Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Тайные общества в России: правда и мифы

Оригинал взят у ev_chuprunov в Тайные общества в России: правда и мифы

illuminat

"Сон разума рождает чудовищ", испанская поговорка.

Есть у человека тяга ко всему таинственному и непонятному. Во все времена и эпохи человек тянулся к знанию. И время от времени появлялись люди, которые заявляли об обладании этим знанием.
Орфики, катары и альбигойцы, розенкрейцеры и масоны... Список можно долго продолжать.

Этим людям приписывали обладание могуществом, силу и власть, умение влиять на происходящие события и конструировать их.

А так ли это на самом деле? Предлагаю Вашему вниманию статью исследователя конспирологии Юрия Кондакова.



В XVIII - начале XX века в России действовал широкий спектр тайных обществ самого разного рода. К их числу можно отнести секты, Ордена, масонские ложи, политические организации. Кроме того, в разное время в России существовали тайные общества, участники которых скрывали свою деятельность по причине ее несоответствия моральным нормам. К их числу относились существовавшие при Екатерине II «Евин клуб» и при Александре I общество «Свиней». Несомненно, действовали схожие организации и в начале XX века. Тайный характер могли носить клубы, студенческие и профессиональные союзы. Однако о каком-либо их влиянии на политику и говорить не приходится. Особняком стоят тайные националистические организации, боровшиеся за независимость различных народов России. Политические задачи ставили перед собой Ордена тамплиеров, розенкрейцеров, иезуитов, революционные организации. На мировоззрение государственных деятелей могло оказывать влияние их многолетнее участие в масонских ложах и сектах. Именно эти тайные организации и будут в центре данного очерка.

В условиях монархии влияния на политику страны можно было достичь, воздействуя на императора и крупных государственных чиновников. Был и другой путь - организация общественных движений или создание определенных настроений в массах. Таким путем шли революционные организации, некоторые секты и религиозные общества. Масонские ложи и Ордена применяли в своей практике оба метода. Итоги этой деятельности в России и предстоит оценить.

Рост количества тайных организаций в России начался во второй половине XVIII века. В это время в России появился ряд «национальных» сект - духоборы, скопцы, хлысты. Несмотря на то, что некоторые из сект, например, духоборы, могли быть организованы квакерами, дальнейшей связи с зарубежьем они не имели. Их последователи ставили перед собой чисто религиозные задачи и действовали в нижних слоях общества. При этом Александр I, благосклонно относившийся к сектантам, лично посетил главу скопцов Кондратия Селиванова. Лица из окружения императора входили в секту Н.Ф.Татариновой, практиковавшей элементы практики хлыстов. На определенном этапе снисхождение властей привело к расширению влияния сект. Несколько иная ситуация складывалась в России вокруг сект, куда входили немецкие подданные, часто они занимали видные посты. Заметную роль в этом отношении играли гернгутеры. В 1764 году Екатерина II подарила дом в С.-Петербурге приезжавшим в Россию сектантам, получили они и земли на Волге (колония Сарепта). В Московском университете гернгутеры действовали одновременно с розенкрейцерами. Гернгутер И.И.Виганд вспоминал о том, что он был принят на службу в университет по протекции розенкрейцера И.Г.Шварца, который перед смертью выражал желание стать гернгутером.1 В XIX веке граф К.А.Ливен, попечитель Дерптского университета, был политическим противником министра духовных дел и народного просвещения А.Н.Голицына. Столкновение произошло именно на религиозной почве. В последние годы царствования Александра I целый ряд крупных чиновников входил в секту И.Е.Госснера, действовавшую в С.Петербурге. В начале века общество «духовидцев» «Народ божий» в столице образовал граф Т.Лещиц-Грабянка. Хотя он сам был арестован и умер в тюрьме, один из его последователей - князь А.Н.Голицын - продолжил собрания общества. Совершенно неожиданно «Общество Грабянки» или «Народ божий» продолжило свои работы и при Николае I до естественной смерти его участников. Несмотря на то, что вышеуказанные секты имели иностранное происхождение и вовлекали в свои ряды крупных чиновников, политических задач их члены перед собой не ставили. Ни о каком единстве сектантов речи идти не могло. Каждое направление считало лишь себя «избранниками Божьими» и критиковало конкурентов.

Иную картину представляют политические организации, преследовавшие революционные цели. Одними из первых на российскую арену вышли декабристские организации «Союз спасения», «Союз благоденствия», «Северное» и «Южное» общества. В их задачи входило изменение политического строя в стране путем военного переворота. В царствование Александра II крупнейшими революционными организациями были «Земля и воля», «Черный передел», «Народная расправа». В конце XIX века в России появились подпольные политические партии, ставившие своей целью свержение монархии. В ряде случаев оппозиционные политические течения получали поддержку из-за рубежа. Уже классической стала теория, согласно которой за спиной революционных организаций стоял общий управляющий центр. Чаще всего руководящей силой называют масонов.

Масонские ложи, Ордена тамплиеров и розенкрейцеров начали активно действовать в России с середины XVIII века. Особняком стоял Орден иезуитов, ставивший своей целью защиту католической церкви, в том числе и от масонов. Иезуиты внедрялись в организации масонов, пытались навязать им христианскую догматику. До сих пор существует мнение, что иезуиты были причастны к созданию Орденов неотамлиеров и золотых розенкрейцеров. Участвовали иезуиты и в политических интригах. В 1762 году Орден был запрещен во Франции, а в 1767 году об упразднении Ордена объявил король Испании. Екатерина II разрешила иезуитам, находящимся на территории Российской империи, продолжать свои работы. Иезуиты пытались влиять на политическую ситуацию в России при Павле I и Александре I. По легенде, в день перед убийством Павла генерал иезуитов Грубер не успел подписать у него указ о подчинении РПЦ Римскому Папе. Считается, что перед смертью Александр I послал с той же целью к Римскому Папе своего адъютанта Мишо-де-Боретур. Однако участившиеся совращения православных в католицизм привели к тому, что в 1815 году Орден выслали из столицы Российской империи, а в 1820 - из страны. В это время Римский Папа уже возобновил деятельность иезуитов в Европе. Их перу принадлежало множество антимасонских произведений. Крупнейшими из них был труды Огюстена Баррюеля (1741-1820) - «Волтерианцы, или история о якобинцах, открывающая все противохристианские злоумышления и таинства масонских лож, имеющие влияние на все европейские державы» в 12-ти томах и их сокращенный вариант - «Записки о якобинцах, открывающие все противохристианские злоумышления и таинства масонских лож, имеющие влияние на все европейские державы», переведенные и изданные в России. Вероятнее всего, иезуитами был составлен документ, хранившийся в архиве великого князя Константина Павловича. Его приводил в своей статье «Декабристы масоны» Семевский: «Франкмасоны должны усиливаться и умножаться в тени тайны и повторять страшные клятвы о праве мстить даже оружием за нарушение обещания хранить ее, в обществе же следует выставлять правило, что они не совершают ничего противного закону религии и нравам. И эта тайна величайшей важности должна храниться лишь в ложе 5-й степени, составленной из одних архитекторов, предназначенных для управления и восстановления постройки храма Соломона. Всем же остальным скажут только, что в нашем обществе особенно советуют оказывать помощь и милосердие друг к другу». Насколько правдоподобен это отрывок из неизвестного масонского документа, будет видно из последующего краткого обзора истории масонских лож и Орденов.

Масонское движение, пришедшее в Россию в XVIII веке, никогда не было единым. Между различными течениями царила жестокая конкуренция. В России в своем развитии масонские системы следовали в европейском русле. Первые русские ложи работали по «английской» системе под руководством И.П.Елагина. Их работы проходили только в трех степенях, были просты и практически не документировались. Зарубежная ложа, от которой получались разрешения на работы и установочные документы, контролировала лишь соответствие работ масонским уставам. Никаких распоряжений из-за рубежа Елагин не получал.

Сильное влияние на ситуацию в русском масонстве оказала привезенная в 1777 году А.Б.Куракиным «шведская» система. Ее устройство напоминало «строгое наблюдение» и также включало степени рыцарей-тамплиеров. В то время, когда «шведская» система пришла в Россию, ее глава герцог Карл Зюдерманландский заключил соглашение с системой «строгого наблюдения» и стал гроссмейстером ряда провинций (он реформировал «шведскую» систему по образцу «строгого наблюдения»). Вслед за этим герцог объявил, что Россия входит в подчинение возглавляемой им Шведской провинции. От русских лож стали требовать отчеты в работе, перечисления денежных средств и назначения иностранцев на руководящие посты. В 1780 году герцог Зюдерманландский возглавлял шведский флот в войне с Россией. Контакты российских масонов со Швецией вызвали негодование Екатерины II. Начались полицейские проверки лож, некоторые из них должны были закрыться. Чувствуя непрочность своего положения, лидеры трех лож матерей разного подчинения, А.П.Татищев, Н.Н.Трубецкой и Н.И.Новиков, договорились в Москве о том, чтобы избавиться от шведского владычества. Поступками герцога Зюдерманландского были недовольны и в Германии. Глава шотландских лож системы «строгого наблюдения» герцог Фердинанд Брауншвейгский объявил о созыве масонского конвента в Вильгельмсбаде с целью обсудить дальнейшее развитие системы. Первоначально конвент был назначен на 1781 г., но состоялся летом 1782 года. Российские «братья» соединившихся трех лож матерей послали в Берлин И.Г.Шварца, который убедил Ф.Брауншвейгского представлять на конвенте их интересы. Несмотря на то, что Вильгельмсбадский конвент вынес решение о том, что тамплиеры не являются основателями масонства, и учредил новую систему, «шведская» система в России продолжала с перерывами существовать в России до запрета лож в 1822 году.

1349775269_01

Портрет Николая Новикова (худ. Д.Г. Левицкий). 1790-е годы

В разное время в России действовали и другие системы - «мелиссино», «рейхелева», «исправленный шотландский устав». Несмотря на то, что каждая из них была популярна в свое время, последствий для российского масонского движения они не имели и в XIX веке уже не практиковались (за исключением единичных лож). Совершенно иначе обстояло дело с «розенкрейцерской» системой, привезенной И.Г.Шварцем из Берлина в 1782 году. Орден золотого и розового креста появился в Австрии и Германии в середине XVIII века. Его руководители утверждали, что их братство действовало скрытно с глубокой древности и было известно в Европе под именем розенкрейцеров. Орден имел сложную структуру и был связан строгой дисциплиной. Главным занятием розенкрейцеров была алхимия, но они имели и политические цели. Орден предполагал, что в 1856 году должно произойти Второе Пришествие и к этому событию было необходимо готовить мир. Розенкрейцеры пытались вовлечь в свои ряды коронованных особ, войти в их окружение и направлять политику. В 1782 году центр Ордена находился в Берлине во главе с прусскими масонами И.Х.Вельнером, И.Р.Бишофсвердером и И.Х.Теденом. Именно они и курировали новую русскую секцию. Из Берлина в Россию потоком шли инструкции, распоряжения, информационные послания. Вскоре российское отделение Ордена возглавил присланный из Берлина барон Г.Я.Шредер. За короткий период времени розенкрейцеры смогли установить контроль над большинством российских лож и вошли в контакт с наследником престола Павлом Петровичем. Такая активность испугала Екатерину II, и на российских масонов обрушились репрессии. В 1786 году по негласному запрету императрицы прекратили работу практически все ложи. Однако розенкрейцеры не подчинились запрету и продолжали сои собрания в «тесном кругу». Итогом в 1792 году стал арест их лидеров и заключение Н.И.Новикова в Шлиссельбургскую крепость.

После 1822 года в России продолжали работы только розенкрейцеры. Их московская группа просуществовала до начала XX века. Крупных чиновников и политических деятелей среди розенкрейцеров того времени не было, поэтому они могли оказывать лишь морально-культурное влияние на общество. Во второй половине XIX века среди россиян появились масоны, прошедшие посвящение в европейских странах. В 1906-1910 году с санкции «Великого востока Франции» ложи открыли работы и в России. Эта масонская организация провозглашала ориентацию на защиту либеральных ценностей, борьбу с самодержавием и допускала в свои ряды атеистов. Большая часть россиян, вошедшая в ряды масонов (в основном профессура), не желала активно включаться в революционную работу, ограничиваясь морально-нравственными исканиями. По этой причине радикально настроенные лидеры движения в феврале 1910 года объявили об усыплении масонских лож в России. В результате в новую организацию «Великий восток народов России» вошло всего 37 человек из 97 масонов. Во главе стал кадет Н.В.Некрасов, в новых ложах использовали упрощенный ритуал, делали политические доклады и обсуждали политические вопросы. Все, что касается «подготовки масонами Февральской революции», пока не может быть подтверждено документально. Считается, что уже в 1916 году ими был подготовлен состав нового правительства. «Великий восток народов России» объединил под своим руководством разнородные политические силы. Военные, великие князья, литераторы, социалисты входили в разные ложи на уровне руководства. Воспользовавшись крушением самодержавия, масонам удалось привести к власти в России своих людей (часть членов «Временного правительства»). Дальше последовал крах. Хочется заметить, что в отличие от большевиков масоны не сотрудничали с немцами, врагами России. Напротив, на них делали ставку союзники, заинтересованные в том, чтобы Россия продолжала войну (и не меньше в том, чтобы России не было среди стран-победителей). Однако именно масоны, а не большевики, сделали все, чтобы покончить с монархией. Хочется верить, что эти люди были ослеплены надеждами на новое демократическое будущее страны и переоценили собственные силы. До начала 30-х годов в СССР продолжали существовать разрозненные масонские группы, пока с ними не покончило ОГПУ.

С начала XVIII века масонство начало распространяться в Европе. С самого начала это вызвало негативную реакцию официальных церквей и монархов. В 1738 году эдикт против масонства выпустил папа Климент XII. Католикам было запрещено вступать в ложи под страхом отлучения от церкви. В последующие годы масонство было запрещено в Испании (1740), Португалии (1743), Австрии (1766), в последнем случае запрет касался и розенкрейцеров. Несмотря на репрессивные мероприятия, европейская аристократия продолжила активно участвовать в работах масонских лож. Мода на масонство стала столь устойчива, что в движении принимали участие, а иногда и пытались его возглавить европейские монархи. В Швеции во главе масонов стал герцог Карл Зюдерманландский (позднее шведский король). В Пруссии брат Фридриха II герцог Фердинанд Брауншвейгский возглавил шотландские ложи устава «строгого наблюдения». Во Франции великим мастером «Великого востока Франции» стал герцог Орлеанский Луи-Филипп I. Самое «крупное приобретение» сделали розенкрейцеры. Им удалось привлечь в орден наследника прусского престола Фридриха Вильгельма II, в 1786 году ставшего прусским королем. Министрами нового правительства стали лидеры розенкрейцеров Вельнер, Бишофсвердер, Дю Босак. Их владычество оказалось недолгим и малопродуктивным. После смерти короля в 1797 году они утратили должности, а с ними и влияние на политику.

Схожие процессы проходили и в России. При Елизавете Петровне правительство обратило внимание на масонские ложи и повело против них борьбу. Однако уже Петр III, как рьяный последователь масона Фридриха II (выдающегося государственного и военного деятеля), открыл ложу в Ораниенбауме. Правление нового императора длилось недолго, и сместившая его с трона Екатерина II предприняла расследование масонской деятельности мужа (неизвестно, чем закончившееся). Императрицу должно было неприятно поразить то, что масоном оказался сподвижник поручика В.Мировича А.Ушаков (утонувший в реке и не принявший участия в попытке освобождения Иоанна Антоновича). Думается, не случайно в первые годы правления Екатерины II русских масонов возглавил ее ставленник и доверенное лицо И.П.Елагин. Первое время императрица спокойно относилась к масонам, тем более что в ложах состояли и любимые ею «просветители». Все изменилось, когда в Россию стали приходить системы высоких степеней. Уже в директивах, получаемых русскими масонами от Карла Зюдерманландского, предписывалось обратить особое внимание на наследника престола Павла Петровича, предполагалось избрать его главой российских масонов. Императрица не собиралась передавать престол своему сыну. Крупными масонами были приближенные Павла Петровича А.Б.Куракин, Н.И.Панин, Н.В.Репнин. Глава капитула «Феникс» Бебер в своей записке о масонстве рассказывал, что «шведская» система возбудила подозрения Екатерины II. Она приказала опубликовать в России французскую сатирическую брошюру о масонах «Противонелепое общество». Затем обер-полицмейстер, сам масон, посоветовал «братьям» закрыть свои ложи. Лидеры «шведской» системы А.Б.Куракин и Г.П.Гагарин были удалены из С.-Петербурга.2

Конец XVIII века стал ареной ожесточенной борьбы между сторонниками различных систем масонства. Ни о каком общем управлении тайными организациями в этот период говорить не приходится. Особенный резонанс вызвало разоблачение Ордена иллюминатов, в результате его название стало нарицательным. Даже в XIX веке российские розенкрейцеры предупреждали своих последователей о кознях иллюминатов. Ярким примером борьбы в среде масонов является послание розенкрейцерской ложи «Фридриха к золотому льву» на Вильгельмсбадский конвент в 1782 году. «Братья» обрушивались на своих бывших товарищей, отколовшихся от розенкрейцеров и создавших собственный Орден рыцарей истинного света. Розенкрейцеры именовали «рыцарей света» «сатанинскими учениками, в своих чудесах копирующими Бога». Они были убеждены, что «рыцари света» проникнут на конвент и помешают его работе.5 Другой пример - это отзывы И.П.Елагина о последователях «Карлсбадской системы» (так он называл розенкрейцеров). Главными обвинениями «Карлсбадской системе» были следующие: корысть ее членов, суеверие, привлечение высокопоставленных чиновников, запрет вступления в ложи масонам других систем. Среди характерных черт общества И.Г.Шварца Елагин указывал на то, что его членам предписывается «непрестанно» читать Ветхий и Новый Заветы, открывать училища, где преподают «братья». Елагин сравнивал «Карлсбадскую систему» с Орденом иезуитов.6 Жестокой критике порядки в розенкрейцерских ложах подвергал ритор ложи «Трех знамен» И.Ф.Вигелин. В письме неизвестному лицу он порицал ханжество и корысть «братьев». «Теперь братьям были предписаны молитва, пост, умерщвление плоти и другие упражнения. В порядке дня стали мечтания, суеверия, чудеса, сумасбродство вокруг адептов. Разум был отвергнут, ему объявили войну; тех, кто за него держался, отстранили и даже преследовали ненавистью. Распространялись пошлейшие, абсурднейшие сказки; воздух был насыщен сверхъестественным; говорили только о явлении призраков, божественном воздействии, чудотворной силе веры», - писал Вегелин.
После разоблачения Ордена иллюминатов руководство розенкрейцеров в Берлине разослало распоряжения о том, что тайные шифры, проходные слова и лозунги первых трех степеней Ордена попали в руки иллюминатов. Кроме того, в ряды иллюминатов перешли некоторые розенкрейцеры, передав им тайны Ордена. Предписывалось всех тех, кто старые шифры и знаки употреблять будет, считать за иллюминатов и исторгать из общения. Любой, вступивший в Орден иллюминатов, должен был быть исключен из Ордена розенкрейцеров.8

Очень характерной для освещения темы влияния тайных обществ на политику является ситуация с масонством в царствование Павла I. После его воцарения сначала Ю.Н.Трубецкой, а чрез год и Н.Н.Трубецкой были назначены сенаторами московских департаментов и получили чины тайного советника. Тот же чин в 1796 году получил М.М.Херасков. И.П.Тургенев был назначен директором Московского университета и статским советником. И.В.Лопухин стал статским советником и статс-секретарем. С.И.Плещеев был произведен в вице-адмиралы и назначен состоять при императоре, Н.В.Репнин стал генерал-фельдмаршалом. Получили повышения З.Я.Карнаев и А.А.Ленивцев. Розенкрейцер М.М.Десницкий был сделан пресвитером придворной церкви в Гатчине. Больше всего новое царствование сказалось на судьбе Н.И.Новикова, М.И.Багряницкого и М.И.Невзорова. Первые были освобождены из Шлиссельбургской крепости, а последний - из сумасшедшего дома. Однако особенности личности Павла Петровича не дали вновь развернуться масонскому движению и в полной мере возродиться розенкрейцерам. Ф.В.Ростопчин вспоминал, что он, понимая опасность масонов, воспользовался поездкой в карете императора и «раскрыл ему глаза» на Орден. Он рассказывал о связях мартинистов с Германией, их желании убить императрицу и корыстных целях. «Этот разговор нанес мартинистам смертельный удар», - заявлял Ростопчин.9 Подобному сообщению трудно верить, так как в «Записке» Ростопчина были причудливо переплетены пустые слухи и реальные факты. В «Записке о масонах особой канцелярии Министерства полиции» указывалось, что Павел Петрович, приехав в Москву на коронацию, собрал руководителей масонских лож и потребовал от них не собираться до его особого повеления.10 Масоны подчинились воле императора, но розенкрейцеры начали возрождение лож еще до убийства Павла Петровича.

В царствование Екатерины II среди российских масонов были крупные государственные чиновники. По сведениям Г.В.Вернадского в Императорский Совет в 1777 году входило четверо масонов, а в 1787 году - трое. Масоны были в Сенате и придворном штате (1777 - 11 камергеров, в 1787 году - шесть).11 В ложи входили высокопоставленные военные, такие как С.К.Грейг и Н.В.Репнин (руководил «походной» ложей). Среди масонов было множество представителей титулованной знати и чиновников «средней руки». Необходимо упомянуть куратора Московского университета М.М.Хераскова, председателя Московской губернской уголовной палаты И.В.Лопухина, главнокомандующего в Москве З.Г.Чернышева, служивших под его начальством С.И.Гамалею и И.А.Поздеева. Эти люди могли оказывать протекцию масонам, но для влияния на большую политику у них было недостаточно сил.

Власти пытались контролировать деятельность масонов. О полицейских проверках в ложах известно в 1780 и 1786 годах. На следствии Н.И.Новиков рассказывал о попытках внедрить в ложи полицейских агентов. Речь шла о принятии в масоны чиновника тайной канцелярии В.П.Кочубеева (будущего министра МВД В.П.Кочубея). «Искания с нашей стороны или намерения какого при сем, истинно говорю, как пред богом, никакого не было; но подумали, что ему приказано это сделать от главнокомандующего, дабы ведать, что в наших ложах происходило... По сей самой тогда догадке решились ввести его во все градусы, которые давать от нас зависело, чтоб он все видел и знал», - показывал Новиков.12 Таким образом, мнимый полицейский агент был введен в пятую степень «Теоретический градус соломоновых наук».

1349775251_02

Иосиф Алексеевич Поздеев. Гравюра неизвестного автора


Совершенно иная ситуация сложилась в России в царствование Александра I – в период «золотого века» масонских лож. В это время широко распространились ложи «французской» и «шведской» систем. Масонство стало модой, и в ложи массово вступали дворяне. По-прежнему наибольшей активностью отличались розенкрейцеры. Сохранились сведения об их попытках влиять на чиновников. И.А.Поздеев стал масонским наставником братьев Разумовских (А.К.Разумовский - с 1810 года министр народного просвещения) и подчинил себе молодых лидеров масонов С.С.Ланского и М.Ю.Виельгорского. И.В.Лопухин какое-то время опекал М.М.Сперанского, Н.И.Новиков и А.Ф.Лабзин руководили Д.П.Руничем. Среди советов, даваемых розенкрейцерами своим подопечным, мы видим в основном морально-нравственные рекомендации. Политики наставники касались лишь в том случае, когда дело шло о ситуации в масонстве. Например, в 1810 году, когда готовилась реформа масонских лож и А.К.Разумовский вошел в разрабатывающий ее Комитет, Поздеев давал ему соответствующие рекомендации. Поздеев боялся официального разрешения лож, так как в масонство массово могли «хлынуть» случайные люди. Он мечтал о негласном разрешении масонства и создании в Москве и С.-Петербурге двух независимых центров управления - Провинциальных лож. Однако реформа так и не была проведена. Соперничество двух лидеров розенкрейцеров - Н.И.Новикова и И.А.Поздеева - не позволило в полном объеме восстановить в России Орден золотого и розового креста.

1349775330_03

Александр Николаевич Голицын. Портрет работы К. Брюллова. 1840 г.


Ближайший друг Александра I князь А.Н.Голицын оказался вовлечен в «Авиньонское общество». На десятилетие масон Р.А.Кошелев стал идеологом реформ в духовной сфере. При его непосредственном участии в России были проведены мероприятия, очень напоминающие действия розенкрейцеров-министров в Пруссии. В Россию было привлечено английское «Библейское общество». Членство в нем стало практически обязательным для чиновников. В 1817 году было учреждено Министерство духовных дел и народного просвещения, во главе которого стал А.Н.Голицын, получивший прозвище «гаситель просвещения». Главная проблема заключается в том, что никому не удалось доказать факта принятия А.Н.Голицына в масоны, а Р.А.Кошелев после своего вхождения во власть масонских связей не имел. Голицын был идеальным исполнителем воли императора. Он старался не вмешиваться в дела Русской православной церкви и заботился об улучшении благосостояния духовенства и поднятии его престижа. Известны случаи, когда масонство служило препятствием к карьере лиц, служивших под управлением Голицына. Так Д.П.Рунич не получил места директора департамента, поскольку выяснилось, что он был членом ложи «Умирающего сфинкса».


Октябрьский манифест 1905 года открыл в России возможности легальной партийной и парламентской деятельности. В условиях Мировой войны в российское общество удалось внедрить идею о том, что страна не может победить под управлением Николая II. Оппозиция монархии развилась практически во всех слоях общества (особенно в политиканствующей «элите»). Однако, думским либеральным деятелям, генералитету, великим князьям и социалистам, одинаково желающим падения или смены монарха, было очень трудно объединиться и выработать общую линию. Точку соприкосновения разнородных политических сил удалось найти благодаря масонству. До сих пор идут споры, был ли регулярной масонской ложей «Великий восток народов России». Эта организация была фактически лишена обрядовости, «братья» преследовали политические цели, не велась документация. Сеть лож, объединявших группы россиян разной социальной, профессиональной и политической принадлежности, дала возможность согласовывать деятельность оппозиции.14

Масоны-думские деятели руководствовались политической программой партий, к которым они принадлежали, совершенно в ином положении были военные. Сама критическая ситуация требовала от них оставить политическую борьбу до заключения мира. Однако генералы М.В.Алексеев, Н.В.Рузский, А.С.Лукомский сыграли центральную роль в отречении императора. В том случае, если эти люди были участниками заговора, их поступок не имеет оправдания. Думается, что членство в масонских ложах сыграло ключевую роль в политической борьбе периода Временного правительства. В стране искусственно поддерживалось «двоевластие», пока главой правительства не стал А.Ф.Керенский. В определенный момент этот лидер перестал устраивать «братьев», и тогда против него единым фронтом выступили лица, соединенные еще по «февральскому заговору» - М.В.Алексеев, А.М.Крымов, Н.В.Некрасов. Они использовали Л.Г.Корнилова для того, чтобы убрать от власти непопулярного главу правительства и очистить Петроград от социалистических элементов.15 Провал их предприятия предопределил приход к власти большевиков.

Влияние масонства на российское общество видно «невооруженным глазом». Н.И.Новиков, А.Ф.Лабзин, М.И.Невзоров и другие менее известные масонские издатели и переводчики сделали очень много для пропаганды и распространения масонских идей. В конце XVIII, начале XIX и XX веков масонская литература активно внедрялась в России, а вслед за этим распространялась и мода на масонство. Ярким примером такого влияния стал А.С.Пушкин. Он перед самым запрещением масонства он вступил в ложу «Овидий», еще не успевшую получить официального разрешения на работы. Очевидно, что влияние на творчество «солнца русской поэзии» произвело не мимолетное участие в ложе, а круг общения, где были модны масонские мотивы. Влияние на общество оказывала и антимасонская литература. Уже с конца XVIII тезис о всемирном масонском заговоре начал распространятся в России. В некотором отношении подобная пропаганда так же привлекала внимание к масонству, как к явлению. Масоны традиционно отличались широкой веротерпимостью (в XVIII - начале XIX веков в отношении различных направлений христианства). Некоторых из них это приводило в секты.

Легко заметить, что когда английские ложи И.П.Елагина пришли в Россию, влияния на общество они практически не оказывали. По-другому дело пошло после учреждения Орденов тамплиеров и розенкрейцеров. Они установили оживленные контакты с зарубежными центрами, пытались привлекать к себе чиновников и наследника престола. В начале XIX века масонским движением воспользовались заговорщики-революционеры, итогом стало восстание декабристов. В третий приход масонства в Россию оно уже носило яркий политический оттенок и, по мнению некоторых исследователей, стало основой заговора, приведшего к государственному перевороту.

Для профана масонское движение часто представляется единым. В действительности, как в XVIII и XIX веках, так и сегодня существует множество направлений, не признающих друг друга. По своим конституциям регулярные ложи (трех степеней) не должны заниматься политическими и религиозными вопросами. До начала XX века в России так и было. Однако таких ограничений на себя не накладывали члены примыкавших к масонству организаций - нерегулярных лож и Орденов. Именно они чаще всего и участвовали в политической борьбе. Политическая деятельность регулярных масонов не была связана с их масонской деятельностью. Каждый из них в своей служебной деятельности руководствовался собственными расчетами и резонами. Вступавший в ложу уже имел сложившиеся взгляды, и дальнейшие «работы» позволяли ему развиваться в желаемом направлении («масонство делает хороших людей еще лучше»). Тот, кому масонские «работы» пришлись не по вкусу, мог оставить ложу как неудачный опыт и больше не вспоминать эту страницу своей жизни. Иначе говоря, масоны-чиновники были свободны в своей политической деятельности. Легенды о том, что М.И.Кутузов упустил Наполеона из России по своим масонским симпатиям или адмирал П.С.Нахимов (чье масонство не подтверждено) по заданию масонского «центра» сознательно проигрывал Крымскую войну, являются забавным анекдотом. В действительности во время боевых действий масоны могли подобрать и спасти раненного «брата» противника (как это было с Г.С.Батенковым), но это уже не политический, а нравственный шаг.

Автор материала: Юрий Кондаков

Полная версия стать на  сайте: http://topwar.ru/19772-vliyanie-masonov-i-drugih-taynyh-obschestv-na-politiku-v-rossii-mify-i-realnost.html




Tags: масонство, тайные общества, эзотерика
Subscribe
promo philologist september 16, 18:46 2
Buy for 100 tokens
Мой муж, Виталий Шкляров, гражданин США и Беларуси уже почти 7 недель находится в белорусской тюрьме как политзаключенный. Его обвиняют в том, что 29 мая он якобы организовал в городе Гродно несанкционированный митинг в поддержку арестованного лидера белорусской оппозиции Сергея Тихановского.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment