Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Выставка "Религиозный лубок" в Русском музее

23 августа в Михайловском (Инженерном) замке Русского музея открывается выставка «Религиозный лубок». Это первая экспозиция, специально посвященная духовной народной картинке. На ней представлено около 100 произведений графики второй половины XVIII – начала XX века из собрания Русского музея. Большинство уникальных гравюр и литографий экспонируется впервые. Впервые в музейной практике духовный лубок будет представлен вместе с аналогичными ему по иконографии и стилю произведениями иконописи и народного прикладного искусства. Экспонаты снабжены подробными интерактивными комментариями.


Святой Архистратиг Михаил – Грозных сил воевода. 1820-1830-е. Офорт, резец, раскрашенный оттиск. И.: 34,1х27,7; л.: 42,7х37,5; д.:36,2х30,5

Конец XVIII и первая треть XIX столетия стали эпохой расцвета русской народной картинки. Духовная народная картинка того времени стремилась к воспроизведению иконографии и стиля допетровских иконописных памятников. Лубочные «списки» с чудотворных образов были востребованы в крестьянской среде, представители которой не могли позволить себе дорогостоящие иконы.


Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя. 1856. Мастерская П.Н. Шарапова. Офорт. Резец. И.: 20,1х24,8; л.: 29,6х37,5; д.:22,7х33,5


Чаще всего на лубочных картинках воспроизводились Богородичные иконы, Распятие и Воскресение, Полница (двенадцать церковных праздников с Воскресением в среднике), а едва ли не самым популярным сюжетом был Страшный суд. Из западноевропейских по происхождению оригиналов крестьянская и низовая городская среда предпочитала эпизоды Священной истории, разнообразные душеполезные притчи, картинки с изображениями чертей и загробных мучений. Такие гравюры сопровождались пространными пояснительными подписями. Их внимательно рассматривали, читая удивительные и захватывающие истории.

Представление простого неграмотного мужика о сюжете народных картинок бывало смутным. Лубки с изображениями сказочных богатырей Бовы Королевича и Еруслана Лазаревича порой помещали рядом с красным углом и зажигали перед ними восковые свечи. В отдаленных деревнях лубочная картинка исполняла роль «народной газеты». Благодаря лубку там узнавали об открытии мощей, мироточении икон, канонизации и чудесах святых угодников.

Для крестьянина лубочные картинки были достаточно дороги. Даже листы стоимостью в одну копейку доставались ему ценой усердной экономии. Поэтому лубки чаще встречались в зажиточных домах и почитались как явление более высокой, «барской» культуры. В поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» крестьянин при пожаре в первую очередь спасал лубки: «Скорей бы взять целковые, а он сперва картиночки стал со стены срывать».

Народная картинка первой трети XIX века ориентировалась на постоянное самовоспроизведение: бесконечное повторение иконографии, мотивов, ремесленных приемов. От копии к копии терялись признаки стиля первоначального образца, позволявшие идентифицировать его с тем или иным автором. Ситуация тотальной анонимности обыгрывалась в выкриках разносчиков лубка – офень: «А вот Антипка рисовал, Степка малевал, Иван на полене насекал, тетка Арина колесом давила, а добрый человек покупает, горницу украшает и всех красотой удивляет…»

К 20-м годам XIX века в народной гравюре сформировался фонд универсальных изобразительных приемов, которые во многом определили характерный и легко узнаваемый лубочный стиль. Почти для любого предмета существовали свои правила изображения: земля обозначалась волнистыми линиями с травянистыми щеточками, листья деревьев – ромбами и заостренными овалами и т.д. Поэтому основная цель обучения лубочному мастерству заключалась не в освоении системы академического рисунка, а в овладении определенным набором ремесленных приемов.
Характерным отличием лубка от профессиональной гравюры была его полихромность.

http://rusmuseum.ru/exhib/lenta/exhibition2012/religioznyj_lubok/
http://vk.com/wall-405271_1048


Tags: Русский музей, выставка, лубок, музеи
Subscribe

Posts from This Journal “выставка” Tag

promo philologist november 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments