Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Каббала и Масонство (ч.1)

Оригинал взят у gelena_eva в Каббала и Масонство (ч.1)

Каббала и Масонство (ч.1)

By W. Kirk MacNulty


Каббала в истории масонства.

Данный документ, который берется продемонстрировать влияние Каббалы в Масонстве, и который, в частности, будет представлен немасонской аудитории, безусловно, должен начаться с доклада о природе и истории Масонского Ордена. Дать определение Масонскому Ордену в том виде, в котором он сегодня существует, довольно легко: Масонство – это светская братская организация, провозглашающая принципы морали и братской любви и занимающаяся благотворительностью  среди всего общества в целом, а не только среди масон. Масонство это не религия, но это общество религиозных людей, поскольку требует от своих членов веры в существование Высшего Сущего. Имя этого Сущего и форма, в которой ему поклоняются, это личное дело каждого отдельного масона.  Масоны приносят свои торжественные обязательства на «Книге Священного Закона», и каждый масон выбирает в качестве такой Книги, то священное писание, которое имеет для него наибольшее значение.  В то время как каждого брата поощряют следовать учению своей религии, Масонство не вдается в подробности этих религий, и дискуссии на религиозные вопросы запрещены в масонских собраниях. Хотя Масонский Орден не является религией, он может рассматриваться как ее философский спутник. На мой взгляд это вытекает из определения, даваемого Первой Лекцией: Масонство это «особая система морали, завуалированная в аллегориях и проиллюстрированная символами»[1]. Как и следовало ожидать от общества религиозных людей, моральные и философские принципы, сообщаемые этими символами, как считается, были получены из некого божественного источника.


Исторические сведения о происхождении масонства довольно сложны. Как указывает историк Френсис Йейтс: «Проблема происхождения масонства остается одной из наиболее дебатируемых — и труд­ных — проблем во всей исторической науке»[2]. Некоторые из масонских исторических исследований, написанные в XIX веке, были весьма причудливы и некритически в своем подходе. Более поздние авторы стремились быть более точными, однако сведения, которые можно у них извлечь до сих пор представляют собой настоящую головоломку. Обратимся снова к Йейтс: «… современные труды на эту тему двигаются в направлении более точного исторического исследования, но авторам этих исследований приходится оставить нерешенными вопросы о происхождении спекулятивного масонства с его символическим использованием колонн, арок и других архитектурных элементов, а также с его геометрическим символизмом, посредством которых масонство представляет собой нравственное учение и мистическое мировоззрение, обращенное к Великому Архитектору Вселенной»[3].  

В настоящее время нет никакого единого мнения о происхождении Ордена даже среди масонов. Некоторые романтически настроенные масоны полагают, что ритуалы, в которых они участвуют, использовались Царем Соломоном для обучения рабочих во время строительства его храма. Конечно, вряд ли это реально[4].  Безусловно, в Европейской истории можно найти множество сведений о существовании оперативных масонов (каменотесов), но нет никаких доказательств, что какая-то группа философов передавала масонскую традицию с библейских времен до времен эпохи позднего Ренессанса в Англии. Другие масоны, напротив, полагают, что Масонство появилось всего лишь как один из множества клубов джентльменов, которые возникали в Лондоне в начале XVIII века. Если это правда, то это был весьма необычный клуб, в самом деле.  В отличие от других клубов того времени, вскоре после его первичного формирования в 1717 году, он бурно распространился не только в Англии, но и в Шотландии, Ирландии, Франции, Нидерландах и Германии. Кроме того, Масонство, так или иначе, вскоре приобрело покровительство королевских особ, оно также носило глубоко философскую направленность и обладало очень сложной системой символов. Утверждая, что Масонство это простой «клуб»,  следует объяснить, почему именно этот клуб получил столь бурное развитие. Одно из очевидных объяснений быстрого развития заключается в том, что Масонство учило и практиковало то, что в те времена вызывало большой интерес в интеллектуальном сообществе. Этим, безусловно, являлась Герметическая/Каббалистическая Традиция эпохи Ренессанса, и, как мы увидим, эта Традиция объясняла уникальную символическую систему Масонства, а также множество его ритуалов и практик.

С моей точки зрения, Масонство это систематизация Герметической/Каббалистической Традиции, которая лежала в основе интеллектуального мышления Ренессанса[5], и материалы, представленные здесь, отражают эту точку зрения. Мы начнем с очень краткого обзора того, что известно о масонской истории, и в данном обзоре мы приведем те исторические справки, которые в частности затрагивают Каббалу. В целях объективности, мы признаем важным шотландское влияние, однако в этой работе ограничимся лишь английскими материалами. После того, как мы рассмотрим истоки, мы обратимся к символической системе Масонства, отражающей учения Каббалы. На графике Рисунка 1 отображено очень общее представление о развитии английского Масонства.  «События», имеющие значение для рассмотрения Каббалистической традиции, отмечены звездочками и будут рассмотрены ниже. Пунктирными линиями в левой части рисунка обозначаются  наши весьма неопределенные сведения о происхождении Великих Лож. Даже после формальной организации Первой Великой Ложи (Современных) в 1717 году, существует множество областей, о которых нам мало что известно. Например, в области символики и ритуала – что же действительно масоны делали на своих собраниях. И здесь мы практически полностью полагаемся лишь на их разоблачения, сделанные в период с 1717 до последней четверти XVIII века. Мы знаем совсем немного. Конечно, в Англии была некая масонская деятельность и в середине XVII века. Первые спекулятивные масоны, которых мы можем положительно определить это сэр Роберт Морей и Элиас Эшмол. Они были посвящены на севере Англии в 1641 и 1646 году соответственно. Оба они были тесно связаны с Герметической/Каббалистической Традицией: Эшмол внес значительный вклад в литературу, посвященную этой Традиции, а Морей был покровителем алхимика Томаса Вогана[6].

В Британском алхимическом театре (Theatrum Chemicum Britannicum) Эшмол делает замечание очень важное для нас. Он пишет: «И поэтому это не менее абсурдно, чем странно, видеть, как некоторые люди путают Истинных Магов с фокусниками, некромантами и колдунами, то есть с теми великими самозванцами, которые вторгаются в Магию подобно тому, как свиньи входят в прекрасный и нежный Сад»[7].   Это различие между «Истинными Магами», которых Эшмол считает практиками мистического восхождения к Герметической/Каббалистической Традиции, и «фокусниками, некромантами и колдунами», использующих Магию для того, чтоб влиять на физический мир, является важным моментом. Для Эшмола «Магия» стремится к трансформации личности, что требует подчинения личной воли Божьей воле, и что является частью мистического восхождения. Колдовство и черная магия стремятся оказать воздействие на физический мир, которому тем самым человек пытается навязать свою волю[8]. Это различие также было подчеркнуто современным исследователем Дональдом Тайсоном в его анализе умозрительной и практической Каббалы, представленной в его аннотации к «Оккультной Философии» Агриппы[9]. Вскоре мы увидим, как этот вопрос повлиял на ранние стадии развития Масонства.



[1] Emulation Working, First Lecture, First Section

[2] Francis A.Yates, The Rosicrucian Enlightenment (London: Ark, 1986), p. 209

[3] Francis A.Yates, The Art of Memory (London: Ark, 1984) p. 304

[4] Albert G. Mackey, The History of Freemasonry (New York: Random House, 1996), p. 163.

[5] Francis A. Yates, The Occult Philosophy in the Elizabethian Age (London: RKP, 1979), pp. 1-6.

[6] Michael Baigent, "Freemasonry, Hermetic Thought and the Royal Society of London," Ars Quatuor Coronatorum, vol. 109.

[7] Elias Ashmole, Theatrum Chemkum Britannicum (London, 1652), p. 443 (italics in original).

[8] в большинстве вариантов современного употребления, под словом «магия» подразумевается этот последний процесс, т.е. процесс манипулирования физическим миром.

[9] H.C. Aggrippa, trans. J. Freake, ed. Donald Tyson, Three Books of Occult Philosophy; (St. Paul, Minn.: Llewellyn, 1993), Appendix VII, p. 76.




Tags: каббала, масонство, эзотерика
Subscribe

promo philologist november 15, 07:57 2
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments