Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

О милости и справедливости

Председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин поддержал идею ужесточения мер воздействия на безответственных заемщиков. "Человек должен отвечать за свои действия. Культура жизни в долг - это социальный инфантилизм. Нужно уметь рассчитывать свои силы. К должникам надо относиться по справедливости. Вследствие их безответственности меняется и их общественный статус", - заявил священник, слова которого со ссылкой на газету "Труд" приводит сегодня портал "Интерфакс-Религия".
Поводом для высказываний Всеволода Чаплина послужила получившая большой резонанс история жительницы Уфы Фании Гумеровой. Она подала жалобу в Конституционный суд на знакомого, который не возвращает 3 млн рублей. Тяжба длилась три года, уфимский суд признал правоту Гумеровой как кредитора, но, ссылаясь на статью 446 Гражданско-процессуального кодекса, отказал в требовании наложить взыскание на треть дома, принадлежащего должнику (площадь особняка - 332 кв. метра). И обязал выплачивать истице по 2 тыс. рублей в месяц.
Кроме того, Конституционный суд РФ обязал депутатов внести соответствующие поправки в законодательство. Речь идет о возможности изымать жилплощадь, превышающую "средние" нормы.
http://newsru.com/religy/04jul2012/chaplin.html

Сразу скажу, что я не анархист, и что законы должны исполняться, долги тоже надо возвращать - с этим не поспоришь. Я о другом. Вот казалось бы - у нас есть отмороженная "Единая Россия", которая штампует законы, ужесточающие то и се, есть чиновники, ревностно исполняющие принятые законы (особенно в случаях, если надо кого-то за что-то наказать), есть судебные приставы, есть мощная карательная машина и проч. Зачем протоиерею Чаплину обязательно и непременно нужно каждый раз выступать в поддержку очередной ужесточительной и запретительной меры? Почему роль священства сейчас смещается из области духовного (там, где есть милосердие и прощение) в область социального (где есть лишь юридическая справедливость). Куда девать при таком подходе христианство и Бога, который если бы был не милостив, а лишь справедлив, то горе бы было всем нам, грешным.


Наверное, стоит вспомнить, что в главной молитве всех христиан "Отче наш" есть и такие слова: "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим". О чем говорится в этой фразе? О том, что если мы не будем прощать долги тем, кто не может их заплатить, то и Бог не простит нам наши грехи. И это не справедливость - это милость! Просто нельзя рассчитывать на чужую милость, если ты сам ни к кому не проявляешь милости, а только требуешь всех покарать за их дела и слова. Не то ли с завидной регулярностью делает и Чаплин? Ведь то же самое мы наблюдаем и в истории с Pussy Riot. Ведь у нас есть и без того оголтелая светская власть с натасканными держимордами, которые безмерно рады кого-то наказать, растоптать, засадить, помучить, - особенно за критику генеральной линии партии. Так зачем же Церкви-то еще подливать масла в огонь, требуя ужесточить наказание то для девушек, певших в Храме, то для должников, не смогших отдать долги? Неужели со всем этим не может справиться государство? Или Чаплин и считает Церковь - лишь обслуживающим идеологическим институтом светской власти?

Всё Евангелие - не об узко понятой справедливости, а о благодати, о прощении, в том числе - о прощении должникам. Пожалуй, один из наиболее ярких новозаветных рассказов на эту тему содержится в 18-й главе Евангелия от Матфея. Было бы не дурно Чаплину перечитать этот фрагмент, прежде чем делать подобные заявления:

"Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.
Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.
Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.
Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его".

В отличие от Чаплина я не знаю - кому что присудит Бог в этой и в следующей жизни и кого Он покарает и за что, но если верить словам Христа, то его ученикам более подобает прощать, а не взыскивать "по справедливости" - тогда и у них будет шанс на прощение.


Tags: Всеволод Чаплин, РПЦ, общество
Subscribe

promo philologist ноябрь 15, 07:57 2
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments