Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Пермская деревянная скульптура конца XVII - начала XX века

Пермская деревянная скульптура конца XVII - начала XX века. Коллекция Пермской государственной художественной галереи. Издательство Арт-Волхонка, Москва, 2013. 440 стр., 245х295. ISBN 978-5-904508-31-9



В издательстве «Арт-Волхонка» вышла книга «Пермская деревянная скульптура конца XVII — начала XX века». Это полная публикация памятников Пермской государственной художественной галереи. Идея выставки «Русское бедное», устроенной Маратом Гельманом осенью 2008 года в здании пермского речного вокзала, пришла к куратору как раз после знакомства с деревянной скульп­турой неизвестных уральских мастеров. Поиск прекрасного в простейшем задал пластическим формам иную высоту, отчетливо просматривались пересечения произведений современного искусства, уводящих от наносной красоты, выполненных из самых что ни на есть простых, «бедных» материалов со старинными скульптурными сакральными образами.

Запрет православия на объемное изображение Бога в церквях, постановления Синода, направленные уральскому духовенству, простодушно игнорировались резчиками по дереву. Дабы не лишиться паствы, священники вынуждены были улавливать запросы прихожан и мириться с ними. Да, собст­венно, и лики святых, довольно далеких от привычных языческих идолов, выражали столь искреннюю кротость и смирение, что едва ли были задеты чувства верующих.

Наиболее распространенная в католической живописи иконо­графия — Христос в темнице, или Спас Полунощный — получила неожиданное развитие в уральской пластике, заставляющей усматривать в этом удивительном, заметьте, провинциальном, феномене следы барокко. Страдающий Спаситель в терновом венце и багрянице сидит в темнице перед казнью. Его характерный трогательный жест правой рукой, как на скульптуре из Соликамска XVIII века, свидетельствует, что Христос закрывается от заушения, унизительного наказания, левой же рукой прикрывая рану на груди. Обыкновенно такие скульптуры в храмах пребывали в специально построенных «темницах» из дерева. Прихожане одевали святых и даже обували. Факт нередкой смены «сношенной» обуви носил оттенок языческого восприятия верующими. Никола Можай, так пермяки называли Святого Николая Можайского, всегда изображался с мечом в одной руке и храмом в другой. Любопытно также, что ликам святых неизвестные кресть­янские художники придавали черты, схожие с коми-пермяцким или башкирским типом.

Открывателем «пермских богов» считается Николай Серебренников, организовавший несколько экспедиций в 1923—1926 годах по храмам севера Пермской области, в одной из которых участвовал Игорь Грабарь, а посетивший Пермь нарком просвещения Луначарский сердечно поддержал, что, несомненно, сыграло в те годы свою положительную роль в судьбе Пермского музея. Серебренников потом вспоминал тот первый день открытия им деревянных святых: «Минуло более сорока лет, но отчетливо помню тот случай. Произошел он в селе Ильинском Пермской губернии в 1922 году. Усталый шел я тогда к себе домой. Дул порывистый ветер. У сельской околицы на кладбищенской часовне привычно хлопали обветшалые ставни окон. Вдруг заметил: против обыкновения стучат не только ставни, но и створки дверей. Нехотя свернул посмотреть, в чем дело, и неожиданно увидел такое, что крайне поразило меня. Главную стену в часовне занимали пять деревянных скульптур. А ведь они не должны были здесь находиться — скульптурные изображения не приняты в православии. Особенно удивила меня фигура Христа с лицом татарина. Зашел в местный исполком, быстро получил разрешение перенести скульптуры в районный музей и, как заведующий музеем, без промедления это сделал».

Евгения Гершкович
http://www.rbcdaily.ru/lifestyle/562949988009890

Tags: Пермский край, книги
Subscribe

promo philologist november 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments