Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

“Автопортрет слепого”: что за рамой? НАВАРИСТАЯ УХА АЛЕКСАНДРА РЫБАЛКИ

НАВАРИСТАЯ УХА АЛЕКСАНДРА РЫБАЛКИ

avtop997 (Medium)

В наш быстротекущий век трудно найти время для чтения романов. Ну максимум полчаса перед сном. Через неделю такого чтения вы забываете, с чего все началось, кто такая Анна Каренина и что именно смешалось в доме Облонских

Александр ХАЙКИН

Поэтому предпочитаю короткие рассказы. Такой рассказ можно прочесть перед сном или в общественном транспорте, а если не понравится – перелистнув пару страниц, перейти к следующему. Этим меня поначалу и привлек сборник детективных рассказов Александра Рыбалки “Автопортрет слепого”, вышедший в израильском издательстве “Млечный путь”.

В этом сборнике автор един в трех лицах. Часть рассказов написана от имени Удо Ван-Везена, часть будто бы принадлежит перу (вернее, клавиатуре) Мориарти Крэйга, а кое-что Рыбалка публиковал ранее в газете “Новости недели” под собственной фамилией, означающей по-украински “рыбак” (что объяснимо для уроженца Одессы). Скажу сразу – в стремлении заинтересовать читателя автор сварил наваристую уху и приправил ее таким количеством специй, что в виде романа это читать было бы весьма затруднительно. Тут вам и тайные общества, и вампиры, и хасиды, и Ку-Клукс-Клан, и маньяки… Но, поскольку речь идет об отдельных рассказах, то от одного до другого мозг вполне может отдохнуть. Зато от чтения каждого – не оторветесь.

Удо Ван-Везен, по воле автора, – классик голландской детективной литературы, по стилю, надо сказать, напоминающий классика бельгийского детектива Жана Рэя. В сборник вошла полная серия “Хроник Вальдецкого княжества”, а также рассказы из серий “Инспектор Лимбург” и “Слепая Фемида”.

Итак, хроники (реально существующего) Вальдецкого княжества эксплуатируют классическую детективную схему: два сыщика – динамичный и статичный. Арчи Гудвин и Ниро Вульф, к примеру. Один бегает, добывая информацию, второй ее обдумывает. Статичный сыщик может быть толстяком (как Ниро Вульф), заключенным (как Ганнибал Лектор) и даже давно мертвым, как в фантастических романах Терри Прачетта. Рыбалка нашел оригинальную схему: в качестве динамичного сыщика выступает полицмейстер княжества (бывший часовщик, понимающий, “как друг за друга зацепляются колесики”); сыщик малоподвижный – сам князь Вальдецкий, к которому стекается информация. Действие происходит в одном из немецких княжеств перед Первой мировой войной. Да и выглядит это как стилизация под “романы-фельетоны”, популярные в то время (Ник Картер, Нат Пинкертон и т.п.).

Рассказы из серии “Инспектор Лимбург” перемещают нас в довоенную Голландию. Распутыванием жутковатых историй здесь занимается местный аналог Мегрэ, в то время как в серии “Слепая Фемида” – слепой же сыщик, что представляется интересным ходом: ведь читателю приходится догадываться о подоплеке событий “с завязанными глазами”.

Серия “Интернетовский сыщик”, которую автор начал еще на заре широкого распространения интернета, помнится, имела в Израиле большой успех. Мориарти Крэйг, автор и главный герой этих рассказов, одним из первых ввел в литературу понятие гипертекста – когда для получения полной картины литературного произведения читателю хорошо бы прогуляться по адресам сайтов, упомянутых в рассказе.

Мориарти Крэйг – уроженец Лондона, профессиональный хакер, бывший рейнджер, живущий неподалеку от тель-авивских трущоб. Свои расследования он проводит за компьютером, только изредка выходя из виртуального мира, чтобы схлестнуться с представителями тайных сект или агентами ФБР. Ранние расказы этой серии сегодня устарели, поскольку с тех пор интернет сильно изменился, поэтому Рыбалка включил в сборник истории о путешествиях Крэйга: “Завтрак в кафе Греко”, “Обед у миссис Хадсон”, “Ужин на вилле Боргезе”, а также “Зеленый час”, связанный с культурой употребления абсента в Париже.

Кроме этого, в сборник вошла старая повесть Мориарти Крэйга “Остров вампиров”. На мой вкус, в ней многовато драк и вообще жестокости – это скорее присуще не английскому, а американскому детективу. Автор (надеюсь, не сам Александр Рыбалка, а его alter ego Мориарти Крэйг) весьма непостоянен в личной жизни и в каждом крупном рассказе заводит себе новую подругу. К счастью, самая ужасная история – “Сексуальная травма”, в свое время напечатанная в журнале “Квазимодо”, – в сборник не вошла. Так что “Автопортрет слепого” можно смело давать читать подросткам.

В сборник включены всего два рассказа, написанные автором от своего имени и принадлежащие серии про инспектора Лернера – “Инспектор и Душегуб” и “Инспектор и Ку-Клукс-Клан”. Лернер, сотрудник нью-йоркской полиции (еврей, как можно понять по фамилии), помогает в расследовании дел, связанных с ультраортодоксальной общиной Вильямсбурга. Хасидскую жизнь Рыбалка знает до тонкостей, так что читателям гарантировано погружение в малознакомый мир. А любитель американской фантастики без труда уловит связь между маньяком по прозвищу Душегуб, которого поймал инспектор Лернер, и Душегубом из “Вина из одуванчиков”, которого так и не удалось поймать шерифу напуганного городка на Среднем Западе.

В целом “Автопортрет слепого” вполне может занять достойное место на полке даже весьма взыскательного любителя детективов. Особенно если читать сборник понемногу – по рассказику-другому в день.

avtop997a (Medium)

Александр Рыбалка и замглавреда газеты “Новости недели” Пётр Люкимсон


Полностью здесь: http://isrageo.wordpress.com/2013/05/31/avtop992/

Tags: Рыбалка, книги, литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo philologist january 5, 18:18 2
Buy for 100 tokens
Вихров А.Н. Наполеон. Жизнь и судьба. - Москва: Аякс-Пресс, 2021. - 504 с.: ил. Купить книгу: https://www.labirint.ru/books/783822/ Аннотация: Книга создана по мотивам выставки, посвященной 250-летию со дня рождения Наполеона Бонапарта. Она проходила в Москве и была организована на основе…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment