Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Теория и практика литературы

Теория и практика литературы. Беседа по душам о провинциальности, хождении в народ и бесах // "Новгородские ведомости", 20.03.2012. - http://novved.ru/kultura/18743-teoriya-i-praktika-literatury.html

Теория  и  практика  литературы 
20.03.2012 10:08



Беседа 
по  душам  о   провинциальности,  хождении  в  народ   и  бесах 


Николай ПОДОСОКОРСКИЙ известен как исследователь творчества Достоевского, один из организаторов юношеских Достоевских чтений в Старой Руссе, автор самого популярного российского журнала критики  и  литературоведения «Вопросы литературы». В январе Николай получил премию этого журнала за лучший материал, опубликованный в 2011 году.

Живой Журнал Николая Подосокорского, посвященный литературе, входит в топ-200 всех российских блогов, его ежедневно просматривают несколько тысяч человек. Всего этого он добился, живя в Великом Новгороде, вдалеке от литературных процессов Москвы и  Петербурга. Сегодня Николай Подосокорский делится с «НВ» своими мыслями о задачах современной литературы  и  взглядом на скандальный панк-молебен Pussi Riot через призму идей Достоевского.

— Николай, какие отношения, на ваш взгляд, сегодня связывают литературу и провинцию?

— Конечно, основная литературная жизнь сосредоточена в столицах, но главное, на мой взгляд, не замыкаться самому в искусственно формируемой провинциальности , то есть не подчеркивать ее участием в каких-то локальных объединениях, кружках и  прочем. Литература — это та область, в которой коллективный разум скорее мешает. То же и в филологии, где коллеги и эксперты важны отнюдь не по месту жительства, а скорее по их компетентности в предмете исследования и общему мировосприятию.

Интернет сегодня предоставляет большие возможности для развития, независимо от местонахождения человека. Когда я создавал свой блог, посвященный литературе, то даже не предполагал, что он может быть интересен такому большому числу людей. За год на него подписались уже более 2 500 человек. Оказалось, что спрос на информацию о культурных событиях в интернет-сообществе высокий — вот только предложений, увы, недостаточно. Крайне мало интересных и постоянно обновляемых ресурсов. Всё самое любопытное разбросано по блогам и социальным сетям — нужно лишь уметь настраивать фильтры.


— Как вы оцениваете литературную жизнь Великого Новгорода?

— О современной литературной жизни города я знаю очень мало. Вероятно, у нас тоже есть какие-то литературные сообщества и просто талантливые люди, увлеченные своим делом. Очень может статься, что какой-нибудь самородок пишет потрясающие рассказы или повести и хранит их у себя на компьютере или выкладывает в Интернет. Когда произойдет открытие его творчества, то мы и узнаем, как протекала реальная литературная жизнь в такой-то период.

— У нас в области ежегодно проводится ряд чтений: Достоевские, Державинские, Сологубовские и другие, но многие из них, к сожалению, собирают лишь небольшую группу поклонников творчества писателей, библиотекарей и литературоведов. Насколько актуальна на сегодняшний день такая форма привлечения внимания к литературе? Есть ли способы сделать литературные чтения интересными для более широкого круга людей?

— Думаю, что любые литературные чтения нужно оценивать не по количественному, а по качественному показателю. На чтения «Достоевский и современность» в Старую Руссу ежегодно в мае приезжают несколько десятков авторитетнейших достоевистов из разных стран, и программа конференции последние годы даже перенасыщена количеством докладчиков, так что нам остро не хватает времени на обсуждение услышанного. Ученые в дни конференции проводят уроки  литературы в школах города — это очень важная составляющая привлечения внимания к литературе, которая успешно реализуется Домом-музеем Достоевского.

Другое дело, что такие чтения не должны быть междусобойчиками, крайне важен приток в них новых людей, особенно молодых исследователей. В Старой Руссе мы за месяц до международных Достоевских чтений проводим чтения юношеские и затем приглашаем участников, сделавших наиболее интересные доклады, уже на большую конференцию. Привлечь внимание более широкого круга людей можно следующим способом — размещать в Интернете в открытом доступе информацию о мероприятиях, видеозаписи выступлений прошлых лет, электронные версии сборников статей, издаваемых по итогам чтений, и так далее. Это, конечно, большая работа, но она необходима.

— И всё же у меня создаётся впечатление, что современная качественная литература превращается в кружок для посвященных, в то время как широкие массы о ней и знать не знают. Пример тому: московской поэтессе и «одной из самых знаменитых девушек российской блогосферы» Вере Полозковой, многим другим современным поэтам и не снятся стадионы, которые некогда собирали Евтушенко, Вознесенский, Ахмадуллина.

— Я бы не стал относить Веру Полозкову к качественной литературе, а вот с тезисом, что хорошая литература обладает мощным «посвятительным воздействием», абсолютно согласен. Но ведь каждый читатель сам выбирает уровень погружения в текст, порой здесь срабатывает и инстинкт самосохранения, ведь от иных книг и неокрепшую психику можно серьезно повредить: литература — вообще опасная вещь... Понятно, что в 60-е годы прошлого века была особая историко-культурная ситуация, с тех пор многое изменилось: появился Интернет, усилилась роль телевидения и кино. Сегодня наиболее подходящим примером «хождения в народ» можно назвать деятельность поэта Дмитрия Быкова. Однако у такого рода попыток привнести высокое искусство в широкие массы есть и обратная сторона: излишняя политизированность, порой скатывающаяся в пошлость, подмена тонкого юмора пустым стёбом.

— В Интернете высказываются разные точки зрения на задачи нашей современной литературы, кто-то считает, что ей надо просто выжить в эпоху разгула коммерции, кто-то — сохранить свою русскость. Какова, по-вашему, эта задача?

— Я — сторонник теории искусства ради искусства и считаю, что писатель никому и ничего не должен, у него нет иной задачи, как просто писать так, как он это умеет и хочет. Любой вызов для литературы — это благо, любые трудности — материал для их осмысления и художественного изображения. Что же касается русской литературы, то убежден, что сейчас — самое время для появления новых гигантов мысли. Появятся ли они или нет — не знаю. «Русскость» в литературе я понимаю как максимальную открытость иным культурам и идеям. Об этом очень хорошо сказал Достоевский в «Пушкинской речи»: «Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концов, это подчеркните) стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите».

— Раз уж вы достоевист, то не могу не спросить вас о скандальной выходке группы Pussy Riot. Фёдор Михайлович был глубоко верующим человеком и говорил о том, что русский человек без православия пропадёт, а девушки, вполне себе русские, устроили панк-молебен в храме Христа Спасителя, чем оскорбили многих верующих. Однако вы сегодня встаёте на защиту этих девушек, объясните свою позицию.

Сейчас самое время для появления в русской литературе новых гигантов мысли

— Спасибо за этот вопрос! Достоевского в связи с этой акцией не цитировал только ленивый. Чаще всего упоминался роман «Бесы», а действия участниц этой группы сравнивались с бесовством. Первой реакцией у меня как православного человека были шок и осуждение. Но после выступлений спикера Церкви Всеволода Чаплина, призвавшего ужесточить наказание для тех, кто оскорбляет религиозные чувства людей, после шквала ненависти среди православной (!) части общества с призывами казнить и покарать тех, кто осмелился войти в храм не так, как это принято, после появления в Интернете видео, где православный активист бьет девушку кулаком в лицо только за то, что она держит плакат в защиту Pussy Riot, я скорректировал свою позицию. Пожалуй, я скорее соглашусь с мнением дьякона Андрея Кураева, который сказал, что Церковь в этом вопросе умудрилась превратиться из обиженной и гонимой в обидчика и гонителя. Сам факт, что в Прощеное воскресенье было возбуждено дело в суде по настоянию православных людей, лично меня настораживает.

Считаю, что все должно было проходить по закону, и устроившие эту недопустимую акцию неформалы должны понести ответственность как лица, совершившие хулиганский поступок, и только. 15 суток ареста для них было бы более чем достаточно. Между тем страсти вокруг панк-молебна не утихают, а тюремное заключение для женщин, имеющих маленьких детей, продлено до 24 апреля. К слову сказать, феминисткам, исполнившим всего-навсего дурную песенку в христианском храме, грозит до 7 лет лишения свободы — у нас столько не дают даже убийцам и педофилам. К моему глубокому сожалению, данная провокация удалась на сто процентов, и я не могу не признать, что в конечном итоге выходка Pussy Riot в храме Христа Спасителя является благом для Церкви, ибо она выявила лицемерие и ненависть в православной среде, с которыми всем нам надо что-то делать.

— А Достоевский как, думаете, отнёсся бы к подобному панк-молебну?

— Не рискну говорить за Фёдора Михайловича, но убеждён, что его реакция, как и всегда, была бы парадоксальной и непредсказуемой. Как исследователь его творчества скажу лишь о том, что Достоевский, настоящий христианин, осуждал грех, а не грешника. В его романах самые сокровенные истины порой звучат из уст самых грешных персонажей. В реальной жизни — то же самое. Надо отделять дурной проступок от человека в целом, ведь наша задача — не избавить мир от плохих людей, а жить по совести самим. Самое главное — нести ответственность за свои собственные поступки и меньше осуждать других.

Алина БЕРИАШВИЛИ

Фото с сайта photo.99px.ru



Tags: Подосокорский, литература
Subscribe

promo philologist ноябрь 15, 07:57 2
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments