Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Фламандское барокко в Аррасе (Arras), Нор-Па-де-Кале (Nord-Pas-de-Calais)

Оригинал взят у frenchhistorian в Фламандское барокко в Аррасе (Arras), Нор-Па-де-Кале (Nord-Pas-de-Calais)

Северный французский город с прекрасными площадями, застроенными в стиле фламандского барокко.





Площадь героев - одна из двух красивейших площадей Арраса. Она была названа в 1945 году в честь участников движения Сопротивления, погибших в ходе фашистской оккупации. Она имеет более строгий архитектурный облик. Фасады выходящих на неё зданий также решены в стиле фламандского барокко, характерного для Северной Европы. Фламандское влияние на этот регион закономерно – до 12 века Аррас был собственностью графов Фландрских, а в состав французского государства город вошел лишь в середине 17 века.



Особняки примыкают друг к другу, и фасады, украшенные колоннами и перетекающие один в другой, смотрятся одной волной. Первые этажи зданий заняты магазинами и кафе. Существует традиционное разделение: на Малой площади в основном питейные заведения, а вот если хочется плотно поесть, надо возвращаться на Большую. Приятно прогуляться по галереям с аркадами. Каждую неделю по средам здесь разворачивается овощной и мясной рынок (на Большой площади по субботам продают текстиль). На южной оконечности площади находится городская ратуша с башней Беффруа.













Башня Беффруа находится на Площади героев. Высота башни чуть больше 75 метров. Башня строилась с 1463 по 1554 годы, достраивалась в 1572 и 1658 годах. Беффруа был признан историческим памятником в 1840, с 2005 он входит в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.



В декоре башни присутствуют готические элементы, есть что-то от ренессанса, что-то от эпохи Наполеона III. Архитектура Беффруа несёт на себе фламандский оттенок, не случайно искусствоведы сравнивают её с беффруа Антверпена. При Людовике XIV, окончательно присоединившим Аррас к владениям французской короны, на башне был установлен двухметровый золотой лев. Лев держит солнечный диск - в честь Короля-Солнца.



В ходе бомбардировок в Первую мировую войну диск пострадал и был заменён копией. Оригинал скульптуры выставлен в Музее изящных искусств Арраса. Пострадало и само здание. Оно было восстановлено в первоначальном облике. Правда, поменялись материалы: вместо песчаника использовали бетон. Та же судьба постигла городскую ратушу, к которой примыкает башня.



Первоначально башня использовалась как сторожевая. Она была построена на средства городской коммуны. Раньше лестница насчитывала 364 ступени. Сейчас их, к счастью, всего 43, дальше можно подняться на лифте. Сейчас в башне находится зал часов (часы с боем установлены ещё в 16 веке, реставрировались в 2000 году, бьют каждые 15 минут). Колокола Беффруа (общим числом 40) весят почти 6 тонн. В первую субботу месяца устраиваются концерты с колокольным звоном.



Ратушу пристроили к Беффруа в начале 16 века. Работы проводил архитектор Матье Мартан. Центральный зал ратуши декорирован фресками с городской символикой, в частности, здесь есть изображения крыс (крыса - главный символ Арраса с начала 14 века). Они же присутствуют в рисунке кованых балконных ограждений. Парадный зал ратуши украшают великолепные резные панели. Сейчас в здании располагается муниципальный совет и экспозиция, посвящённая истории города.





В Ратуше:



Площадь Героев с беффруа:









С беффруа открывается вид и на вторую площадь Арраса - Большую площадь, на которой стояло большое число машин и которую с земли я не фотографировал. Это одна из главных площадей города. С 11 века Большая площадь была центром торговли; в наши дни это прежде всего туристическое место. Сюда приезжают посмотреть на здания в стиле фламандского барокко, распространившегося в этом приграничном регионе под влиянием архитектурных традиций соседних стран.



На площадь выходят фасады 155 особняков, считая фасады соседней Площади героев, большая часть которых датируется 17 - 18 веками. Преимущественно они принадлежали состоятельным торговцам.



Интересны конструктивные особенности этих зданий: они имеют деревянный каркас. Постройки такого рода встречаются довольно редко. К фламандской архитектуре отсылают характерные островерхие крыши. Щипцы крыш, кстати, имеют разную высоту. Ещё один занимательный элемент декора — колонны, отделанные керамической плиткой. Колонны придают особнякам величественности. Фасады украшены вывесками, вырезанными из камня, на которых изображены колокола, шлемы, снопы зерна - в зависимости от того, чем торговал владелец. На некоторых, если приглядеться, можно рассмотреть фигурки, позволявшие отличить один дом от другого, — три петушка на номере 9, кит на 64. На нижних этажах, где раньше находись купеческие лавки, сейчас расположены кафе, магазины и картинные галереи. Под многими домами - по несколько уровней старинных винных погребов.
Некоторые дома были разрушены в ходе Первой мировой войны (Аррас находился всего в 10 км от линии фронта). Впоследствии они были реконструированы в первозданном виде. Реконструкцию развернули сразу после окончания войны, в 1918 году. Здания восстанавливали буквально камень за камнем.



В 1790 году именно на Большой площади Арраса проходил так называемый праздник Федерации (посвящённый объединению нации), предвосхитивший аналогичное событие на Марсовом поле в Париже.

Subscribe

promo philologist november 15, 07:57 2
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments