Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Акварели Тёрнера. Шотландская национальная галерея. Эдинбург

Оригинал взят у art_tourism в Акварели Тёрнера. Шотландская национальная галерея. Эдинбург

Акварели Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера.

01 января – 31 января, Эдинбург, Шотландская национальная галерея.


Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. 1819. Акварель, 22 см х 28 см, Британский музей, Лондон, Великобритания

Зачем смотреть.
Выставка проходит только один раз год в течение одного месяца
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775–1851) был, пожалуй, наиболее плодовитым и инновационным из всех британских художников. На выставке "Тёрнер в январе" в Эдинбурге покажут тридцать восемь акварелей художника, представляющих великолепный обзор творчества художника в разных аспектах.
Завещая галерее в 1899 году выдающийся коллекционер Генри Воган (Henry Vaughan) просил выставлять эти выдающиеся произведения в каждом январе в течении 110 лет. Воган хотел предохранить картины от света для лучшей их сохранности, поэтому они выставляются только в течении одного месяца в году.
Следуя за акварелями Тёрнера мы побываем в Уэльсе, Шотландии, Альпах и, конечно, насладимся Венецией.
http://www.nationalgalleries.org

Акварели Уильяма Тёрнера

Акварели Уильяма Тёрнера.
Один из наиболее успешных художников в истории искусства, прославленный уже при жизни Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775 - 1851) был незнатного происхождения. Он родился в семье цирюльника, но с детства усердно рисовал. Отец Уильяма придумал выставлять рисунки сына в окне своей парикмахерской и продавать их по 2-3 шиллинга. В 1790 году акварель Тёрнера выставлялась в Королевской академии.
Уже в 1802 году Тёрнер стал действительным членом Королевской академии, а в 1807 году он был утвержден в должности профессора.


Въезд в усадьбу. 1798. 25,4 см х 33,3 см, акварель, Британский музей, Великобритания, Лондон.

В 1819 году Тёрнер впервые оказывается в Италии, очаровавшей его навсегда. Посещение Венеции оказало глубокое воздействие на колористическое восприятие Тёрнера. С этого момента свет начинает играть все большую роль в его произведениях.

Венеция, вид восточнее острова Джудекка, восход солнца. 1819. Британский музей, Лондон.


Восход солнца. Ловля рыбы в Маргэте. акварель, частная коллекция.

Работая в Риме Тёрнер только за три месяца делает около полутора тысяч набросков. Из 20 альбомов эскизов, созданных за время европейских странствий этих лет, 19 сделаны в Италии.


Рим - Колизей. 1820 г. 27,7 см х 29,3 см, акварель, Британский музей, Лондон, Великобритания


Рим - святой Пётр, смотрящий из усадьбы Барберини. 1819. 22,6 см х 37,8 см, акварель и краски для тела,
Британский музей, Лондон


Тёрнер много путешествовал по Европе. Он посетил не только Италию, но и Францию, Голландию, Бельгию, Швейцарию.


Цюрих. 1842. Акварель. Британский музей, Лондон

Показательно, что акварель имела в творчестве Тёрнера столь же важное значение, как и масляная живопись. Предвещая импрессионистов, в картине "Цюрих" мастер изображает не столько реальный город, сколько впечатление от него.


Озеро Тун, Швейцария. 1806. 28 см х 39 см. Акварель, частная коллекция

Тот факт, что акварель наконец признали мощным и захватывающим выразительным средством - во многом заслуга Тёрнера и его поколения.


Старый Лондонский мост. Около 1794. 26,2 см х 35,9 см. Бумага, карандаш, акварель

Хотя Тёрнер родился и прожил всю свою жизнь в английской столице, среди его произведений мало изображений Лондона и городских построек. А если он и обращался в своих работах к Лондону, то предпочитал виды Темзы.


Темза с Ричмондского холма. Около 1815. Бумага, карандаш, акварель 18,8 x 27,2


Дуврский порт: суда и замок на дальнем плане. Около 1795 - 1796. 47,6 см х 60,8 см. Бумага, карандаш, акварель

Тёрнер работал над акварелью "Дуврский порт" вместе со своим другом Томасом Гертином (1775 - 1802) во время обучения в "Школе Монро". Есть запись о том, что Гертин нарисовал контуры, а Тёрнер делал отмывку акварелью.


Лландальфский собор: западный фасад. Экспонировалась в 1796. Бумага, карандаш, акварель 35,5 x 25,9

Живописные развалины замка Долбейдерн вызвали у Тёрнера огромный интерес. Замок был выстроен валлийцами в тринадцатом веке для защиты стратегически важного перевала во времена набегов английского короля Эдуарда I. Побывав в Уэльсе в 1798 году, художник исполнил этот этюд, а в следующем году вернулся и сделал несколько набросков.


Замок Долбейдерн. Этюд. 1798–1799. Бумага, карандаш, акварель 68 x 98,5

Хотя впоследствии Тёрнер считал, что для выражения возвышенного больше подходит шотландский пейзаж, впервые художник пришел в восхищение от горных ландшафтов во время путешествий по Уэльсу в 1790 году.


Траэт Маур, с видом на И Кникт и Моэлвин Маур. 1799. Бумага, карандаш, акварель 55,3 x 76,5

Стремясь к натурализму, Тёрнер, как и многие его современники, перед тем, как писать большое произведение, нередко делал этюды и зарисовки непосредственно на природе. Данный этюд с деревьями – один из самых ранних примеров зарисовок с натуры. Тёрнер использовал бумажную основу, но дополнил акварель маслом, что объясняет приглушенные тона, в которых эта работа выполнена.


Чивнинг-парк. Ок. 1801. Бумага, акварель, масло 27,9 x 37,6

Многочисленные альбомы Тёрнера содержат поистине потрясающее богатство набросков и зарисовок, выдающих его живой интерес ко всему, что он видел. Изображение чирка – наглядная иллюстрация интереса Тёрнера к естествознанию и ко всему живому. Это одна из двух парных акварелей, на которых изображена птица, поднимающаяся с воды или летящая, нарисованная, должно быть, с натуры.


Чирок с расправленными крыльями. Этюд. Ок. 1818–1820. Бумага, акварель 31,6 x 47

Ниже представлены несколько из семнадцати акварелей, подготовленных для серии гравюр «Реки Англии», исполненных в технике меццотинто.
Первая акварель написана по мотивам эскизов, сделанных десять или более лет до того в альбоме «Реки».


Парк Мор близ Уотфорда на реке Колн. Около 1823. (Из серии «Реки Англии»). Бумага, гуашь, акварель 15,8 x 22,1


Медуэй. Около 1824 (Подготовлено для серии «Реки Англии»). Бумага, карандаш, акварель 15,7 x 21,8

Лист «Ширнесс» был заказан гравером и издателем Томасом Лаптоном вместе с двадцатью тремя другими для серии «Порты Англии».


Ширнесс. Около 1825 (Из серии «Порты Англии»). Бумага, карандаш, акварель 16,1 x 24

Через тридцать лет после того, как Тёрнер впервые запечатлел Дарэмский собор во время поездки в 1797 году по северу Англии, художник возвращается к этой теме, чтобы создать акварель для своей серии «Живописные виды Англии и Уэльса» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург).


Дарэмский собор. Этюд. Около 1825. Бумага, карандаш, акварель 16,9 x 24,4

В 1817 году Тёрнер отправился в месячное путешествие по Бельгии, Нидерландам и окрестностям Рейна – это была
его первая заграничная поездка за целых пятнадцать лет.


Кауб и замок Гутенфельс. Этюд. Около 1820. Бумага, карандаш, акварель 39,6 x 50,7

Главной целью поездки Тёрнера в Италию в 1819 году был Рим, однако маршрут включал в себя и прочие знаменитые
места традиционного Гранд Тура, в том числе город Тиволи, расположенный на склоне холма в двадцати милях к востоку от итальянской столицы.


Тиволи, Каскады. 1819. Из альбома «Неаполь – Рим. Этюды в цвете». Бумага, акварель 25,2 x 40,4

Возможность полюбоваться знаменитым Неаполитанским заливом Тёрнер особенно предвкушал при первом посещении
Италии. Художник так стремился поскорее увидеть его, что почти сразу же по прибытии в Рим в октябре 1819 года отправился в четырехдневную поездку к югу, в Неаполь.


Неаполь: Кастель дель Ово. 1819. Из альбома «Неаполь–Рим. Этюды в цвете». Бумага, карандаш, акварель 25,4 x 40,5

Во время своих французских поездок 1820-х и 1830-х годов Тёрнер собрал в альбомах с зарисовками немало материала, позднее использованного им для гравюр.


Орлеанский собор с левого берега Луары. Около 1826–1828. Голубая бумага, перо, акварель, гуашь 14,1 x 19,3


Нант. Замок и собор с реки. Около 1828. Голубая бумага, перо, акварель, гуашь 12,7 x 18,8


Гавр. Башня Франциска I. Около 1832. Бумага, акварель, гуашь 14 x 19,2

Завершающий этап поездки Тёрнера 1839 года проходил вниз по течению Мозеля мимо маленького городка Байльштайн, над которым, на устрашающем скалистом утесе в шестидесяти метрах над рекой, нависают величественные руины замка Меттерних.


Байльштайн и замок Меттерних на реке Мозель. Около 1839. Голубая бумага, акварель, гуашь 14 x 19,2

Пожар Парламента стал для Тёрнера одним из самых значительных происшествий, свидетелем которых он был, и произвел на художника настолько сильное впечатление, что в результате он создал на эту тему целую серию акварелей, а также две крупные работы маслом, выставленные через несколько месяцев после самого события.


Пожар Парламента. Вид на Вестминстерский мост. 1834. Бумага, акварель 23,2 x 32,8


Пожар Парламента. 1834. Бумага, акварель 23,4 x 32,4

Главная цель путешествия, предпринятого Тёрнером летом 1840 года, – третий раз побывать в Венеции, однако на пути
туда и обратно он посетил и незнакомые места. Продвигаясь на юг, Тёрнер пользовался бумагой разных цветов, а также сшитыми белыми листами, производства фабрик Ватмана. Работы на листах синего, коричневого и, как в данном случае, серого цвета были сделаны как раз во время этого путешествия.


Сарнталь и Замок Рункельштайн возле Больцано (Бозена) в Тироле. 1840. Серая бумага, карандаш, акварель, гуашь 19,4 x 28,3

Следующая акварель была выполнена во время третьего и последнего пребывания Тёрнера в Венеции в конце лета 1840 года, и относится к ряду замечательных по своему цветовому решению этюдов из двух альбомов в мягкой обложке, которыми художник часто пользовался в более поздних поездках.


Венеция: западная сторона канала Джудекки вблизи монастыря Сан Бьяджо и Катальдо. 1840. Бумага, акварель 22,1 x 32,2

В большинстве венецианских этюдов 1840 года Тёрнер особое внимание уделял свету, туману и отражениям на воде.


Панорамный вид входа в Большой канал. 1840. Бумага, карандаш, акварель 23 x 30,5

С ноября 2008 по февраль 2009 года в Государственном Музее Изобразительных Искусств им. A.C. Пушкина работала выставка полотен Уильяма Тёрнера. В экспозиции было представлено более 100 полотен, от акварельных набросков до монументальных работ.
Мне на той выставке больше всего мне понравились акварели, наброски, небольшие работы. Кроме всего прочего, Тёрнер был преподавателем перспективы в Королевской академии, был куратором Школы живописи. На выставке были представлены его учебные пособия, зарисовки для студентов.
К сожалению, проведение подобного рода мероприятий - дорогое удовольствие, и ждать Тёрнера опять в Москве, наверное, придется долго.

Кстати, 25 января на аукционе "Bonhams "Живопись, рисунки, акварель 19-го века" в Лондоне будет выставлена одна акварель Уильяма Тёрнера (http://art-tourism.livejournal.com/25738.html)

Tags: Великобритания, искусство
Subscribe
promo philologist september 1, 06:23 2
Buy for 100 tokens
С февраля 2018 года я ежемесячно публикую в своем блоге такие дайджесты - на основе той информации, которая попадает в поле моего внимания. В них включены ссылки на публикации о нарушениях прав человека, давлении на журналистов, проявлениях цензуры в интернете и СМИ и другие новости и материалы,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments