Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

"Она жила в волшебном мире сказки". Е.Д.ПОЛЕНОВА. К 160-летию со дня рождения

16 декабря — 26 февраля 2012


Мальчик висит на облаке. 1896–1898

Елена Дмитриевна Поленова (1850–1898) – яркая талантливая художница, которая стояла у истоков формирования национально-романтического направления русского модерна и зарождавшегося символизма. Настоящая выставка – первая персональная выставка художницы после посмертной, устроенной объединением Московское Товарищество художников в 1902 году.


Зимняя ночь. 1888

Е.Поленова, сестра известного живописца В.Д.Поленова, – одна из первых женщин-художниц, получивших профессиональное художественное образование. Первые навыки она приобрела от матери, Марии Васильевны Поленовой, внучки архитектора екатерининской эпохи Н.А.Львова. Именно она пригласила к своим детям для уроков рисунком будущего известного педагога П.П.Чистякова. Елене Дмитриевне тогда исполнилось девять лет. С этого возраста вплоть до 1880 года с небольшими перерывами она обучалась в его мастерской технике рисунка и акварели.

В 1879 году Е.Д.Поленова поступила в керамический класс Рисовальной школы Общества Поощрения Художеств, закончив его с большой серебряной медалью. Она первая за всю историю Рисовальной школы была командирована во Францию для усовершенствования в керамическом деле, а затем получила место преподавателя живописи по фарфору и фаянсу.

В 1880–1882 годах Елена Дмитриевна училась в акварельном классе ОПХ. Блестяще овладев этой техникой, она поставила себе задачу "в целом ряде акварельных картин выразить поэтический взгляд русского народа на русскую природу, т.е. выяснить себе и другим, каким образом влиял и выражался русский пейзаж на русской народной поэзии эпической и лирической".

Переехав из Санкт-Петербурга в 1882 году в Москву, Елена Дмитриевна вместе с братом В.Д.Поленовым оказалась в центре кружка талантливой молодежи: К.А.Коровин, И.И.Левитан, М.В.Нестеров, А.Я.Головин, С.В.Иванов, М.В.Якунчикова, И.С.Остроухов. По ее инициативе в московской квартире В.Д.Поленова были организованы "керамические" четверги. Расписанные на этих четвергах фарфоровые блюда Е.Поленовой (ГИМ) можно увидеть на выставке.

Многие годы творческой деятельности Елены Поленовой были связаны с "мамонтовским кружком" – художниками, артистами, архитекторами, которые группировались вокруг промышленника и мецената С.И.Мамонтова (1841–1918), и среди них В.И.Серов, В.Д.Поленов, К.А.Коровин, В.М.Васнецов. С конца 1870-х годов художники этого круга часто и подолгу работали в Абрамцеве, подмосковной усадьбе Мамонтовых. Стихийно сложившийся "абрамцевский художественный кружок" сыграл большую роль в развитии национальной художественной культуры, во многом определив стиль модерн в России.

В 1880-е годы в Абрамцеве по инициативе Е.Поленовой была собрана большая коллекция произведений народного искусства, служившая образцами для столярно-резчецкой мастерской, управляемой Е.Поленовой и Е.Г.Мамонтовой. С 1885 по 1894 год Еленой Дмитриевной были выполнены свыше 100 проектов мебели и предметов декоративно-прикладного искусства. На представленных в экспозиции навесных шкафчиках и полочках, стульях, лавках, выполненных по проекту Е.Поленовой, можно видеть, как она преображала мотивы пейзажа в орнамент и узор для резьбы.

В Абрамцеве Е.Поленова работала на пленере вместе Серовым, Левитаном, Коровиным. На выставке представлены акварели "Зимний лес. (Вороны)" (1880-е, ГТГ), "На дворе зимой" (ГТГ), а также изображения цветов. Интерес Е.Поленовой к фольклору, развитый с детства и подкрепленный В.М.Васнецовым, выражался в ее желании "подметить и выразить те художественно-вымышленные образы, которыми живет и питается воображение русского народного человека". Народные сказки в этом смысле стали для художницы богатейшим материалом для творческой фантазии и поиска нового пластического языка.

Е.Д.Поленова практически первой обратилась к книжной графике, проиллюстрировав и литературно обработав за непродолжительное время (конец 1880-х–1890-е) более 20 народных сказок и поговорок. В абрамцевский период (1886–1889) она оформила в реалистической манере сказки "Белая уточка", "Война грибов", "Дед Мороз" и др., события которых разворачиваются на фоне пейзажей Абрамцева и его окрестностей. Из них лишь "Война грибов" была издана в 1889 году способом фототипии. Второй, созданный в стилистике модерна, костромской цикл (1889–1898) иллюстраций к сказкам "Сынко-Филипко", "Сорока-воровка", "Плутоватый мужик" и др. был опубликован в 1906 году. Е.Поленова дала мощный импульс дальнейшему развитию книжной иллюстрации как самостоятельному виду искусства.

С середины 1890-х годов Елена Дмитриевна создала большое количество рисунков орнаментов. Значительная часть из них выполнялась как эскизы вышивок и панно для мастерской в Абрамцеве и кустарной мастерской М.Ф.Якунчиковой в с. Соломенка Тамбовской губернии. Интерес к орнаменту отчетливо проявился и в процессе работы над символистской картиной "Зверь (Змий. Сказка)" (1895–1898, Музей-заповедник "Абрамцево").

Осенью 1897 года она разработала оригинальный проект столовой в русском стиле для дома М.Ф.Якунчиковой в Наре. Изысканное произведение "Жар-птица", представленное на выставке, является эскизом живописного панно для интерьера столовой.

В Париже Е.Поленова познакомилась с С.П.Дягилевым и по его заказу сделала рисунок обложки для журнала "Мир искусства". В том же журнале (1899, № 18-19), уже после смерти Е.Поленовой, была опубликована первая статья, посвященная ее творчеству.

В экспозиции собраны лучшие произведения Е.Поленовой: живопись и акварель, иллюстрации к русским народным сказкам, рисунки орнаментов, предметы декоративно-прикладного искусства (мебель, расписные фарфоровые блюда). Многие из них экспонируются впервые. В состав выставки включены архивные документы, мемориальные фотографии, книги и журналы, раскрывающие особенности общественно-художественной деятельности художницы.

Помимо графики и предметов декоративно-прикладного искусства из собрания Третьяковской галереи, произведения предоставлены Мемориальным историко-художественным и природным музеем-заповедником В.Д.Поленова и Художественно-литературным музеем-заповедником "Абрамцево", в которых сосредоточена основная часть творческого наследия художницы, а также Русским музеем, ГИМ, Музеем-заповедником "Царицыно", ВМДПНИ, Государственным литературным музеем.

К выставке подготовлен каталог, который сегодня является единственным подробным источником информации о жизни и творчестве Е.Поленовой.

На выставке будет проводиться викторина, главным призом которой станет деревянный шкафчик ручной работы конца XIX века, исполненный по эскизам Е.Д.Поленовой, предоставленный мастерской "Алексеевское подворье".

http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions2621/

Tags: Поленов, искусство
Subscribe

promo philologist ноябрь 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments