Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

О Гоголе с грустью и любовью

Наталья Бондарчук представила новый фильм, рассказала о мистическом явлении Гоголя во время съёмок и своём особом отношении к Сибири.



Гоголь, по признанию режиссера и актрисы, стал за время работы над фильмом ей «почти родственником»:

— Столько я о нем знаю и так его люблю...

Новая лента закрывает трилогию Натальи Бондарчук о золотом веке русской культуры, которая состоит из фильмов: «Пушкин. Последняя дуэль», «Лермонтов» и «Гоголь. Ближайший». Название фильма и его главная идея объясняются уже в предисловии к картине...

«Гоголь. Ближайший»

В период создания «Мертвых душ» Гоголь часто посещал мастерскую Александра Иванова, который работал над картиной «Явление Христа народу»:

— Совместная работа сблизила художника и писателя. Они даже стали мечтать, чтобы картина и книга появились одновременно. Однажды Иванов попросил Николая Васильевича позировать ему. Так в одном из эскизов появилась фигура странника с острыми чертами лица. Голова его не случайно повернута к Христу. Иванов намеренно выбрал особое место на картине для своего друга. Странник испытывает острейший страх и мучительные переживания своей греховности при известии о появлении мессии. За странником, в чьем образе улавливались черты Гоголя, закрепилось название «ближайший к Христу».

Картина как раз и посвящена последнему периоду жизни писателя. Периоду мучительного душевного кризиса, осознания своей греховности. Именно в это время он уничтожил второй том «Мертвых душ». Наталья Бондарчук считает эти годы жизни Гоголя «самыми оболганными». Она совершенно не согласна с распространенным мнением и своим фильмом полемизирует с тем, что Гоголь был сумасшедшим, и именно приступы безумия послужили причиной сожжения его труда.

Главной идеей создателей фильма была идея высшей ответственности, которую испытал писатель, предчувствуя свою близкую кончину, за слово и образ сотворенные. Свое сочинение Гоголь, как известно, показывал священнику — протоиерею Матфею Константиновскому, тот нашел его сочинение греховным. И писатель решил, что выход его книги в свет будет вреден миру.

В самом фильме, как представляется, идея просветительская и желание оградить писателя от непристойных откровений желтой прессы зачастую одерживают верх над идеей художественной. На наш взгляд, фильм уступает предыдущей картине — «Пушкин. Последняя дуэль», которая тоже была воспринята неоднозначно. Никаких особых открытий в картине, по большому счету, нет. Для людей, читавших Гоголя и имеющих хотя бы некоторое представление о его биографии, все события — известны. Хотя в наш нечитающий век, наверное, и такая добротная киноиллюстрация к статье о Гоголе в Википедии — большое благо.

Наибольшее число вопросов вызывают сцены, снятые на родине Гоголя в Полтаве. Гоголь, распевающий украинские песни... Столы, ломящиеся от яств с дымящимися поросятами... Куреня и тучные домашние птицы... Все это порой напоминает известный советский фильм «Кубанские казаки» о лихом коневоде и передовой колхознице. Между тем само желание авторов представить Гоголя человеком двух культур — русской и малоросской — вполне понятно.

Тем более что и период сложных отношений между Украиной и Россией еще в недалеком прошлом. А Гоголь тогда был яблоком раздора. Украинские националисты не могли ему простить, что он ни слова не написал на украинском языке. Особенно горячие головы призывали «повернути Гоголя Українi»: перевести его сочинения с русского на украинский. В фильме «национальная идея» решается без перегибов.

При всех этих «но» в ленте есть по-настоящему трогательные, снятые очень откровенно и при этом тонко и деликатно сцены. С большой любовью и большим сочувствием к трагической судьбе гения, который, как человек без кожи, ощущает несовершенство мира острее и глубже, чем простой смертный. К безусловно сильной стороне картины можно отнести подбор актеров на роли и актерскую игру.

Действующие лица

Гоголя в фильме сыграл Евгений Редько — актер Российского академического молодежного театра. Он уже снимался у Натальи Бондарчук в ее фильме о Белинском. Актер действительно очень похож на Гоголя — буквально одно лицо и играет почти без грима. Внешнее сходство, по словам режиссера, было очень важно. Поскольку, если пришлось бы клеить знаменитый гоголевский нос, то эффект мог получиться комическим.

В роли матери Гоголя — Валентина Теличкина, личного врача писателя сыграл Леонид Мозговой, известный по фильмам Александра Сокурова. В фильме также заняты бывший муж Натальи Бондарчук — актер Николай Бурляев и его сегодняшняя жена — актриса Инга Шатова:

— Мы прожили с Николаем 18 лет и, несмотря на то, что расстались, сохранили с ним очень близкие отношения, — рассказала Наталья Бондарчук. — Он, так или иначе, участвует во всех картинах, которые я снимаю. Он играл Тютчева в ленте «Последняя любовь Тютчева», Инга играла там одну из его жен. В этой картине он играет Александра Толстого — друга Гоголя, у которого писатель жил и с которым до конца жизни сохранил духовую связь.

В совершенно необычном для себя амплуа выступает Анастасия Заворотнюк. Она сыграла красавицу Александру Смирнову-Россет, в которую, как известно, были влюблены император, Пушкин и которая была близким другом Гоголя.

— Я обожаю эту актрису. Мы знаем ее в роли «няни», на самом деле это страдающий, очень ранимый человек и очень интересная драматическая актриса. Она снималась у нас, вообще отказавшись от гонорара...

Роль княгини Анны Виельгорской — девушки, за которую сватался Гоголь (это было в его жизни единственное сватовство), досталась дочери Натальи Бондарчук — Маше. Она — актриса театра им. Маяковского, и это ее четвертая роль в кино. Музыку к фильму написал сын Бондарчук Иван. Это, заметим, далеко не первая и не самая «семейная» картина Бондарчуков. Самой семейной и одной из своих самых любимых лент Наталья Сергеевна называет свой фильм «Бэмби», где снялась вся ее семья. А стихи Николая Бурляева за кадром читает сам Сергей Бондарчук.

Без мистики не обошлось

В историю о последних месяцах жизни писателя органично вплетаются его воспоминания о пребывании в Германии, Франции и Италии, которая стала второй родиной Гоголя. Кроме того, более года съемки велись в Оптиной пустыни. По благословению патриарха Алексия Второго было разрешено снимать и в скиту, куда нет доступа никому, кроме монахов. Там еще сохранились домики, где останавливались Гоголь и Достоевский.

Без мистики, естественно, не обошлось. Это вполне объяснимо, когда речь идет о самом мистическом писателе. В фильме, к примеру, есть «колдовское озеро» с великолепными лилиями. Согласно преданию, лилии — это души утопших детей — их нельзя рвать, иначе русалка потянет вас на дно. «Колдовское озеро» нашли в уникальном заповеднике под Киевом, где сохранились не только кусочек украинской природы, но и дома и церкви. Историю о русалках поведал съемочной группе директор заповедника. И она была включена в фильм экспромтом, как диалог между Гоголем и его сестрой.

Наталья Бондарчук вообще, как известно, не чужда мистике. Она была знакома со Святославом Рерихом. Изучала наследие Рерихов. И, работая над документальными фильмами о Рерихах, о Гималаях, прошла часть маршрута Трансгималайской экспедиции, связанной с их именами.

Мистические истории, по ее словам, происходили и на съемочной площадке:

— Мы все ощущали мистическое присутствие Гоголя. Это было в Полтаве, когда мы снимали день крещения. Своих детей Гоголь, как известно, не имел, но он был крестником ребенка своего друга Александра Данилевского, которого назвали в его честь Николаем. Съемки шли в местечке Большие Сорочинцы, в храме, где крестили самого Гоголя. Храм великолепный, старинные иконы сияют... Оператором была Маша Соловьева — изумительный оператор, с которым мы работали и над фильмом «Пушкин. Последняя дуэль».

Батюшка дал согласие на съемки. Нашли младенца. Актеры загримировались. Собралась полная церковь людей. Приготовились, начали... И тут потух свет. Почему-то вырубилась наша электрическая подстанция, которую мы привезли аж из Киева! А чтобы до Киева добраться, надо проделать путь 300 км туда и 300 км — обратно. И денег нет! Мне ничего не оставалось, как сказать: «Пойдемте, станем в молитву». Мы вошли в церковь, стояли там с батюшкой.

И тут мне в голову пришла совершенно очевидная мысль, что здесь тоже должен быть свой Шойгу, к которому можно в исключительных случаях обращаться. Мы позвонили, и действительно, через полчаса приехала украинская машина из МЧС, мы прикрепили к ней соединительные приборы и сняли сцену. Скажете, случайно? Ничего случайного нет. А когда шли съемки в павильоне, в Киеве, я попросила священника отца Андрея освятить павильон. Он пришел и сказал: «Вы не думайте, что Гоголь умер и ему безразлично, как о нем снимают». Все снялось как на одном дыхании...

Мировая премьера фильма состоялась в рамках XVIII кинофестиваля «Золотой витязь». Картина сразу взяла награду «Золотого витязя», затем «Святого Тихона». Православная общественность вообще приняла ленту очень хорошо. И, по словам Натальи Бондарчук, это очень помогло в вопросах организации проката.

В Новосибирске фильм был представлен в кинозале «Синема» (Новосибирсккиновидеопрокат), там же состоялась и творческая встреча с актрисой. Наш город увидел картину раньше Москвы. Так было и с фильмом «Пушкин. Последняя дуэль».

— Я очень люблю Сибирь, — призналась гостья. — Моя мама — актриса Инна Макарова родилась на сибирской станции Тайга, долгое время прожила в Новосибирске. Сама я тоже ребенком отдыхала у тети на даче под Новосибирском.

Кроме представления новой картины, актриса провела в Новосибирске и съемки для своего нового фильма, который будет посвящен юбилею ее матери. В основе отдельных сцен фильма — отрывки из книги Инны Макаровой «Благодарение». Съемки прошли в филармонии (Дом Ленина) — это здание имеет прямое отношение к биографии матери и дочери. В Новосибирске, как известно, жили бабушка и дедушка Натальи Бондарчук.

Бабушка Анна Герман была писательницей, журналисткой и исследовательницей Горного Алтая. Дедушка Владимир Макаров — членом новосибирской писательской организации, публиковал стихи и поэмы в новосибирских изданиях. И оба они работали на новосибирском радио (литературным редактором и диктором). А радиокомитет тогда как раз располагался в Доме Ленина. Такая вот история. Фильм, по словам Натальи Бондарчук, должен появиться на Центральном телевидении до середины лета этого года...

"Вечерний Новосибирск", Новосибирск
Татьяна Коньякова
http://rus.ruvr.ru/

Tags: Гоголь, кино
Subscribe

promo philologist ноябрь 15, 07:57 2
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments