
Основной закон сей континентальной совести и главная идея, которая проходит через всю книгу - обращение с искусством, литературой, философией и политикой должно быть свободным. Ведь для Сартра экзистенциализм - философия свободы, утверждающая право человека, который запутался в паутине из обстоятельств и ложных решений, восстать против реальности, обрести свободную волю. В небольшом эссе "Экзистенциализм: разъяснение" (1944 г.) Сартр делает попытку переубедить журналистов, которые считали его философию экстравагантной причудой. Ключевой момент экзистенциализма, пишет он, в том, что "человек должен создать собственную сущность; он вышвырнут в мир, там страдает и борется, но прежде, чем умрет, должен осознать, кто же он".
Все, что написано им в ранний период, так или иначе связывается с понятиями свободы. Прекрасный пример - его эссе о мобильных кинетических скульптурах Александра Колдера, которые он описывает как лирическо-физические воплощения непредсказуемости: "Мобильные скульптуры Колдера колеблются и сомневаются. Похоже, как если бы они ошибались, но тот час исправляли ошибку". Описанные Сартром "сомнения и колебания" напоминают о превратностях человеческой жизни, о бесконечных перемещениях по миру. Его раннее эссе "Темпоральность у Фолкнера" и изменение взглядов после "Шума и ярости" дали Сартру понимание того, что "человек – не то, что у него есть; он - совокупность того, чего у него нет и того, что могло бы быть".
Автор текста: Адам Кирш
Читать полностью: http://morebo.ru/tema/segodnja/item/1374134921562
Journal information