Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Коты для умножения доброты

В Государственном музее-заповеднике А. С. Пушкина «Михайловское» открылась необычная выставка «Коты для умножения доброты». На ней представлены работы Заслуженного художника России Юрия Люкшина из серий «Русские коты» и «Коты Малевича», а также фотографии крупнейших религиозных деятелей, писателей, мыслителей, философов, чья жизнь была согрета искренней любовью к прекрасным пушистым созданиям. Такой выбор темы не случаен. Трудно представить себе пушкинские места, да и самого Александра Сергеевича, без ласковых и мудрых «котов ученых». На выставке присутствует незримый хранитель Михайловского Семен Степанович Гейченко со своим мохнатым другом. А на соседних фотографиях зрители смогут увидеть Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, митрополита Ленинградского Никодима (Ротова), любимого духовного наставника нынешнего Святейшего Патриарха Кирилла, прославленного старца Николая Гурьянова, Святейшего Далай-ламу XIV… И какие дивные просветленные лица (так и хочется сказать – лики) у них на этих фотопортретах.

2

Во многих религиях мира коты почитались как священные животные. И сегодня пушистые насельники живут в православных церквях, в мечетях, в буддийских монастырях… О том, почему же верующие так почитают своих меховых друзей, существует множество апокрифов…

У древних славян духом-охранителем брачного ложа был Люб – рыжий пушистый кот со стеблем стрелолиста во рту. Его всячески приманивали и приваживали. Так как если Люб уходил из дома, то на его место приходил Нелюб – черный кот с веточкой белены в зубах. И семейное благополучие рушилось…

Одна из персидских легенд повествует о том, что Господь, сотворив мир, забыл создать кошек. Во время Всемирного потопа крысы стали прогрызать отверстия в Ноевом ковчеге. Праведник и все его спутники могли погибнуть. Тогда Господь исправил свою оплошность. Ной погладил льва по спине. Лев чихнул, и из его ноздрей выпрыгнули кошки. Они-то и спасли Ноев ковчег, а вместе с этим и все будущее человечество.

А вот еще одно благочестивое предание, бытующее в русской монастырской среде. В Вифлеемской пещере, где находились Богородица и новорожденный Иисус Христос, было очень холодно. В колыбель к расплакавшемуся младенцу залезла кошечка, согрела и убаюкала малыша. В благодарность Дева Мария приласкала ее и тем самым дала свое символическое благословение жить во всех православных церквях и монастырях.

И в исламе существует множество преданий, связанных с кошками. Согласно одному из них, кошки высоко почитаются в исламе, так как пророка Мухаммада спасла от укуса змеи кошка его сподвижника Абу Хурайры. Пророк Мухаммад очень любил котов, а особенно свою кошку Муссу. Как записано в одном из хадисов, однажды Мухаммад после окончания молитвы обнаружил, что Мусса уснула на рукаве сложенного рядом халата. Пророк предпочел отрезать кусок от рукава, чтобы не потревожить сон Муссы.

Любовью к кошкам прославились историк и философ Лев Николаевич Гумилев, искусствовед и реставратор Савва Васильевич Ямщиков, поэт Иосиф Александрович Бродский, писатели Эрнест Хемингуэй и Марк Твен. Вглядитесь в их лица. Каждый фотопортрет лишь приоткрывает сложный внутренний мир этих великих людей, проживших трудную, во многом трагическую жизнь. Что позволяло им сохранять в чистоте душу и талант, данные Богом? Возможно, именно тепло и доброта, даримые их пушистыми друзьями… Об этом много размышлял русский религиозный мыслитель Николай Александрович Бердяев, буквально обожавший своего кота. Сколь исповедально звучат слова философа: «Я не могу мыслить Царства Божьего без моего Мури…».

Много почитателей кошек было и среди художников. Мы видим пушистых созданий на полотнах и фресках Высокого и Позднего Возрождения, особенно часто в произведениях на библейские сюжеты. Гениальный Леонардо да Винчи любил подолгу наблюдать за мурлыками, зарисовывал их в самых разных позах и ракурсах, считая их божественно красивыми. К сожалению, не сохранилось полотно Леонардо «Мадонна с кошкой», но остались восемь эскизов. Они проникнуты удивительной нежностью.

В «Благовещении» Федерико Барокки царит благостная атмосфера. Коленопреклоненный ангел, сообщая благую весть, протягивает Марии руку. А на переднем плане, в это же время, безмятежно спит кошечка…

Почти на всех полотнах, посвященных сюжету Тайной Вечери (например, на фреске Козимо Росселли), художники находили место для домашнего любимца. Разумеется, по сравнению с тщательно выписанными главными фигурами Христа и его учеников, коты выглядят несколько схематично, эпизодическими персонажами. И, тем не менее, они важны… Великие итальянцы, помещая кошку у ног апостолов, или выглядывающую из-под стола, пытались, не теряя высоту святости, приблизить изображаемое к зрителю…

С большой любовью рисовали котов и русские мастера. Эти создания переставали уже быть второстепенными участниками действия. Они приобретали характер… Сколь трогателен котенок, беззащитно прижавшийся к деревенской девушке, на замечательном портрете Алексея Гавриловича Венецианова. Каким довольством и покоем дышат домашние любимицы нарядных красивых купчих Бориса Михайловича Кустодиева.

А замечательные графики Татьяна Алексеевна Маврина и Юрий Алексеевич Васнецов создали настоящее царство котов. Книги с их иллюстрациями, предназначенные для детей, были настолько ярки, темпераментны, красочны, что доставляли истинное наслаждение не только юным, но и взрослым любителям прекрасного.

Не обошла любовь к кошкам и Заслуженного художника России Юрия Константиновича Люкшина. Любителям графики мастер известен работами на религиозно-эпические темы. Люкшин создал свой оригинальный стиль, вобравший в себя традиции иконописи, народной картинки и лубка. Станковые серии «Валаамские старцы», «Святой Сергий Радонежский», «Калевала» и уникальные книги, созданные в издательстве «Редкая книга из Санкт-Петербурга»: «Екклесиаст», «Саги об исландцах», «Поучение об управлении империей византийского императора Константина Багрянородного» и «Слово о полку Игореве», принесли художнику широкое признание и уже сегодня выдвинули мастера в ряд классиков петербургской графической школы.

В 1996 году Юрий Люкшин представлял в Русском музее большой цикл станковой графики «Дневник паломника», посвященный его пребыванию на Святой Земле. А в соседних залах корпуса Бенуа экспонировалась персональная выставка замечательной художницы Пелагеи Николаевны Шуриги. Яркие, необычные коты на ее работах настолько покорили жену Юрия Люкшина Марию, что мастер решил создать собственную галерею пушистых красавцев. Так появилась первая серия «Русских котов», созданных в технике гуаши, темперы и аппликации тканью. Она с невероятным успехом экспонировалась на однодневной выставке в Государственном Эрмитаже в 2001 году.

Вторая большая серия – «Коты Малевича» – появилась в конце 2001 года и тоже благодаря Русскому музею, показавшему необыкновенно полную экспозицию произведений классика авангарда из своего собрания. Буйство цвета и лаконичная новаторская форма Казимира Севериновича Малевича вдохновили Юрия Люкшина на создание веселых, забавных котов. Именно народные источники: русские национальные костюмы, лубок, картинки крестьянского быта, столь любимые Казимиром Малевичем, и объединяют великого художника с Юрием Люкшиным. Серия «Коты Малевича» – это добрые парафразы поздних работ мастера: «Мальчик. (Ванька)», «На жатву. (Марфа и Ванька)», «Голова крестьянина», «Три женские фигуры», «Красная конница» и «Красный дом», относящихся к 1928 – 1932 годам.

»» Музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" (Пушкинский Заповедник)
Адрес: Псковская область, Пушкиногорский район, с. Михайловское
Проезд: Рейсовые автобусы "Псков - Пушкинские Горы", "Санкт-Петербург - Пушкинские Горы", "Москва - Псков" до ост. "Пушкинские Горы"
Телефоны: (81146) 2-1762, 2-2319, экс.бюро 2-2321, 2-2609
URL: pushkin.ellink.ru
EMail: pgmuseum@ellink.ru, burexpg@ellink.ru

http://www.museum.ru/N50254

Tags: Псковская область, выставка, музеи
Subscribe

promo philologist ноябрь 15, 07:57 2
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments