Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

«Восточная коллекция» № 1/2013

Первый номер 2013 года открывается фотоочерком Антонины Захаровой и Павла Борисова «Памир». В подборке «Японская тетрадь» представлены малоизвестные страницы истории и культуры восточного соседа России.

2


  • Александр Мещеряков. Японские сады радости. В сочинении Кайбара Экикэн (1630—1714) «Поучение в радости» («Раккун») утверждается, что первостепенную роль в обретении человеком радости играет природа. Не столько природные пейзажи, сколько созданные человеком сады, примером которых являются сады периода Токугава.

  • Майя Герасимова. Своя манера понимать вещи. Японская манера понимать вещи — это выявление красоты, которая заключена не только в каждом времени года, но и в их смене, напоминающей о преходящности и вечности. Это отражено и в литературных текстах, и в бытовых изделиях — тарелках, вазах, веерах, шкатулках, кимоно и других предметах.

  • Мария Торопыгина. Три божества поэзии. В средневековой Японии божества сочиняли песни, а хорошие поэты, уйдя из жизни, легко превращались в божеств. Автор статьи рассказывает о той роли, которую играли в развитии поэтического искусства три божества — Сумиёси, Сотоосихимэ и Хитомаро — и их святилища.

  • Амир Хисамутдинов. Отложилось в слове. В библиотеках Хакодате, Нагасаки, Кобе и Токио хранится немало документов, отражающих «русское присутствие». Среди них рисунки, рассказывающие о пребывании здесь мореплавателей Василия Головнина и Николая Резанова, православная литература, произведения русских эмигрантов.


  • Екатерина Симонова-Гудзенко. На сцене и вокруг. Писатель Константин Симонов трижды совершал поездки в Японию. Страна привлекала его своей культурой и эстетикой. Журнал печатает не публиковавшиеся ранее фрагменты дневника писателя, рассказывающие о его знакомстве с актёрами театра кабуки, и обширный комментарий публикатора. Сергей Смирнов. Конфуцианство в контексте ориенталистского дискурса. В европейском представлении о Китае оценка конфуцианства неоднократно менялась. Символом возрождения конфуцианства в самом Китае стало восстановление в 1984 году изображения Конфуция в его родовом храме, а в 1990-е годы власти КНР объявили конфуцианство главным компонентом китайской интеллектуальной традиции и экономического прогресса.

  • Александр Бондарев. Тит и Береника: власть или любовь? Самой известной романтической парой Древнего мира по праву считаются Цезарь и Клеопатра. Но были и другие. Любовь римского императора Тита и иудейской царевны Береники была нелогична, даже невероятна, но таковы приметы подлинной любви, считает автор статьи.

  • Константин Панченко. Мальта, почти Восток. Неолитические гены, семитский язык, католическая душа — такими представляет себе жителей острова Мальта автор эссе. Здесь был передовой рубеж столкновения цивилизаций, здесь почти триста лет сгущалась необычная концентрация страстей, агрессивной энергии и фанатичной веры.

  • Татьяна Соловьёва. Сарацинка, воительница, христианка. Существует представление, что в арабском обществе место женщины определяется домом и семьёй. Однако в доисламский период у разных племён бедуинов положение женщин различалось. Примером является яркая судьба бедуинской царицы Мавии (IV в.), о которой сохранилось много рассказов арабских и византийских историков.

  • Сергей Торопцев. Китайский «Нобель» без скандала. Лауреатом Нобелевской премии по литературе 2012 года стал Мо Янь, и впервые эту награду не сопровождал скандал (Предыдущий лауреат Гао Синцзян является эмигрантом). Творчество Мо Яня относят к направлению «поиск корней», приверженцы которого видят в крестьянстве оплот традиций и фундамент социальной стабильности.

  • Светлана Утургаури. Русские художники в Стамбуле. Среди русских эмигрантов, живших в турецкой столице в 1920-х годах, было немало талантливых художников. Почти все они рисовали Стамбул, но город у каждого был свой: памятники византийского искусства, султанский дворец Долмабахче, старые христианские подворья, Босфор с его набережными, сценки городской жизни.

  • Динар Хайрутдинов. «Сонмище джиннов и людей». Вопрос о том, как сочетается научная фантастика с догматами ислама, до сих пор вызывает дискуссии. На самом деле создание научно-фантастических произведений с их традиционными экскурсами в будущее и придумыванием необычных технологий не противоречит исламскому вероучению, что и доказывается успехами арабоязычной фантастики.

  • Андрей Шугаев. Об опыте чтения книги с открытками в руках. Читая роман Альфонса Доде «Тартарен из Тараскона», автор-филокартист поразился тому, как удивительно соответствуют впечатления писателя о путешествии по Алжиру в 60-е годы XIX столетия сюжетам почтовых открыток из тех же мест, изданных сорок лет спустя.

  • Антонина Захарова. Заварить кашу в Лаосе. На обед — клейкий рис, томлённый в молодом стволе бамбука, на ужин — снова клейкий рис, к нему грибной суп и салат из папоротника. Клейкий рис в Стране миллиона слонов является основной едой.

  • Николай Листопадов. Наследники апостола Фомы. Празднование столетия основания католиката Маланкарской православной сирийской церкви в Индии проходило в Ченнаи. Здесь хранятся мощи св. Фомы, принесшего христианство на полуостров Индостан.

  • Рахимидин Захари. Шаман Пак Да Мегат. Рассказ современного малайского писателя в переводе Виктора Погадаева сопровождается фоторепортажем о шаманской мистерии в Куала-Лумпуре.

В рубрике «Orientnet» рассказывается о фруктах, являющихся национальными символами стран Востока.

http://www.orient.rsl.ru/ru/magazine/content/2013/n1

Tags: Восток, журналы
Subscribe

promo philologist january 5, 18:18 2
Buy for 100 tokens
Вихров А.Н. Наполеон. Жизнь и судьба. - Москва: Аякс-Пресс, 2021. - 504 с.: ил. Купить книгу: https://www.labirint.ru/books/783822/ Аннотация: Книга создана по мотивам выставки, посвященной 250-летию со дня рождения Наполеона Бонапарта. Она проходила в Москве и была организована на основе…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments