Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Субиракс VS Гауди (Фасад Рождества и Фасад Страстей Temple de la SAGRADA FAMILIA)

Оригинал взят у sergeyurich в Субиракс VS Гауди (Фасад Рождества и Фасад Страстей Temple de la SAGRADA FAMILIA)

Однажды у Гауди спросили:
- Кому нужна настолько кропотливая работа над крестами колоколен? Ведь они так высоко, что их никто не увидит!
На что архитектор ответил:
- Ими будут любоваться ангелы!




Эта статья посвящена не храму Святого Семейства в целом (он заслуживает целой монографии), а как должно быть понятно из ее заглавия, своего рода "соревнованию" двух архитекторов - Антони Гауди-и-Корнета (1852-1926), признанного гения архитектуры мирового уровня, и Жузепа-Мария Субиракса (1927-2010), которого все чаще называют "наследником творческого гения Гауди". Кстати, обратите внимание на даты смерти Гауди и рождения Субиракса. Не правда ли, в том что между ними всего год разницы, есть некий символизм?

Великолепный Фасад Рождества храма Святого Семейства - одна из немногих частей этого грандиозного сооружения, которую Гауди успел полностью закончить до своей трагической гибели (кроме фасада, им были также завершены первая из колоколен - башня Святого Варнаввы, неоготическая апсида и часть паперти, соответствующая порталу Святой Девы Розария, и крипта, в которой Гауди и был погребен). Фасад Рождества - кульминация гаудианской "Саграды Фамилии". Он образован тремя изобилующими скульптурой порталами, символизирующими христианские добродетели - Веру, Надежду и Милосердие - в реалистичной, скорее наглядной, нежели художественной, форме иллюстрирующими житие Христа.
Верхняя часть главного портала Фасада Рождества со сценой Венчания Святой Девы:


Сцена Обручения Марии и Иосифа:


Сцена Рождения Иисуса:


Иисус и книжники:


В центре видны фигуры трубящих ангелов, возвещающих Рождение Иисуса:


Высоко над порталом вознеслось символизирующее Церковь и ее паству кипарисовое дерево в окружении птиц, олицетворяющих души праведников. Дерево увенчано характерным для творчества Гауди крестом, над которым - символ Святого Духа - парящий голубь:



Расположенный с противоположной стороны храма Фасад Страстей, задуманный как изображение сцен Распятия Христа, был спроектирован Гауди в 1911 г., но его сооружение было начато спустя много лет после смерти автора - лишь в 1952 г. Скульптурное оформление этого фасада в 1986 г. заказали выдающемуся каталонскому архитектору, скульптору и искусствоведу Жузепу-Мария Субираксу.
Субиракс долго, в течение года, прежде чем приступить к работе, изучал архитектурное наследие своего предшественника Гауди, вернее то, что от этого наследия осталось. Дело в том, что в годы испанской Гражданской войны при пожаре были утрачены многие чертежи и гипсовые макеты, хранившиеся в мастерской архитектора, расположенной на строительной площадке храма. Однако Субиракс не стал слепо копировать стиль, в котором Гауди выполнил свой Фасад Рождества. Вместо плавных, текучих форм, характерных для всего модернистского творчества Гауди, и барочной пышности внешнего оформления Фасада Рождества, Субиракс при работе над Фасадом Страстей применил свой излюбленный художественный стиль - кубизм.
Распятие Христа:


Сцена Снятия с Креста:




Оформление Колоколен-башен, обрамляющих Фасад Страстей. Апостолы:



Впрочем, это не было противопоставлением себя Гауди или, тем более, отрицанием его наследия.
Обратите внимание на фигуры стражников в этой скульптурной композиции:

Разве не напоминают они вам оформление дымовых труб на крыше-асатее Casa Mila?
Субиракс, скорее, своими жесткими и резкими, угловатыми кубическими формами стремился противопоставить светлому и радостному Рождеству Христову всю глубину боли и страдания, сопровождающих Страсти Господа, также, возможно, всю ту жестокость человеческой истории, которую принесением себя в жертву стремился искупить Иисус, но продолжающуюся и после Жертвоприношения.
На мой взгляд агностика, Субираксу это удалось в полной мере. Впрочем, в отличие от глубоко верующего Гауди, Субиракс был убежденным атеистом, что отнюдь не мешало ему творить на религиозные темы. И работа над Фасадом Страстей не является единственным таким примером. Подтверждением сказанному может являться изваяние Святого Георгия, установленное в священном для каждого каталонца месте - монастыре Монсеррат и выполненное скульптором в присущем ему кубическом стиле.
Святой Георгий:

Не правда ли, здесь легко узнается творческая рука Субиракса, которую почти невозможно с чем-либо перепутать?
Интересно, кстати и то, что задолго до рождения Субиракса, в 1900 г. Гауди начал работать над созданием скульптурной аллегории Первого Таинства для монастыря Монсеррат, но вынужден был оставить эту работу из-за разногласий с художественным комитетом. А вот Субиракс, спустя много лет после смерти Гауди свою работу в монастыре закончил. Так еще раз пересеклись творческие судьбы двух каталонских творцов - Гауди и Субиракса.

"Разностилье" храма Святого Семейства, в котором, на мой взгляд, гармонично сочетаются неоготика, барокко, модернизм, кубизм и абстракционизм, как я полагаю, одна из наиболее интересных отличительных черт этого выдающегося архитектурного произведения. И, безусловно, в этом заслуга как Гауди, так и его "наследника" Субиракса.

Храм Святого Семейства не является собором, как его часто ошибочно называют. Как известно, Кафедральный собор Барселоны - Собор Святой Эулалии, строительство которого началось еще в 1289 г., а закончилось только в 1913 г. (вообще, это характерно для  большинства готических шедевров, которые, как правило, строились на протяжении столетий).
Главный портал и главная башня Собора Святой Эулалии, выполненные в готическом стиле именно в начале ХХ в.:




В этой связи уместно вспомнить остроумный ответ Гауди на вопрос о том, почему затягивается строительство храма (он строился почти исключительно на пожертвования, в сборе которых не раз был вынужден участвовать и сам архитектор): "Мой заказчик, - сказал Гауди, имея в виду Господа, - не торопится!".
Но все же, я бы назвал "Саграду Фамилию" собором, причем, Главным Собором XX века! А может быть и XXI-го (ведь его обещают закончить только к 2026 г., т.е. к 100-летию смерти Гауди).
Строительство продолжается:






Примечание.
Данная статья имеет исключительно субъективный характер, т.к., основана, прежде всего, на моих впечатлениях о храме Святого Семейства и работах Гауди и Субиракса. Она ни в коем случае не претендует на некую "истину в последней инстанции". Кроме собственных впечатлений для уточнения некоторой информации, в основном хронологии, я воспользовался книгами испанского издательства "Escudo de Oro", специализирующегося на туризме: "Весь Гауди" и "Вся Барселона" (кстати, рекомендую!). Все фотографии самостоятельно сделанные в 2012 г. (без дополнительной обработки, т.е. фотошопа, поэтому прошу прошения за отсутствие слишком ярких красок, впрочем для Храма Святого Семейство они и не к чему),

Сергей Воробьев.
13.06.2013.
Tags: Гауди, Испания, архитектура
Subscribe

promo philologist january 5, 18:18 2
Buy for 100 tokens
Вихров А.Н. Наполеон. Жизнь и судьба. - Москва: Аякс-Пресс, 2021. - 504 с.: ил. Купить книгу: https://www.labirint.ru/books/783822/ Аннотация: Книга создана по мотивам выставки, посвященной 250-летию со дня рождения Наполеона Бонапарта. Она проходила в Москве и была организована на основе…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments