Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Анонс июльского (№ 7) номера журнала “Новый мир”

Анонс июльского (№ 7) номера журнала “Новый мир”

ПРОЗА

Владимир Губайловский. Учитель цинизма. Роман. Начало

Повествование, написанное с ориентацией на жанр “истории моего современника”; то есть роман классический (как бы), выстраиваемый сюжетом взаимодействий индивидуальной биографии автора-повествователя и его Времени. Времени и в традиционном понимании, то есть времени историческом – текст содержит картины из жизни молодого человека, студента МГУ на излете советской эпохи, коя предстает здесь в том облике, в коем ее знали те, кто жил в те времена, а не в нынешнем ее киноварианте. И одновременно в изображении стиля жизни и психологии позднесоветских лет, в изображении героя, сюжетов и микросюжетов его личной биографии присутствует не только попытка автора точно воспроизвести черты минувшей эпохи, но и стремление показать то, то обнажало для нас то Время в природе человека и в устройстве окружающего нас мира. Как раз вот это и делает “воспоминательную прозу” Губайловского романам.

Темы и мотивы: друзья, родители, студенческий быт; Москва и провинциальная Россия, начинавшаяся в не слишком отдаленном Подмосковье; математика как наука и как образ мышления, шизофрения как патология и как полная свобода и т. д. Роман, вошедший – на стадии рукописи - в список финалистов премии “Большая книга”



Валерий Буланников. Скрепка. Рассказы

Традиция старинного русского рассказа в сегодняшнем ее изводе – рассказ про душевное (и - духовное) смятение, пережитое насельниками современного небольшого монастыря (“Скрепка”); и рассказ про сына, навещающего мать в доме для престарелых, доме достаточно специфическом, в котором матери вроде как хорошо, и ей, действительно, там комфортно; а также про то, от чего, на самом деле, умирают старики (“ПНИ”).

Виталий Сероклинов. Санитарная зона. Рассказы

Рассказы про грань между “нормой” и патологией в жизни человека и жизни социума - про пожилого астронома, человеческая естественность поведения которого вызывает агрессию общества; про заботу матери о дочке, о попытках ее приучить девочку, а потом и молодую женщину к правильной, гарантирующей успех и счастье жизни; про человека, нашедшего для себя точку жизненной опоры вне этой жизни и т. д.

Виталий Щигельский. Невидимка. Рассказ

"Далеко не каждому дано высшее право постичь себя. Часто человек проживает жизнь не собой, а случайной комбинацией персонифицированных понятий и штампов. Каждый раз, перечитывая некролог какого-нибудь общественно полезного Ивана Ивановича и не находя в нем ничего, кроме постного набора общепринятых слов, задаешься справедливым вопросом: а был ли Иван Иваныч? Ну а если и был, то зачем, по какому поводу появлялся?

Впрочем, среди принимаемого за жизнь суетливого, шумного и бессмысленного маскарада иногда попадаются люди, вдумчиво и упрямо заточенные не наружу, а внутрь. В коллективных социальных системах их обычно считают больными, а больные принимают их за посланцев. Если кому-то вдруг захочется ляпнуть, что истина лежит где-то посередине, то этот кто-то явно не ведает ни середины, ни истины…

Одним из таких посланцев был Эдуард Эдуардович Пивчиков ..."

Евгений Шкловский. Реликвия. Рассказы

Четыре новых рассказа в жанре психологической новеллы, который разрабатывает в нашей прозе Шкловский, предложивший свой вариант сочетания жесткого, вполне “реалистического” психологического рисунка с гротеском, ориентирующим в его текстах сугубо бытовое на - бытийное. Рассказ про человека, подсознательно стремящегося занять как можно меньше пространства в окружающем его мире (“Зеркало”); рассказ про человека, лишенного способностей и как будто самой воли жить, но который, тем не менее, делает усилие собрать себя заново с помощью самого процесса записывания своей жизни - “Сейчас уже редко рукой пишут, больше по Интернету, sms всякие, несколько словечек – и все. По клавишам тюк-тюк. А тут не клавиши. Тут рукой непременно надо, рукой и сердцем. Непременно сердцем!” (“Мы пишем”); и другие рассказы.

СТИХИ

Подборки стихотворений Юлианы Новиковой "На расстоянии огня", Дмитрия Быкова "Новые баллады", Татьяны Полетаевой "Ты такую не знал", Виталия Науменко “Косноязычие”,

Игоря Караулова "За палеонтологию"

(Да и небо тоже - ворованное или ввезённое.
Хорошо, если хотя бы лицензионное.
Шведское небо, подсвеченное с углов.
Вон облако, как сгорбленный рыболов,
несёт за спиною сеть,
а в сети полыхает сельдь.
Нам прислали такое небо в обмен на нефть
и оставили до вечера повисеть.)

Подлинник речи. Современная армянская поэзия в переводах Георгия Кубатьяна (Ваагн Мугнецян, Акоб Мовсес, Рачья Тамразян)

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА

Андрей Волос. Русские в Средней Азии

Про историю России в Средней Азии и про Азию как часть жизнь России. Вступление: "В начале мая 1997 года я провел несколько дней в штабе мотострелковой бригады Министерства обороны республики Таджикистан", "совсем рядом, буквально за парой горных хребтов, моджахеды Ахмад-шаха Масуда сдерживали вооруженные отряды талибов, рвущихся к границам Таджикистана. Талибы хотели перенести афганскую войну на территорию бывшего Советского Союза, который в свое время – и совсем недавно – капитально в ней проучаствовал на их собственной территории. В самом Таджикистане война (жестокая, беспощадная, кровопролитная, но оставшаяся почти неведомой миру) только-только утихла", "комбриг расстроенно вздохнул и пробормотал, как будто недоумевая: – Вот занесло-то, ядрена копоть! И куда, спрашивается, лезли?! ".

Основное содержание очерка составляет рассказ о том, как и когда собственно "занесло" русских в Азию. Финальные фразы: "Триста лет назад Бекович-Черкасский возглавил экспедицию русских первопроходцев в Хиву. Триста лет – легендарный срок жизни ворона. Если бы речь шла о какой-нибудь суетливой бестолковой птахе вроде воробья, ничего не стоило бы брякнуть: сдох воробей. Но ворон! – ворон может только почить. Ворон почил. Конец эпохи свершился".

ОПЫТЫ

Сергей Боровиков. В русском жанре - 44

Советская творческая элита времен Сталина – выписки, комментарии, реплики. “Когда я слушаю записи выступлений Вертинского в советских концертных залах, то живо воображаю послевоенную советскую элиту, которая в ожидании верховной ласки или гнева и при большом денежном благополучии принялась изображать большой свет. Зрительный ряд здесь можно взять из кинофильма Ивана Пырьева “Сказание о Земле сибирской” (1947): в антракте концерта - ослепительные дамы и господа, меха, платья до блестящего паркета, цветы в вазах, декольте, бриллианты, коньяк из маленьких стопок, пирожные, кофе и золотые медальки лауреатов Сталинской премии. И вот – словно бы специально для них приехал осколок империи и звезда декаданса.”

Сергей Костырко. Записи.

Два эссе: “Забор”, “Пляж” - “Парадокс: какое еще зрелище может быть более тревожным и угнетающим, нежели вид толпы обнаженных, беспомощных и беззащитных перед лицом стихий людей на берегу моря. Но именно эту картину наше время сделало для нас праздником. Нашим избавлением от неостановимого, казалось бы, скольжения человека все дальше и дальше от своего природного естества к искусственным формам жизни”.

Валентин Барышников. Ностальгия

Пластичная эссеистская проза про еще один подвид ностальгии, образ которой Барышников разворачивает в картинках дорог – дорог европейских с их космополитическим комфортом, с легкостью перемещения по ним, “переходящей в легкость жизни, поверхностное скольжение мимо миров и укладов, гладкость асфальта позволяют не расходовать силы на трение с шероховатостью чужой жизни и сосредоточиться на своей”, и дорог российских, “антитезе” европейских дорог – “Их асфальт обломан по краям и врастает в землю обочин, в пыль и грязь. Российские дороги ведут не мимо чужой жизни, а сквозь нее, им чужды абстракции пунктов А и Б. Полчаса от Москвы – и пожалуйста: дорогу обступают приземистые варварские постройки с косыми изгородями и слепыми окнами. Но страшная мысль о мертвой деревне уступает место еще более страшной – о том, что за грязными битыми стеклами может быть жизнь.”. И автору, последние годы пользующемуся в основном дорогами европейскими как будто стало недоставать “сцепления с окружающим миром” - “Нынешние дороги очень гладкие. Ностальгия ли это по обломанному асфальту? Возможно, да, но, быть может, и нет”.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Александр Белый. Внемля арфе серафима

Статья о споре/диалоге Пушкина с митрополитом Филаретом и, соответственно, о "вопросе “личной церковности” Пушкина" - "По свидетельству Вяземского, Пушкин был “задран” стихами его преосвященства, который пародировал его стихи о жизни. “Задран” значит неприятно задет. Как известно, Пушкин был “злопамятен”, то есть старался рано или поздно расквитаться с “обидчиком” . Вполне возможно, что так произошло и в данном случае. Если верить Н. В. Сушкову, биографу владыки, Филарет назвал свое стихотворение “Пушкин, от мечтаний перешедший к размышлению”, а наставления – опровержением философствования Пушкина. Знал или не знал об этом Пушкин, но спор с Филаретом он продолжил именно на этом уровне. ...".

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Григорий Аросев “Нестолкновение мировоззрений” – о книге: Андрей Дмитриев “Крестьянин и тинейджер”. М., “Время”, 2012;

Александра Гуськова “Вечера на хуторе близ Поволжья” - о книге: Наиль Измайлов “Убыр”. СПб., “Азбука”, “Азбука-Аттикус”, 2012;

Аркадий Штыпель “С гурьбой и гуртом” - о книге: Мария Степанова. Киреевский. СПб., “Пушкинский фонд”, 2012.

Елена Михайлик “Путеводитель по дважды загробному миру” - о книге: Л. В. Шапорина “Дневник”. В двух томах. Вступительная статья В. Н. Сажина, подготовка текста, комментарии В. Ф. Петровой и В. Н. Сажина. М., “Новое литературное обозрение”, 2011.

Книжная полка Павла Крючкова

Воспоминания о Корнее Чуковском. Составление и комментарии Е. Ц. Чуковской, Е. В. Ивановой. М., “Никея”, 2012;

Лидия Чуковская. Софья Петровна. Повести; стихотворения. М., “Время”, 2012;

Лидия Чуковская. Избранное. “Былое и думы” Герцена; Декабристы – исследователи Сибири; Н. Н. Миклухо-Маклай; Мои чужие мысли; Статьи. М., “Время”, 2011;

Год с русскими поэтами. Православный календарь на 2012 год. Стихотворения, фрагменты из дневников и писем русских поэтов Золотого и Серебряного века. Составитель Дмитрий Шеваров. Минск, Свято-Елисаветинский женский монастырь; М., издательство Сретенского Монастыря, 2011;

Нелли Морозова. Мое пристрастие к Диккенсу. Семейная хроника. XX век. М., “Новый хронограф”, 2011, 352 стр. (“От первого лица: история России в воспоминаниях, дневниках, письмах”).

Александр Рубашкин. Заметки на полях жизни. СПб., “Петрополис”, 2011;

Петр Зайцев. Записки пойменного жителя. Рыбинск, “Медиарост”, 2011;

Г. Е. Гернет, Е. Г. Друкарев. Он умер от радости. СПб., “Европейский Дом”, 2011;

Михаил Нодель. Книга жизни. М., “Laterna Magica”, 2012;

Молитвы русских поэтов. XX – XXI. Авторский проект, составление и биографические статьи В. И. Калугина. М., “Вече”, 2011.

Кинообозрение Натальи Сиривли

Шарманка

На этот раз – об, увы, недоступном широкому зрителю фильме: “Есть такой фильм - “Сентиментальный романс – 2000. Реквием XX веку”. Точнее, даже не фильм - цикл из 15 коротких монтажных фильмов на основе русских песен и романсов в исполнении Олега Погудина, “Венок киносонетов”, созданный сотрудником Госфильмофонда Валерием Босенко к 100-летию отечественного кино. Это – выдающееся произведение. Без дураков. Я не решалась до сих пор о нем написать просто потому, что его практически невозможно увидеть. Фильм всего пару раз демонстрировался публично в 2008 году и существует ныне лишь на DVD-дисках, подаренных в год 100-летия российского кино всем участникам архивного кинофестиваля “Белые столбы”. Судя по стопроцентному отсутствию резонанса, никто из участников его так и не посмотрел”.

Детское чтение с Павлом Крючковым

О литературной премии имени Чуковского и ее лауреатах, в частности, об Александре Кушнере, Григории Гладкове, Артуре Гиваргизове, Викторе Лунине, Сергее Махотине. Заканчивается обзор представлением детского поэта из Арзамаса Галины Дядиной, которая “играет на всех инструментах сразу: она тщательно работает со словом, извлекая из него все мыслимые и немыслимые вторые смыслы. Она дурачится, шутит, “переворачивает перспективу”. Но, главное, почти все свои открытия замешивает не на иронии, а, что гораздо труднее, на лирике, помня, вероятно, о том, что естественное состояние для ребенка – это счастье.

Если я во сне летаю, –
Набираю высоту,
Обгоняю птичью стаю –
Это значит, я расту.
Мне один знакомый метко
Так сказал (и был он прав):
“Мышь во сне летала редко,
Чаще всех летал жираф!”

Библиографические листки. Книги (составитель С. Костырко). Периодика (составители А. Василевский, П. Крючков)

 

- - -

В “Журнальном зале” июльский номер журнала “Новый мир” в свободном доступе появится после 25 июля. В настоящий момент журнал доступен на сайте “Новый мир” - http://www.nm1925.ru/

http://magazines.russ.ru/novyi_mi/anons/2012/an712.html


Tags: Новый мир, журналы, литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo philologist november 15, 07:57 2
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments