Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

"Тициан — первый современный художник"

Елена Пушкарская беседует с искусствоведом Джованни Карло Федерико Виллой



К нам едет Тициан: 27 июня в ГМИИ им. Пушкина открывается первая в России масштабная экспозиция шедевров великого итальянца, которого еще при жизни называли "королем живописи" и "живописцем королей"

В том, что любой музей мира позавидовал бы такой экспозиции, куратор нынешней московской выставки Джованни Карло Федерико Вилла не сомневается. Кроме, улыбается он, Рима, где в "Квиринальских конюшнях", одной из престижнейших выставочных площадок Рима, только что завершилась не менее масштабная экспозиция великого венецианца. О том, почему выставки Тициана — событие, которое нельзя пропускать, Джованни Вилла рассказал "Огоньку".

— Вообще-то на этот вопрос исчерпывающе ответил в XIX веке француз Эжен Делакруа: "Все мы кровь и плоть Тициана",— написал он в своем дневнике. Это так: все художники, жившие после этого великого венецианца — Рембрандт, Веласкес, Рубенс, Гойя, а также Гоген и Сезанн,— в своем творчестве отталкивались от его наследия. Тициан (1488-1576) оказал на искусство, вплоть до кубизма, больше влияния, чем кто-либо. Не зря Сезанн говорил: если бы он должен был спасти единственного в мире художника, он бы спас Тициана. Для восприятия живописи XIX и XX веков важно уяснить для себя то, что именуется "явлением Тициана".

— Так в чем же его новаторство?

— Прежде всего это находки в области света и цвета. Тициан первым поместил свои персонажи — будь то священные образы или земные портреты — внутрь пейзажа, превратив его как бы в сцену, а также связал пейзаж светом и тенью с состоянием души своих персонажей. Он показал, как композиция и цветовые решения позволяют передавать самые сложные движения души, самый сложный характер. А еще он был великим интерпретатором эпохи: создал целую галерею исторических персонажей первой половины XVI века, портреты которых воссоздают не только статус, но и ухватывают их суть, психологию. В этом смысле Тициан — первый современный художник.

Историк искусства Родольфо Паллуккини называл Тициана мостом, соединившим две цивилизации,— Аристотеля и Шекспира. Эволюция творчества Тициана дает возможность понять, как он прокладывал этот путь от воспевавших античность Микеланджело и Рафаэля к эпохе барокко.

Читать полностью: http://www.kommersant.ru/doc/2209003

Tags: Тициан, искусство
Subscribe

promo philologist январь 5, 18:18 2
Buy for 100 tokens
Вихров А.Н. Наполеон. Жизнь и судьба. - Москва: Аякс-Пресс, 2021. - 504 с.: ил. Купить книгу: https://www.labirint.ru/books/783822/ Аннотация: Книга создана по мотивам выставки, посвященной 250-летию со дня рождения Наполеона Бонапарта. Она проходила в Москве и была организована на основе…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments