Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Князь Валахии Влад III. Из национальных героев в вампиры

Дракула - вампир, который восстает из могилы после захода солнца и преследует новых жертв, чтобы напиться их крови. Спустя сто лет после его рождения в романе Брэма Стокера исследователи пытаются расшифровать, что скрывается за этим мифом.

2

Хайко Хауманн (Heiko Haumann), профессор Базельского университета, не является специалистом-вампирологом. В круг его научных интересов входит история Восточной Европе и настоящее время. Он опубликовал несколько книг по истории евреев Восточной Европы и Советского Союза. Но в 2011 году вышла его работа «Дракула - жизнь и легенда», посвященная валашскому князю Владу III (1431 – 1476 гг.). Он был также известен под именем Цепеш («Колосажатель»), поскольку расправлялся с врагами и подданными, сажая их на кол. Эта фигура и вдохновила ирландского писателя Брэма Стокера на изображение в своем романе вымышленного персонажа - графа Дракулы.

swissinfo.ch: Кто же, по-Вашему, был этот Дракула?

Хайко Хауманн: Это была реальная историческая фигура - князь Валахии Влад III. Дракула. Он был воеводой, то есть, выражаясь современным языком, военным лидером, и одним из принцев Валахии. Во время хаоса 15-го века он боролся за независимость своей страны против Османской империи на западе, а на востоке - против венгерского короля, который владел Трансильванией.

Валахия была буферным государством. Дракула хотел укрепить ее экономически, сломить власть дворянства и наращивать военную силу для защиты независимости. Его военные походы против Османской империи часто были весьма успешными. На какое-то время он взял на себя роль на Западе лидера в борьбе против Османской империи.

swissinfo.ch: Почему существует так мало конкретных свидетельств о существовании Дракулы, за исключением нескольких сообщений и средневековых миниатюр?

Х.Х.: Возможно, это было характерно для той эпохи. Существуют некоторые документы, но к сожалению, не рукописные; а также некоторые косвенные венгерские и османские источники. Вполне возможно, что прямые доказательства существования Дракулы были уничтожены во время многочисленных войн той эпохи.

swissinfo.ch: Сажание на кол и другие жестокие виды казни были обычным делом для того времени. Что же было такого в Дракуле, что эта персона вдохновила писателя Брэма Стокера?

Х.Х.: Хотя у нас не хватает источников, можно сказать, что сажание на кол в те времена - и в Османской империи, и во всем западном мире, вплоть до Папы римского - было распространенным наказанием. Из массы исторических документов некоторые вообще не говорят о сажании на кол, в то время как другие очень ярко доказывают, что такой вид казни имел место, и подчеркивают чрезвычайно кровожадный характер Дракулы.

Есть свидетельства, рассказывающие, что ел и пил на месте казни, в то время как посаженные на кол истекали кровью и умирали. Возможно, данный документ и правдив, хотя я все-таки отношусь к тем, кто считает, что он был составлен «по заказу» венгерского короля – Матьяша Корвина. Он хотел не только дискредитировать Дракулу, но и ослабить его, поскольку тот был для него соперником в борьбе между христианским Западом и Османской империей.

swissinfo.ch: Поговорим о современниках Дракулы. Вы упомянули венгерского короля Матьяша Корвина. Еще один его современник, князь Скандербег, - национальный герой Албании. Какова роль Дракулы как исторической фигуры в Румынии?

Х.Х.: Может, Дракула для румын и не так важен как для албанцев Скандербег, однако его бюст можно видеть вместе с бюстами с других национальных героев в мэрии Бухареста. Он однозначно относится к великим героям этих земель, потому что он боролся против османов. По традиции, в Румынии его представляют не чудовищем, а лидером, который боролся за то, чтобы объединить свою страну и защитить её от внешних врагов.

swissinfo.ch: Что же думают румыны по поводу того, что на Западе Дракула представлен как вампир?

Х.Х.: Большинство румын не принимает эту коммерциализацию образа Дракулы как кровожадного монстра или даже вампира, как в романе Брэма Стокера. Несколько попыток устроить в Румынии тематические парки развлечений провалилось из-за протестов населения. Для них Дракула является национальным героем и не имеет ничего общего с широко распространенным образом Дракулы-вампира.

swissinfo.ch:Сохранилась ли народная вера в вампиров в Румынии и других восточно-европейских странах?

Х.Х.: Да, в самых разных областях люди до сих пор верят, что мертвецы возвращаются из потустороннего мира. Это многовековая народная вера в то, что люди, с которыми у тебя при их жизни был конфликт, после смерти к тебе вернутся, чтобы отомстить. В это верят до сих пор кое-где в Сербии, Словакии и других европейских странах.

swissinfo.ch:Очень обобщая, вы можете сказать, как исторический Дракула «стал вампиром»?

Х.Х.: На самом деле, это всё роман Брэма Стокера. Благодаря тогдашним средствам массовой информации уже с середины XVIII века сообщения о вампирах были очень популярны в Южной и Восточной Европе. В них говорилось о вампирах, которые лежа в гробу, все еще сохраняли свежую кровь на губах. В литературе, однако, никогда не соединяли эти образы с Дракулой. Примерами являются произведения Гете, Э.Т.А. Гофмана, а также русских писателей этого времени. Брэм Стокер провел эту связь во второй половине ХIХ века, когда первые женщины-вампиры Восточной Европы появились в английской готической литературе.

swissinfo.ch: Как это случилось?

Х.Х.: Он узнал об историческом факте существования этого кровожадного князя, и использовал его только в одном рассказе, а позднее и в романе. Мы можем сказать, что он является создателем этого образа. Он знал Румынию только по книгам, что-то ему сообщали друзья. Известно, что он много читал в Британской библиотеке.

swissinfo.ch: Почему Дракула вдруг стал так популярен?

Х.Х.: Конечно, повлиял успех романа. Но главный вклад в его популярность внесли, безусловно, фильмы.

swissinfo.ch: А сегодня есть вампиры? Среди любителей готики или последователей стиля «блэк металл» в музыке?

Х.Х.:Независимо от готики и металла есть в различных частях мира люди, которые верят в вампиров, лучше сказать, в воскрешение мертвых. Есть те, кто носит типичное для вампиров одеяние, кто называет себя вампиром, кто даже пьет кровь, хотя на самом деле они совершенно безобидные. А есть и современные вампиры, которые используют Интернет, чтобы влиять на других людей, подпитываться их энергией. Это тоже своего рода вампиризм, и таких людей я бы назвал «интернет-» или «психовампирами».

Александр Толе (Alexander Thoele), swissinfo.ch
Перевод с немецкого и адаптация: Надежда Капоне

http://www.swissinfo.ch/rus/detail/content.html?cid=36141766

Tags: Румыния, вампиры, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo philologist january 5, 18:18 2
Buy for 100 tokens
Вихров А.Н. Наполеон. Жизнь и судьба. - Москва: Аякс-Пресс, 2021. - 504 с.: ил. Купить книгу: https://www.labirint.ru/books/783822/ Аннотация: Книга создана по мотивам выставки, посвященной 250-летию со дня рождения Наполеона Бонапарта. Она проходила в Москве и была организована на основе…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment