Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Во Франкфурте показывают "любимого художника" немцев

Его сусальная пастораль приводила в восторг обывателей. Выставка работ Ганса Тома напоминает о противоречивом наследии забытого мастера.

2

Самым известным художником в Германии конца XIX - начала XX века был пейзажист Ганс Тома (Hans Thoma). Он рисовал натуралистично и просто, главным образом Шварцвальд - лесной массив на юге Германии, с которым связан целый ряд мифов и преданий немецкого фольклора. Современники называли его величайшим немецким художником, а Адольф Гитлер и вовсе считал Тома величайшим художником всех времен и народов. Его именем были названы дюжины улиц и площадей в немецких городах, причем чести этой он удостоился еще при жизни.

2

После 1945 года слава Ганса Тома начала стремительно меркнуть, и сегодня его полотна вызывают скорее скептическую усмешку, нежели восторг, если о них вообще кто-то еще помнит. Разобраться в причинах популярности и забвения художника предлагает открывшаяся в среду, 3 июля, выставка "Ганс Тома. Любимый художник немецкого народа". На экспозиции в музее Städel во Франкфурте-на-Майне выставлены свыше 100 полотен пейзажиста. Впервые за последние 20 лет в Германии проводится столь масштабная персональная выставка позабытого художника.

2

Реалистичными и уж тем более социально-критичными его картины никак не назовешь. Ганс Тома изображал розовощеких мальчуганов, собирающих цветы на лужайке, очаровательных девчушек, кормящих кур, и прочую деревенскую идиллию. "Вот за это его и любили обыватели в конце XIX века", - подчеркивает куратор выставки Феликс Кремер (Felix Krämer) в интервью Deutschlandradio.

Его картины излучают безмятежное счастье, изображенные на них люди на фоне красивых природных ландшафтов сыты, довольны и хороши собой. Спектр мотивов Ганса Тома довольно широк, он писал своих благодетелей и коллег из Франкфурта, а также рыцарей, русалок и персонажей вагнеровских опер. Реальная жизнь, например, индустриализация, не нашла отзвука в его творчестве.

Мечты и реальность

Простота и ясность работ, в которые любой человек может "встроить" свои собственные мечты и грезы, и были залогом его успеха, подчеркивает куратор. "Поначалу наивность его полотен воспринималась публикой и в академических художественных кругах как недостаток, - рассказывает Феликс Кремер. - Потом, однако, именно эту наивность и ставили ему в заслугу, подчеркивая "немецкую" искренность и прямоту этого художника". Не случайно его так любили в "третьем рейхе", где простота и народность были главными критериями оценки изобразительного искусства, и позабыли в суровое послевоенное время, когда бюргерам побежденной Германии было уже не до сусальной идиллии.

2

Выставка во Франкфурте-на-Майне оставляет двоякое впечатление. Вроде бы Ганс Тома рисовал милые и безобидные картинки, но они последовательно игнорируют действительность, и при этом излучают тоску по прошлому, которого в таком виде никогда и не было. Обслуживал художник идиллические мечты обывателей и мещан? Если да, то в этом он действительно достиг большого совершенства.

Автор Элла Володина
Редактор Екатерина Крыжановская

Источник www.dw.de

Tags: Тома, выставка, искусство
Subscribe

promo philologist november 15, 07:57 2
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments