместная иудео-христианская декларация сотрудничества . . . . .. . . . 93

Об «Иудейской войне» Иосифа Флавия . . . . . . . . . . 95

О конференции «Израиль и Церковь в последние времена: от теологии замещения к диалогу» . . . . . . 96

Христианство как мессианская интерпретация иудаизма . . . . . . . . . . 97

Суд в Израиле и апостольский дар . . . . . . . . . 98
Структурные подобия . . . . . . . . . 98
Суд в Израиле . . . .  . . . . . . 100
Новые судьи . . . . . . . . . 101
Церковь повторяет историю ветхозаветного Израиля . . . . . 103
Суд как первопринцип . . . . . . .  . . . . . 107
Эволюция церковного строя . .  . . . . . . . 109
Право или Закон Божий? . . . .  . . . . . . . 111
Институт и харизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Вместо заключения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115

«Коранический гуманизм» и перспективы межрелигиозного диалога . . . . . 116

Рэп-баттл и возможный тренд развития русского православия . . . .  . 117

Духовный смысл акции Pussy Riot в храме Христа Спасителя . . .. . . 121

Национальный нарратив и новая тотальность . .. . . . 126
Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
От национального нарратива к национальной ответственности и к национальной идентичности . . . . . 128
Национальный нарратив и национальная идея. Конкретизация проблемы . . .  . . . . . 132
«Долгое государство Путина» . . . . . . . . . . . . . . . 133
Западно-либеральный нарратив. Возможен ли российский «аристотелизм»? . . . . . . 135
Две стороны советского проекта. Между тотальностью и тоталитарностью . .  . . . . 137
Страсти по Святой Руси . . . . . . . . . . 139
Выход из истории как обретение своей идентичности . . . . 142
Теория «большого синтеза» . . . . .. . . . 145
Перед каким выбором стоит Россия? . . . .. . . . 154

Время в Священном Писании . . . . . . . 155

Затянувшийся исход. Церковь в постсоветское время: исторические вызовы, трудности, задачи.. . . . 159
Тема исхода, духовного регресса и духовного прогресса . . . 159
Отец Николай Афанасьев как провозвестник церковного обновления . .. . . . 159
Русский церковный кризис как системная проблема . . . . . 161
От теории к практике. Внутренние трудности . . . . . . . . 162
Нераскрытый религиозный аспект постсоветского времени . . .. . . . 164
Что же делать? . . . . . . .  . . . . 165
«Земля обетованная» и тема свободы . . . . . . . . . 166

Русская православная церковь и поправки в Конституцию . . . . . . . . 168

Всемирный шаббат: попытка религиозной рефлексии на события, связанные с распространением COVID-19 . . . . . . . . . 171

Не заразиться и не заразить. К вопросу о совместном причащении в условиях пандемии . . . . 175

Опыт служения онлайн-литургии в одной христианской общине . . . .. . . . . 179
Какой, собственно, выбор? . . . . . . . . . . 179
Условия служения литургии. Таинство собрания . . . . . . 181
Чин и чины . . . . . . . . . . . . . 182
Служение . . . . . .  . . . . . . 183
Итоги . . . . . . . . 184

О прощении, суде и воскресении . . . . . . . 186

Церковь, современная культура и... библейский Валаам . . . . . . . 190

В диалоге с Г.С.Померанцом: автономная этика и теодицея, проблема Каина и «проблема Вертера» . . 195

О статье отца Саввы Мажуко «“Отрекись от Пушкина!” Он бесполезен, как бесполезно все подлинно прекрасное» . . . . . 199
Впечатления от просмотра фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева . . .  . . . . 200

Об отношениях мучителя и жертвы . . .  . . . 202

«Человек будущего» и тема соучастия . . . . . . . . . . . 203

О выборе и о воле Божьей . . .  . . . . . . 205

Две системы моральных координат . . .  . . . 206

О возможном преодолении смерти. Пессимистическая и оптимистическая эсхатологии . . . . . . . . 208

Встреча с Богом как коррекция направленности веры и действий по вере . . . . . . . . 209

О постмодернизме и богословии . . .. . . 211

«Жизнь-сказка» в свете разных концепций чуда . . . . . 212

После просмотра фильма «Два папы» Фернанду Мейреллиша . . .  . . . . 213

Фильм «Довлатов» Алексея Германа-младшего и постсоветская реальность . .. . . . . . . 214

О фильме Кирилла Серебренникова «Лето» . . . . . . . . 216

Егор Летов и «русское поле экспериментов» . . . . . . . . 217

Единобожие как картина мира . . . . . . . . . 218

О способности «мыслить истинно» . . . . . . . . . 219

«Открытый центр», или Страсти по Андрею (отцу Андрею Кураеву) . . . . . . . . . . . . 220

Иерейский излом . . . . . . . . . . . 224

Жизнь «без врагов» в свете Дидахе . . . .  . . 228

«Ветхозаветное благовещение»; . . . . . . 229

Пасха как домашний праздник . . . . . . . 230

Апокалипсис и события сегодняшнего дня . . . . . . 231

Об авторе.....234

Указатель имен.....235

Подписывайтесь на мой телеграм-канал: https://t.me/podosokorsky

Tags: pussy riot, Алексей Герман, Егор Летов, Кураев, Померанц, РПЦ, Серебренников, Шмеман, книги, теология, тоталитаризм, христианство
Subscribe

Posts from This Journal “теология” Tag

promo philologist сентябрь 12, 02:21 2
Buy for 100 tokens
Исполнилось 100 лет со дня рождения Станислава Лема (1921-2006), польского писателя-фантаста, философа, футуролога. Приведу фрагмент из его интервью, данного по случаю 150-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского изданию "Przyjaźń" в 1971 году: "Достоевский принадлежит, на мой взгляд,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments