Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Борис Гройс. Почему — музей?

Во всем мире возрастает число художественных музеев. Растет и число их посетителей. Однако не секрет, что традиционная общественная легитимность музеев неуклонно уменьшается. На протяжении долгого времени художественные музеи были для широкой публики основным источником информации об искусстве. Сегодня это уже не так. Эту роль осуществляют медиа, прежде всего интернет. В интернете легко найти любую информацию об искусстве, старом и современном. Так называемым любителям искусства больше не нужно идти к искусству — наоборот, искусство приходит к ним, прямо на экраны компьютеров. Виртуальные хранилища художественных образов, несомненно, намного более компактны, чем традиционные музеи, а их обслуживание обходится гораздо дешевле. Конечно, можно возразить, что в интернете зрители лишаются непосредственного доступа к оригинальному произведению искусства — теряется аура подлинности. Поэтому посетителям художественных музеев предлагается совершить паломничество в поисках Святого Грааля оригинальности и подлинности. Однако здесь следует напомнить, что, согласно Вальтеру Беньямину, произведения искусства теряют свою ауру именно в процессе музеефикации. Музей уже изъял произведение искусства из оригинального места его создания в историческом «здесь и сейчас». Так, для Беньямина произведения, выставленные в музее, оказываются собственными копиями, лишенными изначальной ауры подлинности. В этом смысле воспроизведение произведений искусства в музее предваряет и служит прообразом их воспроизведения на сайтах. Интернет просто продолжает процесс лишения искусства ауры, который начали музеи. В связи с этим многие культурные критики ожидали — и до сих пор ожидают — что художественные музеи в конечном счете исчезнут, так как, с одной стороны, они будут не в состоянии выдерживать экономическую конкуренцию с частными коллекционерами, которые оперируют на все более дорогом рынке произведений искусства, а с другой стороны, будут заменены более дешевыми, доступными, виртуальными цифровыми архивами для широкой публики.

2

Возможного исчезновения художественных музеев ждут без особых сожалений. Публичные художественные музеи не только обходятся государству слишком дорого, но они еще и чрезмерно избирательны. Часто можно услышать, что необходимо трансцендировать, деконструировать и попросту убрать институциональные границы музея, чтобы предоставить искусству — прежде всего современному — полную свободу самовыражения в реальности. Эти нападки на музей во имя того или иного современного, живого искусства на деле не новы — они звучат скорее продолжением требований, выдвигавшихся различными авангардными движениями ХХ века, которые призывали уничтожить, превзойти и расформировать систему искусства, и в частности музей, чтобы дать дорогу новому искусству. Но сегодня призывы преодолеть избирательность музея, кажется, согласуются с более глобальным общественно-политическим требованием обеспечить свободный поток информации, уничтожить все проявления цензуры, политической или эстетической, и предоставить равный доступ к любой информации через интернет. Кажется, что эти призывы и требования отражают дух времени и потому практически непреодолимы. Но тогда встает вопрос: почему обещанная победа цифровых носителей над музеями все еще не состоялась?

Читать полностью: http://morebo.ru/tema/segodnja/item/1372973561446

Tags: музеи
Subscribe

promo philologist november 15, 07:57 2
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments