Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

CHRAM Sv. VITA . История строительства (1344 - 1929 гг.)

Оригинал взят у sergeyurich в CHRAM Sv. VITA . История строительства (1344 - 1929 гг.)

  Эта статья, посвященная истории строительства одного из прекраснейших архитектурных памятников мира - Собора Святого Вита (полное название: Katedrala svateho Vita, Vaclava i Vojtecha), надеюсь, будет полезна всем тем, кто, как и я, любит красавицу Прагу, интересуется ее историей и историей архитектуры.

Вид на Собор Святого Вита со смотровой площадки Башни Староместской ратуши:





      Предыстория

      В 925 г. чешский князь Вацлав повелел на высоком холме на левом берегу Влтавы построить ротонду, посвященную Святому Виту - римскому великомученику первых веков христианства (убит в 303 г. в семилетнем возрасте), которого князь почитал как своего небесного покровителя. Это небольшое строение дороманского периода, в котором после злодейского убийства погребли и самого Вацлава, в 1060 г. было заменено новой трехдневной базиликой с двумя хорами. А в 1344 г, молодой амбициозный король Чехии Карл IV, мечтавший о превращении своей столицы в красивейший город Европы, задумал построить на этом месте главный собор города и всей страны.

     Первый этап строительства - 1344 - 1419 гг.; 1556 - 1593 гг.

      Для строительства нового кафедрального собора Пражского архиепископства король пригласил работавшего при дворе папы Римского в Авиньоне фламандского архитектора Матье из Арраса.

Историческая справка: Матье д'Аррас (1290-1352 гг.). О нем известно очень немного. Архитектор познакомился с Карлом IV в Авиньоне в 1341 г., где король Карл - одновременно еще и император Священной Римской империи, был вынужден часто бывать по вопросам общеевропейской политики. Кроме собора Святого Вита, Матье Арасский принимал участие в строительстве Тынского храма на Староместской площади и, по некоторым сведениям, замка Карлштейн. Первый архитектор собора был похоронен именно в нем.

      Фламандский архитектор разработал первоначальный проект костела в стиле ранней французской готики, взяв за образец кафедральные соборы Тулузы и Нарбонны, и в 1344 г. заложил фундамент храма. За 12 лет работы над ним, Матье д'Аррас успел построить лишь 8 аркад внутреннего хора и галереи. После смерти фламандца в 1352 г. Карл IV поручил продолжение работ по возведению храма молодому 20-летнему немецкому скульптору и архитектору Петру Парлержу.

Историческая справка: Петр Парлерж из швабского Гмюнде (1333-1399 гг.). Без шедевров этого великого архитектора, которого часто называют "отцом европейской готики", невозможно себе представить Прагу такой, какой мы ее знаем. Он является главным творцом таких пражских сооружений как Карлов мост, Собор Святой Девы Марии перед Тыном (Тынский храм), Староместская мостовая башня, а кроме того, Собора Святого Стефана в Вене, Страсбургского собора, церкви Святого Марка в Загребе и церкви Святой Барбары в Кутной Горе. Отец зодчего - Генрих Парлерж из Кельна в середине XIV в. работал вместе со своими сыновьями Михаэлем и Петром при строительстве кафедрального собора в Нюрнберге, где на будущего гения архитектуры обратил свое внимание король Карл, подыскивавший искусного мастера для главного храма своей столицы.

      Петр Парлерж приступил к работе над собором в 1353 г., в этом ему помогали старший брат Михаэль, сыновья Ян и Вацлав, а также племянники Николаус и Якоб. 44 года жизни гений готики посвятил этой своей главной работе. Он закончил хор и часть трансепты костела, а также спроектировал его центральный неф в виде крестового нервюрного свода, что являлось новым словом в архитектуре того времени.

Центральный неф Собора поражает своей гармоничное красотой и внушительными размерами (длина - 124 м., ширина - 60 м., а высота - 33,5 м.:





      Парлерж, являвшийся не только архитектором, но и выдающимся скульптором, отнесся к Собору как к архитектурно-скульптурному явлению. Поэтому Собор богато декорирован. Продолжатели дела Парлержа внимательно отнеслись к его наследию.

Горгульи:





Ангел над телом Святого Яна Непомуцкого, погребенного в Соборе (автор - И. Ф. Платцер):



      После смерти Петра Парлержа его труд продолжили сыновья, которые руководили строительством до 1419 г. При них была построена большая часть колокольни Собора и возведен временный фасад, чтобы можно было проводить церковные службы. Крытая галерея и купол в ренессансном стиле были добавлены только во второй половине XVI в.

Несколько видов колокольни, возвышающейся на 96,5 м.:









      В 1419 г. строительство было прервано начавшимися Гуситскими войнами, затем последовали страшный пожар 1541 г., разграбление храма кальвинистами в 1620 г., вандализм пруссов еще через столетие и, удар молнии в 1760 г., разрушивший единственную тогда башню. Казалось, что храм так и не будет никогда завершен.

     Второй этап строительства Собора его и завершение  (1861 - 1929 гг.)

      В 1844 г. архитектор Йозеф Краннер (1801-1871 гг.) предоставил программу окончания строительства Собора. Ее обсуждение надолго затянулось, и лишь в 1859 г. был создан строительный Союз для продолжения работ по до стройке храма, в котором ведущую роль играл его инициатор - Краннер. Им в период 1861 - 1866 гг. были проведены ремонтные работы, избавившие Собор от многочисленных барочных наслоений и восстановлен готический интерьер костела. Дальнейшие его проектные замыслы так и не были осуществлены, поскольку в 1873 г. работы по завершению кафедрального Собора возглавил имеющий собственное видение окончания строительства знаменитый архитектор Йозеф Мокер.

Историческая справка: Йозеф Мокер (1835-1899 гг.). Известен как архитектор храма Святых Петра и Павла в Вышеграде (1885 г.) и автор реконструкции Староновой синагоги (1883 г.). Но более всего Й. Мокер прославился своими работами по установке кровель в неоготическом стиле для знаменитых пражских башен: Малостранской (1874-1878 гг.) и Староместской (1879-1883 гг.) мостовых башен, колокольни Святого Йиндржиха (1878-1880 гг.), Пороховой башни (1886 г.), а также кровли Тынского храма с его угловыми башенками, которые теперь являются одним из символов Праги. Кроме того, Мокер приложил руку к реконструкции таких чешских замков как Карлштейн, Крживоклат и Конопиште.

      Йозеф Мокер практически завершил строительство Собора, приведя в полную гармонию новые архитектурные элементы с уже существующими. После смерти архитектора его работу закончил Камил Гильберт.

Башни фасада Собора, возвышающиеся над ним на высоту 72 м.:



Левая башня:



Правая башня:







Апсидная сторона Собора с многочисленными башенками и пинаклями:







Вид со стороны Третьего двора Пражского Града:



Каменные кружева:



      В 1920 г. скульптор Войтек Сушарда и великий чешский художник - всемирно известный модернист Альфонс Муха декорировали окна Собора.

Витражи работы А. Мухи:





      В 1925 - 1927 гг. розетта над главным порталом Собора была украшена Франтишеком Киселой. Диаметр ее составляет 10 м.:



      Наконец, в 1929 г., спустя тысячу лет после смерти Святого Вацлава и почти 600-летнего строительства, Кафедральный собор Святого Вита с его устремленными ввысь и типичными для чистой готики контрфорсами,
наконец-то, был завершен и предстал перед нами таким, каким мы им можем любоваться сегодня.

The end.

Сергей Воробьев.

19.06.2013 г.
Tags: Чехия, архитектура
Subscribe

promo philologist январь 5, 18:18 2
Buy for 100 tokens
Вихров А.Н. Наполеон. Жизнь и судьба. - Москва: Аякс-Пресс, 2021. - 504 с.: ил. Купить книгу: https://www.labirint.ru/books/783822/ Аннотация: Книга создана по мотивам выставки, посвященной 250-летию со дня рождения Наполеона Бонапарта. Она проходила в Москве и была организована на основе…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments