
Повсеместное утверждение идеала доступного высшего образования стало возможно, когда получение знания перестало быть трудным делом. Действительно, требовать доступа к высшему образованию можно только тогда, когда предполагается, что поступление в высшее учебное заведение фактически гарантирует получение диплома. Тем самым, подрывается значимость метафоры «ступеней» образования, которой продолжает оперировать российское законодательство: если между ступенями нет различия по степени сложности, то различие между ними приобретает горизонтальный, линейный характер простой последовательности жизненных этапов. Требование доступности неявно предполагает, что возможность поступить в университет должна обязательно соединяться с возможностью его закончить. Таким образом, наиболее доступным высшим учебным заведением оказывается то, которое не отчисляет ни одного студента в процессе обучения. Эта стратегия выглядит вполне логичной, когда мы рассматриваем высшее образование как социальный институт, гарантирующий, наряду с другими институтами, обеспечение равенства между людьми. Но возможно ли одновременно требовать от университета обеспечивать равенство людей и содействовать развитию интеллектуальных способностей личности?
Петр Сафронов
Читать полностью: http://gefter.ru/archive/8938
Journal information