
Валерий Анатольевич Рубаков – академик РАН, главный научный сотрудник Института ядерных исследований РАН, заведующий кафедрой физики частиц и космологии физического факультета МГУ, первый заместитель главного редактора журнала «Успехи физических наук», один из самых авторитетных российских учёных: цитируемость – 9200, индекс Хирша – 44
«Прежде всего, то, как эта «реформа», а точнее, ликвидация РАН, готовилась и проводится в жизнь, говорит само за себя: честные дела так не делаются. Под ковром, без всякого обсуждения с реформируемыми учёными, сотрудниками академических институтов, в отпускное время – чтобы минимизировать реакцию научного сообщества, в течение трёх дней – с той же целью, со сплошным враньём в аргументации, с неуклюжей попыткой подкупа членов-корреспондентов: станут враз академиками, будут по 100 тысяч вместо 25-ти получать; сначала хотели и академиков купить, пожадничали...
Я не опасаюсь, а уверен: руководить новым агентством (неважно, как именно будет называться этот орган), которому будут подчиняться нынешние академические институты и всё остальное, что есть сейчас в РАН, будут «эффективные менеджеры», не имеющие ни малейшего представления о том, что такое наука. Они быстро развалят науку в стране, а она в России есть, несмотря на все заклинания.
Интерес понятен: РАН и другие государственные академии имеют сейчас довольно много имущества, надо его растащить. Пройдитесь по Ленинскому проспекту: сплошь академические институты. Через небольшое время не останется и половины. Под Москвой и в регионах земля – тоже лакомый кусок. Коррупция неизбежна. Вы о коррупции в РАН много слышали? О коррупции в агентстве услышите обязательно.
Другой аспект: РАН, по существу, единственная сколько-нибудь демократическая организация в стране – лояльная власти, но демократическая. Выборы завлабов, директоров институтов, выработка решений по научной политике учёными советами – ничего этого не будет. Не будет никакого самоуправления внутри научного сообщества. Это для нашей науки смерть.
В последнее время вроде наметился перелом с утечкой мозгов, заметная часть молодёжи стала оставаться в стране. Опять поедут. Для молодёжи, да и для всех учёных, важна атмосфера, а она резко ухудшится.
Стоило ли отстранять учёных от хозяйственных вопросов? А учёные ими и не занимались. Заниматься обустройством научной лаборатории (какие нужны приборы, что в первую, что во вторую очередь и так далее), разрабатывать методы и аппаратуру в тех случаях, когда это необходимо, проектировать установки – от этого всё равно не уйти. Тезис «учёные должны заниматься наукой» – чистой воды демагогия. Если говорить об инфраструктуре Академии и её институтов (поликлиника, автохозяйство, здания), то этими вопросами учёные не занимаются, в структуре РАН и институтов есть соответствующие службы. Сейчас они подчиняются учёным (Президенту РАН, директорам институтов), а будут подчиняться чиновникам.
Власти нам говорят, что финансирование фундаментальной науки выросло в 10 раз за 10 лет, а доля российских статей в международных журналах осталась прежней. Типичный пример вранья. Финансирование науки, может, и выросло в 10 раз – за счёт Роснано, Сколково, университетов и прочего, но при чём тут РАН? К себе надо претензии предъявлять за неэффективное расходование средств.
Все недостатки Академии нужно обсуждать в спокойной обстановке. А сейчас форс-мажор. Сейчас обсуждать такие вещи – уводить от главного: похоже, начался разгром науки».
http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=58499
Journal information