Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Веера из Эрмитажа..18-20 век.

Оригинал взят у marinni в Веера из Эрмитажа..18-20 век.

Веера из Эрмитажа и коллекция императрицы Марии Федоровны.


Тимофей НЕФФ (1805-1876). Портрет Александры Фёдоровны



В России складные веера стали появляться в XVII веке. Ценные экземпляры складных вееров, которые попадали в Россию из Европы хранились в царской казне наряду с дипломатическими подарками и различными редкостями.

 
Портрет императрицы Марии Фёдоровны( жены Александра III)и Ольги- супруги кроля Вюртембергского.

В России одни из самых богатых собраний вееров хранятся в Эрмитаже. Коллекция в Эрмитаже ранее находилась в Аничковом Дворце и принадлежала супруге Александра III, императрице Марии Федоровне.





После Октябрьской революции, во время национализации частных коллекций русских дворян, в Эрмитаж попали веера из собраний графов Шуваловых (1925), герцогини Альтенбургской (1924), семьи Мусиных-Пушкиных (1924), А.К. Разумовского (1919) и частных резиденций русских императоров. В 1925 году из коллекции музея барона А.Л. Штиглица поступили французские веера конца XIX века, купленные его агентами в Париже.

---------------18 век--------------------
=================================


Веер-маска складной
Франция. 1770-е гг.
Слоновая кость, перламутр, медь, пергамент; резьба, инкрустация золоченой и серебряной фольгой, роспись гуашью.


Веер складной с изображением свадьбы А. Македонского и Роксаны. Оборот: сцена на охоте
Голландия 1720-е гг.




Было модным заказывать веера к определенному костюму, к какой-либо дате или событию, выполнять на верхней пластинке остова инициалы, вензеля и гербы.
При нужде в деньгах ценный веер можно было заложить в банк.


---------------Галантные сценки-----------
==============================================

















------------------------Баталии и флот--------------------
=============================================
Русский флот в 1770 году нанес сокрушительное поражение туркам в Чесменской бухте. В Эрмитаже хранится веер, посвященный этой победе, заказанный графом Орловым-Чесменским и подаренный Екатерине II. В нежно-бирюзовых тонах изображены на море два русских корабля, на суше видно русское войско. Живопись выполнена Г. Козловым. Превосходная золотая оправа с головками греков и их доспехами в крошечных медальонах, над которой трудился ювелир И. Адор, относится к числу лучших ювелирных изделий XVIII столетия.


Веер складной с изображением эпизода Чесменского сражения
Перламутр, пергамент, стразы; гуашь, резьба, серебрение





Веер складной с портретом императрицы Марии Федоровны на фоне моря и кораблей
Мастер Bedch, M.. Фирма Duvelleroy,
Франция. 1893
Перламутр, экран пергаментный, серебро; акварель, гуашь, чеканка, золочение



ПАМЯТНЫЕ ВЕЕРА ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕДОРОВНЫ
==================================================
(Из собрания отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа)


Иван КРАМСКОЙ (1837-1887). Портрет императрицы Марии Фёдоровны.( жены Александра III)


Веер складной с портретами Александра III и его детей
Художник И.Н. Крамской. Россия. 1886
Дерево, золото; чеканка, резьба, роспись маслом (принадлежал императрице Марии Федоровне, жене Александра III)

Аничков дворец стал резиденцией Великого Князя Александра Александровича и его супруги Марии Федоровны начиная со времени их бракосочетания в 1866 году. Мария Федоровна продолжала жить в нем и после 1894 года – уже в качестве вдовствующей Императрицы.

С именем Марии Федоровны, связана интересная страница истории веера в России. Именно ее веера составляют лучшую часть коллекции отдела.

Благодаря Императрице до нас дошли многие памятные веера, посвященные различным событиям из жизни Двора и из жизни собственно императорской фамилии. Среди них веера, связывающие Российский и Датский дворы.


Веер складной с Датским и Московским гербами
Дания 1867
Кожа, серебро; чеканка, гравировка, разноцветная эмаль, инкрустация. (принадлежал императрице Марии Федоровне, жене Александра III)











----------------Маскарады----------

К другому комплекту относятся сувенирные веера, напоминающие о костюмированных балах, проходивших в Петербурге в 1882 и 1883 годах. Среди них, в свою очередь, можно выделить три веера, посвященные костюмированному балу, данному 25 января 1883 года во дворце Великого Князя Владимира Александровича в Петербурге.




Чрезвычайно интересно описание бала, приведенное в журнале «Всемирная иллюстрация»: «На бал было приглашено … до 250-ти знатных особ обоего пола… На парадной лестнице, ея площадке и в дверях малой столовой стояла прислуга, одетая в живописные костюмы разных эпох, имеющие связь с русской историей: то были скифы, варяги, стрельцы новгородские и московские… Вскоре гостиная и танцевальная зала наполнились русскими боярами, боярынями и боярскими детьми обоего пола, воеводами, витязями, думными и посольскими дьяками, кравчими, сокольничими, ловчими, рындами, конными и пешими жильцами (времен Иоанна IV), варягами, печенегами, запорожцами, казаками; явился думный дьяк с чернильницей и пером за поясом – П.А.Васильчиков, гусляр с гуслями и друг. Казалось, вся допетровская Русь воскресла и прислала на этот бал своих представителей… На балу были также ливонский рыцарь, русалка, представители и представительницы Кавказа, южной России и проч.».


Веер складной с карикатурным изображением костюмированного бала
Художник И.А. Всеволожский. Россия. 1882
Дерево, шелковый репс, перламутр, шнур серебристого шелка; гуашь. (принадлежал императрице Марии Федоровне, жене Александра III)



Многие из присутствовавших на этом маскараде были запечатлены в карикатурном виде на одном из этих вееров, выполненном Иваном Александровичем Всеволожским, директором Императорских Петербургских и Московских театров, бывшим позднее, в 1899-1909 годах, директором Императорского Эрмитажа. Всеволожский обладал прекрасным чувством юмора и часто рисовал карикатуры на представителей высшего общества, среди которых многие были его друзьями и добрыми знакомыми. По лицам и по описаниям костюмов, данным во «Всемирной иллюстрации», на веере можно узнать некоторых присутствовавших гостей: Великих Князей Алексея Александровича и Сергея Александровича, герцога Эдинбургского, А.А.Половцова и К.Н.Победоносцева. По «политическим» мотивам не изображены хозяева бала, а также Император Александр III и Мария Федоровна.


Сценки с акробатами.

===============================================

--------------------КИТАЙ----------------



Веер складной в коробке
Китай Династия Цин (1644-1911)





Веер складной с футляром, украшенный сценами из китайской жизни
Китай 1870-е


-----------------19 век--------------
===================================


Archduchess Aleksandra Petrovna of Russia
1830 1835


Maria Alexandrovna, Empress of Russia, 1853



Тимофей НЕФФ (1805-1876). Портрет Александры Фёдоровны


Веер складной с моноклем
Западная Европа 1810-е гг.



Веер складной с изображением галантных сцен
Франция 1870-е гг.



Веер складной с изображением двух попугаев на дереве. Оборот: подписи карандашом с пожеланиями
Западная Европа 1820-е гг.




Россия Вторая половина 19 в.








-------------------------------


Веер складной с пластинами в виде цветов и листьев ландыша
Австрия. Конец 1860-х гг.
Дерево, перламутр, шелковые нити; гуашь, резьба. (принадлежал императрице Марии Федоровне, жене Александра III).

-------------------------------


Веер складной с футляром, украшенный росписью с картины Ж.-Б. Грёза "Деревенская невеста"
Фирма Дювельруа. Франция. 1830-1840-е гг.
Дерево, бумага; лак, гуашь, золочение.


Веер-опахало складной
Западная Европа 1830-е гг.


"Queen Olga of Württemberg"
Великая княжна Ольга Николаевна (11 сентября 1822, Санкт-Петербург — 30 октября 1892, Германия) — дочь императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны, жена Карла I, короля Вюртембергского.

"Queen Olga of Württemberg"

-------------конец 19 века------


Веер складной с надписью: ''Карусель Кавалергардского Ея Величества полка 1886''
Россия 1886
--------------------------


Веер складной с фотопортретом Александра II в центре
Австрия 1870-е гг.


Веер складной с изображением Российского герба
Россия 1900-е гг.


Веер складной с изображением Романовской галереи в Эрмитаже
Россия 1902


Веер складной с изображением анютиных глазок
Художник Анри Альберти.
Франция. 1890-е гг.
Газ, перламутр, серебро, металл; гуашь, резьба.


Веер
Россия Вторая половина 19 в.


Веер складной в форме раковины
Фирма Duvelleroy, Франция. 1900-е гг.
Рог, газ, перламутр; гуашь, вышивка пальетками и шелковой лентой, гравировка. (принадлежал одной из дочерей Николая II).
--



-------------Вещи в виде веера------


Шкатулка в форме веера

Россия Конец 19 в


Табакерка


Еще по теме:
=============================




ВЕЕРА, все посты-ТУТ



Здесь можно посмотреть на сайте, с подробными описаниями:
Эрмитаж-веера
http://www.hermitagemuseum.org/fcgi-bin/db2www/quickSearchDL.mac/DLgallery?selLang=Russian&tmCond=%B2%D5%D5%E0+%E1%DA%DB%D0%D4%DD%DE%D9&START_ROW_NUM_DL=53

http://www.anichkov.ru/gdtu/history/have/20/mariy/veera
Tags: Эрмитаж, музеи
Subscribe

promo philologist ноябрь 15, 07:57 2
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments