Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Петр Сафронов. Высшее образование: что это значит?

Требование доступности высшего образования дважды ошибочно. В условиях, когда высшее образование реально уже стало всеобщим, это требование практически бессмысленно. Очевидно, российские сторонники этого принципа имеют в виду не просто доступность высшего образования, а его «бесплатность», то есть перенос расходов на государственный бюджет. Борьба за «бесплатное» высшее образование покоится, однако, на шатком концептуальном основании. Право человека на получение высшего образования отождествляется с правом на всестороннее развитие способностей личности в образовательном процессе. То есть по умолчанию предполагается, что каждый человек не только может получить высшее образование, но и обладает достаточными способностями для этого. Кроме того, в аргументации защитников доступного высшего образования смешивается процесс реализации прав человека на образование с исторически специфичными формами его институционального оформления, различающими «ступени» образования. Право на доступность высшего образования смешивается с правом на доступность университета.

2

Повсеместное утверждение идеала доступного высшего образования стало возможно, когда получение знания перестало быть трудным делом. Действительно, требовать доступа к высшему образованию можно только тогда, когда предполагается, что поступление в высшее учебное заведение фактически гарантирует получение диплома. Тем самым, подрывается значимость метафоры «ступеней» образования, которой продолжает оперировать российское законодательство: если между ступенями нет различия по степени сложности, то различие между ними приобретает горизонтальный, линейный характер простой последовательности жизненных этапов. Требование доступности неявно предполагает, что возможность поступить в университет должна обязательно соединяться с возможностью его закончить. Таким образом, наиболее доступным высшим учебным заведением оказывается то, которое не отчисляет ни одного студента в процессе обучения. Эта стратегия выглядит вполне логичной, когда мы рассматриваем высшее образование как социальный институт, гарантирующий, наряду с другими институтами, обеспечение равенства между людьми. Но возможно ли одновременно требовать от университета обеспечивать равенство людей и содействовать развитию интеллектуальных способностей личности?

Петр Сафронов
Читать полностью: http://gefter.ru/archive/8938

Tags: вузы, образование
Subscribe

promo philologist january 5, 18:18 2
Buy for 100 tokens
Вихров А.Н. Наполеон. Жизнь и судьба. - Москва: Аякс-Пресс, 2021. - 504 с.: ил. Купить книгу: https://www.labirint.ru/books/783822/ Аннотация: Книга создана по мотивам выставки, посвященной 250-летию со дня рождения Наполеона Бонапарта. Она проходила в Москве и была организована на основе…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments