Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Выставка - Премудрость Астреи. Памятники масонства XVIII - первой трети XIX века в собрании Эрмитажа

Премудрость Астреи. Памятники масонства. XVIII - первой трети XIX века в собрании Эрмитажа
Пикетный зал (195)
18 мая 2013 - 1 сентября 2013

2
Знак ложи Пламенеющей звезды (?). Начало XIX в.

18 мая в Государственном Эрмитаже открылась выставка "Премудрость Астреи", представляющая более четырехсот памятников XVIII-первой трети XIX века, раскрывающих культурное, историческое и художественное значение такого неизвестного широкой публике явления как масонство.

Среди представленных памятников – подлинные предметы масонских обрядов и ритуалов, отечественная и переводная литература, раскрывающая "истинную мудрость" Братства Вольных каменщиков, портреты идеологов и наиболее известных деятелей этого общественного движения. Отдельные разделы посвящены разнообразной масонской символике, нашедшей отражение в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, поэзии, музыке, архитектуре.

2
Ковер масонский. Конец XVIII в.

Общественно-философское движение франкмасонства (фр. franc macon – вольный каменщик) распространилось по всей Европе в первые десятилетияXVIII столетия. В начале 1730-х годов при содействии масонских миссионеров из Англии Дж. Филипса и Дж. Кейта в Петербурге появились первые ложи, объединившие различные социальные группы – аристократию, дворянство, купечество и даже членов императорской семьи. Основные идеи этих лож, или тайных обществ, были сконцентрированы вокруг просветительской философии и практической филантропии, их конечной целью было возвращение утраченного "Златого века богини Астреи" – века всеобщей Справедливости и Законности. Вместе с орденской структурой в Россию из Англии были привнесены масонская знаковая атрибутика и обрядность: фартуки, перчатки, передники, лопаточка, молоток, циркуль, ватерпас, 24-дюймовый масштаб, чертежная доска и другие.

В годы правления императрицы Елизаветы Петровны вольными каменщиками становились представители аристократии и дворянства. В открытой с разрешения правительства в Петербурге около 1750 года ложе Молчаливости (она же Скромности) должность великого мастера исполнял конференц-министр Р.И. Воронцов. В 1762 году в эту ложу вступил Петр III. В середине XVIII века среди желающих вступить в масонство было немало представителей военной элиты: А.В. Суворов, М.И. Кутузов. На выставке можно увидеть редкое изображение Суворова почти в домашней обстановке: в правой руке он держит фрагмент цепи, означающей крепость мирового Братства.

Атмосферу разыгрываемых в ложах мистерий передает демонстрируемая на выставке гравюра из альбома французского издания, известного в России с 1740-х годов. На ней зафиксирована сцена приема в третью масонскую степень, иллюстрирующая главную идею масонства – рождение через смерть нового усовершенствованного человека. Аллегории и символы открывались Вольным каменщикам по мере перехода из степени в степень. Для усвоения знания масонам вместе с рукописными поучениями выдавали рисованные образцы ковров с символическим изображением базового набора идей масонского миросозерцания.

2
Знак одной из военно-походных лож. Начало XIX в.

Особого размаха увлечение масонством высоких степеней получило в эпоху Просвещения. В начале царствования Екатерина II даже объявила себя покровительницей масонства. В конце 1770-х годов из Германии был заимствован союз Злато-Розового Креста. Основными заветами розенкрейцеров были самопожертвование и усовершенствование общества через практические таинства, наследованные древними алхимиками. Их внешним символом была Роза на Кресте и пеликан, кормящий своей кровью птенцов. Эта система процветала в Москве под руководством Н.И. Новикова, наладившего широкую издательскую деятельность по распространению духовно-нравственной литературы. В 1780-х годах в России получил распространение ритуал Великого Востока Франции, в символике которого появились образы искусства Древнего Востока и античности: египетские пирамиды, фигуры сфинкса, цветы лотоса, греческие храмы-ротонды. Тогда же А. Калиостро предпринял неудачную попытку возглавить в России крайне мистическое направление масонства, изучавшее каббалу.

К числу символических предметов масоны относили целый ряд музыкальных инструментов. В эрмитажном собрании представлены флейта и скрипка, а также шкатулка с записями масонской музыки. Особый интерес в контексте музыкальной темы представляет мебель петербургского дома графа М.Ю. Виельгорского – стол и кресла карельской березы, украшенные металлическими накладками в виде лир и масонских знаков.

2
Запон мастера. Конец XVIII в.

В XVIII веке у масонов было обыкновение дарить друг другу свои портреты как залог братской верности. На выставке представлены портреты людей, сыгравших значительную роль в истории российского масонства. В портретах И.П. Елагина (лидер масонского движения в Петербурге), Р.И. Воронцова и З.Г. Чернышева обращают на себя внимание такие аксессуары, как шнуры с кафинскими узлами, часы-ротатор с акцентом на символическое число XII и свитая в кольцо змея.

Расцвет русского масонства начинался в 1782 году, когда Россия была признана самостоятельной VIII Провинцией масонского мира с собственным верховным правлением – Капитулом. Однако французская революция, большое количество "посвященных" русских и их тайные собрания изменили отношение Екатерины II к Ордену: в 1792 году было введено запрещение на работу всех лож, Н.И. Новиков был посажен в Шлиссельбургскую крепость. Наследник императрицы, вступивший в Орден, освободил из крепости Н.И. Новикова и вернул из ссылки опальных Вольных каменщиков. В 1802 году стала действовать по французскому обряду ложа Соединенных друзей, членами которой числились великий князь Константин Павлович, В.Л. Пушкин, К. Кавос. Девиз этой ложи – "Сила в единстве" ("Les Amis Reunis") – можно найти на печати композитора М.К. Огиньского, представленной в экспозиции.

2
Плакетка фигурная. Конец XVIII - начало XIX в.

В условиях военных кампаний начала XIX века военно-походные ложи наряду с ритуальными работами пытались организовать заботу о раненых, больных, вдовах. Тогда же открылась ложа Александра к военной верности, знаком которой была принята пятиконечная звезда с профилем императора. На медали в память Отечественной войны 1812 года ее автор-масон Ф.П. Толстой поместил главный масонский символ – всевидящее око в сияющем треугольнике. Этим же знаком, выгравированным на крупном кристалле горного хрусталя, был украшен поднесенный Александру I триумфальный венок. В полузакрытой обстановке лож Ордена оформились общества, подготовившие восстание 14 декабря 1825 года. На выставке показан уникальный комплекс предметов, собранных во время следствия над декабристами, 122 из которых были членами масонских лож. Так, выточенное из камня сердце с гравированным гербом рода Пущиных принадлежало Вольному каменщику преддекабристской поры П.С. Пущину. Запон белой замши с лопаточкой и белые перчатки происходят из следственного дела К.Ф. Рылеева. Несмотря на запрещение обществ высочайшими указами Александра I и Николая I ложи продолжали собираться вплоть до 1830-х годов, о чем свидетельствуют представленные на выставке гравированные листы Ф.П. Толстого и Н.И. Уткина.

Ценное наследие масонских предметов-символов поступило в Эрмитаж в 1920-х годах из национализированных личных собраний графини С.Д. Толь, князей Юсуповых, дома графов Виельгорских, петербургского архитектора А.И. Гальнбека, а также из богатейшей частной коллекции псковского купца Ф.М. Плюшкина. В 1930-х годах это собрание было дополнено из расформированного Общества любителей древней письменности, Фонтанного дома графов Шереметевых и библиотеки Строгановского дворца. В 1937 году в Эрмитаж попала коллекция масонских редкостей известного иваново-вознесенского промышленника Д.Г. Бурылина. В результате пополнения коллекции мемориальными предметами из различных источников в настоящее время эрмитажное собрание представляется одним из самых крупных как по численности, так и по разнообразию памятников, связанных с основными системами масонства, практиковавшимися в России в XVIII – первой трети XIX века.

2
Табакерка. XVIII в.

Кураторы выставки – Ирина Николаевна Уханова и Галина Алексеевна Миролюбова, ведущие научные сотрудники Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (Санкт-Петербург, 2013), предваряемый вступительным словом Генерального директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского, статьи для которого подготовили Г.А. Миролюбова и И.Н. Уханова, М.А. Добровольская и Л.И. Добровольская, И.Б. Гогулина, В.Ю. Матвеев.

http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/2013/hm4_1_331.html


Tags: Эрмитаж, выставка, масонство, музеи, эзотерика
Subscribe
promo philologist december 1, 15:14 5
Buy for 100 tokens
Беседа публициста Николая Подосокорского с губернатором Новгородской области Андреем Никитиным. Андрей Сергеевич Никитин родился в 1979 году в Москве. Он - кандидат экономических наук. В 2011-2017 гг. - генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов. В…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments