Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

А.А. Дейнека – «Новая вещественность»?

В Риме, в рамках года России в Италии, открылась выставка живописи Александра Александровича Дейнеки (1899-1969). Это самая крупная и представительная выставка этого автора за рубежом.


В Севастополе, А. Дейнека

На официальном открытии присутствовали президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. Отбор работ и тема вставки производилась из фондов российских музеев совместно с итальянской стороной. В Римский дворец выставок привезли не только живопись, но также скульптуру и мозаики. Кураторам даже удалось воссоздать знаменитые изображения московского метро - мозаики на станциях "Новокузнецкая" и "Маяковская".

Эта масштабная выставка официально открыла перекрестный год России и Италии. Восемьдесят полотен собрали из трех российских музеев: Третьяковской галереи, Русского музея и собрания Дейнеки на родине художника - в Курске. Именно искусство этого автора было выбрано в качестве символа, представляющего для итальянцев сегодняшнюю Россию.

В период тридцатых годов ХХ века Александр Дейнека предпринял большой тур по Соединенным Штатам Америки, по Франции и Италии. По словам куратора выставки Маттео Лаффранкони: "Дейнека был просто очарован Италией. Именно здесь он искал баланс между старым искусством и новаторскими идеями. В 1930-е годы, именно здесь, в Италии, формировались многие течения искусства ХХ века. Он писал своей жене, что это страна, которая подарила миру не только Микеланджело, но и страна, где происходит что-то новое".

Наверное, сейчас не очень политически корректно вникать в анализ того, что художник наблюдал в Италии тридцатых и что именно так радовало его своим созвучием. Тем более, что длительное время, даже у себя на родине, в России, творчество художника воспринималось, как проявление тоталитарного прошлого. Но, времена меняются…

Изменяется жизнь, приходят новые веяния и настроения, олицетворяющие дух современности. История неумолимо уходит на очередной виток диалектической спирали. По мнению организаторов и кураторов выставки, именно сегодня настал тот момент, когда мы готовы забыть об идеологии. По словам директора Третьяковской галереи Ирины Лебедевой: "Он (Дейнека – прим.ред.) вдруг стал очень интересен, очень востребован. Может быть, в конце XX и начале XXI века, когда отсутствует большой стиль, и возникает интерес к фигурам более цельным, и этот интерес в обществе возникает неслучайно. Дейнека вызывает интерес оптимизмом, несмотря на сложное время, в котором он жил, несмотря на все то, что переживал. Его внутренняя сила и мощь проявляются в его работах, и, может быть, именно этого людям сейчас и не хватает".

В контексте этого мнения, думаю, уместно сравнить сегодняшние настроения с тенденциями, имевшими место в европейском довоенном искусстве, а именно возникновение в Германии движения «Новая вещественность» (нем. Neue Sachlichkeit). Интерес к неоклассическим формам возник тогда на фоне всеобщего доминирования упаднического модернизма. Участники движения «Новая вещественность», «стремясь противопоставить тревожной экстатичности экспрессионизма, провозгласили «возврат к позитивной и конкретной реальности». Эстетическая концепция направления строилась на утверждении ложности реального мира, поэтому главной целью становится адекватное выражение неадекватности мира, реалистически зафиксированное отсутствие реальности, а смыслом художественного творчества – практически фотографическая точность изображения, не ставящая своей целью скрыть за художественной декоративностью неприглядность реальности».

Мифологизация реальности с успехом приобретала законченные формы стиля и в советском искусстве первой половины ХХ века, установив как основной метод концепцию социалистического реализма. Главным, единственным заказчиком и ценителем новой художественной стратегии в Советском Союзе становилось государство со всей масштабностью и мощью актуализированных задач. Несомненно, величайшим примером этого народившегося большого стиля является творчество Александра Александровича Дейнеки. Идейные составляющие этого стиля варьировались по миру рамками политических концепций, но как убедительно и эффектно выглядят рекламные плакаты выставки, расклеенные по Риму! Морской пейзаж: дети на побережье, синее море, безоблачное небо и советский самолет. Картина "Будущие летчики" - на всех рекламных плакатах выставки Александра Дейнеки, которые висят по Риму. Огромные и величественные пространства древнего города как будто специально были созданы для этих работ.

Выставка Александра Дейнеки в Риме будет открыта до мая месяца. А к Третьяковской галерее уже обращаются музеи из других стран – Франции, Германии и Испании – с просьбой привезти этого художника к ним. Видимо чем-то созвучно искусство Александра Дейнеки общим настроениям современности. Спустя полвека после кончины творчество Дейнеки, которого принято было считать художником соцреализма, переосмысливается заново и получает новую актуальность звучания.

По материалам Вести.ру.

Tags: Италия, искусство
Subscribe
promo philologist december 1, 02:08 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments