Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

"Октябрь" № 6. О следующем номере рассказывает Валерия Пустовая

“Октябрь” №6 2012

Валерия Пустовая

СЮЖЕТ НОМЕРА

Юрий Буйда. Мерзавр. Рассказ

Юрий Буйда продолжает сплавлять гимн и скверну, божье и аспидово, Иону с китом – выведя новороссийского пророка в образе человекоящера, “мерзавра”.

Евангельские исцеления, всенародное паломничество, искры откровений проносятся очистительной вестью, воспламеняя перегретый торф криминализованной обыденности города Чудова. Готовится местное светопреставление – вот-вот восставят из гроба саму Спящую красавицу.

Тайну ее обетованного в Чудове пробуждения главный герой рассказа почти раскрыл. Но рассказ не о том, почему красавица спит, а о том, скорее, что ей не след просыпаться. Красота, правда, святость не помещаются в укромных клапанах наших сердец, где мы их время от времени по-тихому вожделеем. Красота убийственна, и Бог не гуманист, и вся надежда только на автора, который, чуя меру стойкости своего читателя, найдет художественно убедительный способ пророка истребить, а агиографию выдать за пародию.


ПОВЕСТЬ

Татьяна Прудинник. Герои-игрушки

Дебютная повесть молодого автора из Минска тоже занята поиском правды и красоты на территории концентрированного воображения. Только теперь перед нами не паноптикум Чудова и Библия, а поляны детства, Брэдбери и Барри.

По сюжету – офисная проза, по исполнению – полнометражный мультфильм. Точку перехода из офиса в волшебный шар, из бабушки в девочку, из привычки в любовь герои ищут отчаянно, потому что в этой возможности перехода видят залог бессмертия. Однако, доказывает автор, перехода нет: дети и взрослые – два совершенно разных вида людей, одних на других меняют однажды ночью.

Метафоры Прудинник точны, как афоризмы, и избыточны, как цвета калейдоскопа. Эта яркая, не удержанная в руках, рассыпавшаяся образность становится лучшим памятником человеку, которого подменили.

РАССКАЗЫ

Давид Маркиш. Бесполезные ископаемые

Путешествие в детство – но не свое. Зачем бы еще немолодым уже мужчинам пуститься в конный поход к кибитке доживающей свой век в нищете и забвении вдовы суфия, как не для того, чтобы сорвать наконец завесу давней семейной тайны?

В условиях переломных девяностых, впрочем, проблема преемственности становится не только семейной темой. Герои Маркиша ищут опору в своих биологических продолжениях, но не наследуют сами себе, и тщетно рассчитывают быть признанными по старым фотографиям.

Нина Литвинец. Диптих

Рассказы Нины Литвинец передают народную память о поэте – притом что народ советский, а поэт рожден еще дореволюционной культурой. Герои рассказов переживают типовые вехи советской судьбы на крупном фоне Николая Гумилева и Анны Ахматовой. Это частные люди, жизнь которых переворачивает не сама даже поэзия, а косвенная причастность к чьим-то воспоминаниям о ней. Так что не вполне даже ясно, почему из-за какого-то старинного офицера сын латышского стрелка бежал в Африку, и зачем несут цветы под окна санатория, где вчера, переполошив весь “контингент”, умерла “пожилая такая, крупная женщина”.

ПОЭМА

Валентин Кислицын. Рюмочные и шашлычные

Денис Осокин, автор самобытной, замешанной на фольклоре и магии прозы, время от времени так близко приближается к народному творчеству, что начинает петь. “Рюмочные и шашлычные” – одновременно кабацкая песня, творческий манифест и заговор на неисчерпаемую полноту жизни.

СТИХИ

Леонид Завальнюк. Из неопубликованного

“Кого не ругают, / Того и не знают – / В квартире, в деревне, в литературе…”

Светлана Васильева. Иголкою память прошью…

“…Вижу, как поступью ранней / Юный бредет Дионис”.

ВРЕМЯ “Ч”

Лидия Довлеткиреева. Плохо умирать наощупь

Денис Колчин. План

Обзорную критическую статью и эссе публициста объединяет тема – восприятие Кавказа за его пределами.

Денис Колчин выстраивает эссе вокруг фигуры отсутствия – своего до сих пор не осуществленного страстного стремления побывать на Кавказе. Журналист, испытывающий острый интерес к теме кавказских войн, он ревностно собирает отклики в СМИ, которые, по его мнению, только затуманивают понимание ситуации.

Лидия Довлеткиреева пишет, напротив, о человеке, который за информацией отправился на Кавказ. Московский репортер Марина Ахмедова с недавних пор известна как автор художественных книг о сегодняшних Чечне и Дагестане. Оценивая литературные качества и актуальность этих произведений, критик из Грозного то и дело переходит границы публицистики, уточняя черты кавказского менталитета, замеченные писательницей.

К 200-ЛЕТИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Наталья Михайлова. Напрасно ждал Наполеон…

Глава из готовящейся книги известного пушкиниста, профессора, заместителя директора по научной работе Государственного литературного музея А.С. Пушкина о Василии Львовиче Пушкине. На основе обширного историко-литературного материала, в том числе с привлечением заметок и сообщений из старинных газет и многих личных архивов, Наталья Михайлова воссоздает образ и быт блестящей московской публики в Нижнем Новгороде и опустошенной Москве.

ОБЪЕЗД

Елена Тахо-Годи. Фотограф

В рубрике субъективных портретов городов – трэвелог профессора и фотографа, разворачивающий подвижные снимки городков Лазурного берега.

ЛИТЕРАТУРНАЯ МЫСЛЬ

Юрий Угольников. Критика без критиков

Никита Войткевич. Толстая, но не полная

Аналитическая оценка “Истории русской литературной критики: советская и постсоветская эпохи”, выпущенной издательством “Новое литературное обозрение” и собравшей множество полемических откликов.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК

Ливия Звонникова. Петербургский Иов

Интерпретации “Медного всадника” А.С. Пушкина в контексте века позапрошлого и нынешнего – автор исследования полемизирует с распространенным восприятием знаменитой поэмы.

ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТА

Дмитрий Бак. Сто поэтов начала столетия

Очередной выпуск авторской рубрики критика посвящен поэзии Михаила Еремина, Сергея Круглова, Станислава Львовского.

Борис Минаев. Литчасть: Билли “Выкидыш” и другие ребята

Спектакль Гарика Сукачева “Анархия” по пьесе британского драматурга Майкла Пэкера о панк-группе Dysfunctional, по мнению писателя, раскрывает переживание проигранной войны романтиков с системой. Несмотря на то, что само переживание российскому зрителю очень понятно, идеалы, за которые ведется война, в России и Великобритании радикально отличаются.

Александра Володина. Книжный агент

Тематический обзор книжных новинок: современная проза, начало ХХ века в России, истории вещей, документальное отражение нынешнего дня.

http://magazines.russ.ru/october/anons/2012/anons6.html


Tags: Октябрь, журналы, литература
Subscribe

promo philologist november 15, 07:57 2
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments