Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

ВАЛЕНТИН СЕРОВ. Линия жизни. Из фондов графики Государственной Третьяковской галереи

Программа "Третьяковская галерея открывает свои запасники". ВАЛЕНТИН СЕРОВ. Линия жизни. Из фондов графики Государственной Третьяковской галереи, 15 декабря 2011 — 20 мая 2012


Автопортрет. 1885

Лаврушинский, 10, залы № 49–54
(СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ)

Валентин Александрович Серов (1865–1911) – ключевая фигура в русском искусстве рубежа XIX–XX веков. Широкой публике Серов известен в первую очередь как живописец, портретист, хотя уже современники ценили Серова-рисовальщика ничуть не меньше. "Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца", писал И.Э.Грабарь.


У перевоза. 1905

Третьяковская галерея обладает наиболее полной и значительной коллекцией рисунков, акварелей, пастелей В.Серова. Из 750 оригинальных рисунков и офортов, находящихся в собрании музея, на выставке представлено более 250 листов и альбомов. В таком объеме графическая коллекция художника еще никогда не экспонировалась.

Имя художника тесно связано с судьбой музея – он был знаком с П.М.Третьяковым, дружен с его наследниками, с 1899 по 1911 годы был членом Совета галереи, сделал многое для пополнения ее коллекции. При жизни В.Серова музей обладал лишь немногими его работами. Входивший в состав руководства галереи, художник считал неэтичным приобретение собственных произведений. Основные поступления его работ происходили после 1911 года – из семьи художника, частных коллекций. Пополнения также связаны с присоединением собраний Цветковской галереи и Музея иконописи и живописи имени И.С.Остроухова в 1929 году.


Натурщица с распущенными волосами. 1899.

Творческий путь, "линия жизни" В.Серова, определены исключительно графическими произведениями мастера, и в этом уникальность выставки. Большая отзывчивость графики, ее способность реагировать на малейшие движения творческой мысли позволяют нам приблизиться к пониманию личности художника.

Многоплановость таланта В.Серова, широкий диапазон его творческих поисков, отражающих ход развития искусства рубежа XIX-XX веков, определили характер построения выставки. Экспозиция передает динамику развития творчества художника, который наследует принципы реалистического искусства XIX века и предвосхищает открытия мастеров XX столетия.

Серову было свойственно стремление постигать новое, осваивать еще неосвоенное. "Да, да, что я сам могу сделать – это пустяки, а вот то, чего я не умею…", говорил он сам. По сути, художник учился всю жизнь: в детстве у И.Е.Репина, позже, в Академии художеств, у П.П.Чистякова, заочно у лучших мастеров всех стран и эпох – Тициана, Веласкеса, Рафаэля (на выставке представлены копия Серова с картины Тициана "Венера перед зеркалом" (1890-е), а также портрет Г.Л.Гиршман (1911), одна из любимых работ самого художника, о которой он говорил "пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся"). Уважение к признанным авторитетам сочеталось у Серова с интересом ко всему новому в искусстве; так в портрете И.А.Морозова (1910) автор словно ведет диалог с А.Матиссом, подражая его плоскостному рисунку и интенсивному колориту.

Будучи уже признанным мастером, В.Серов поступил в парижскую академию Коларосси, где наравне с начинающими художниками рисовал с натуры (1909–1911). Интересно проследить эволюцию творческой манеры по изображениям натурщиков разных лет: от исполненных в традиционной академической манере штудий к свободным по рисунку и индивидуальным, почти портретным образам. В.Серов много работал на пленэре, создавал жанровые зарисовки и лирические пейзажи. На выставке можно будет увидеть известную работу "В деревне. Баба с лошадью" (1898).

Годы расцвета творчества В.Серова пришлись на время создания "Мир искусства". Несмотря на то, что художник официально не входил в объединение, он дружил и сотрудничал с его участниками. Подобно большинству «мирискусников», в 1900-е годы он обратился к исторической теме. На выставке представлены наброски и эскизы на темы из жизни русского двора XVIII века ("Выезд Екатерины II" (1906), "Петр I" (1907) и др.). Интерес к театру также сближал В.Серова с художниками "Мир искусства". На выставке представлены яркие и запоминающиеся образы Анны Павловой (1909), Тамары Карсавиной (1909) и Иды Рубинштейн (1910), прима-балерин "Русских сезонов".

Еще одной знаковой работой В.Серова для театра был занавес к балету "Шехеразада" ("Выезд на охоту" (1910)). Интересно отметить, что поводом к его созданию послужил не заказ, но личный интерес мастера. В.Серова занимала тема древнего экзотического мира, сказки. Особенно он увлекся ею после поездки в Грецию в 1907 году. С этого момента художника не оставляла мысль о создании картины на тему древнегреческих мифов. Представляя зрителю творчество В.Серова, невозможно обойтись без его знаменитых картин "Похищение Европы" (1910) и "Одиссей и Навзикая" (1910). Помимо известных работ на выставке будут показаны рисунки на темы античных мифов, а также редко экспонируемые натурные наброски и альбомные зарисовки, исполненные в музеях Греции.

Выставка "Серов. Линия жизни" выходит за рамки типичной монографической экспозиции. Тематическое разнообразие произведений В.Серова, его мастерство рисовальщика в различных графических техниках дают возможность оценить не только талант самого художника, но и осознать насыщенность художественной жизни рубежа XIX–XX веков.

ВЫСТАВКА ОРГАНИЗОВАНА ПРИ ПОДДЕРЖКЕ О.Л. МАРГАНИЯ
http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions2622/



Tags: Серов, Третьяковская галерея, выставка, искусство, музеи
Subscribe

Posts from This Journal “Серов” Tag

promo philologist 02:08, sunday 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments