Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Ленин в современном обществе

sorgon_74 

В советское время фигура Ленина была одним из фундаментальных элементов советской идеологической конструкции. Сразу после смерти Ленина начался процесс мифологизации его персоны. И как закономерное следствие образ Ленина превратился в набор табуированных постулатов. В детских книжках Ленин это некий сказочный персонаж всегда добрый и мудрый. В общественных науках Ленин это набор текстов на которые необходимо сослаться при изучении любого вопроса. В идеологии Ленин это сакральная фигура символ вечности. Артефакты связанные с биографией Ленина столь же хранимы для вечности что и само его тело. Над этим работали, средств не жалели.

В годы перестройки и гласности Ленин стал вторым после Сталина объектом идеологоической деконструкции. Пожалуй первой была статья «Истоки» В. Селюнина в «Новом мире». Затем стали публиковать Солженицына, Бунина, В журнале «Юность» Напечатали «Мою маленькую Лениниану» В. Ерофеева. Это произведение представляет собой набор несвязанных цитат Ленина разных периодов его деятельности. В данной подборке Ленин до революции выступает как склонный к барству суетливый мещанин, а после революции как администратор не имеющий никаких управленческих навыков кроме угроз и репрессий.

Десакрализация Ленина нашла свое отражение и в искусстве. Первой была художественная мистификация «Ленин это гриб» проведенная на ленинградском телевидении С. Курехиным. В произведениях постмодерниста В. Пелевина Ленин предстал в качестве инфернального демона (рассказ Хрустальный мир) бога живущего в виде своих символов и изображений (Омон Ра) В повести А. Столярова «Мумия» Ленин представлен в виде зомби для поддержания активности которого необходима подпитка жизненной энергией детей.

 

В 90-е и в 2000-е годы интерес к советской истории к ее истокам был так же вызван стремлением к демифологизации истории. Демифологизация проходила и проходит под знаком крайне негативных оценок. В разного рода исторических исследованиях посвященных революции Ленин предстает то ли авантюристом то ли сознательным проводником внешней воли. Роль и значение октябрьской революции так же оценивается крайне негативно. Революция выступает как чудовищное историческое потрясение буквально уничтожившее Россию и ее исторический потенциал.  Большевики в целом и вождь партии большевиков предстают как сброд состоящий из агентов зарубежных разведок, уголовников и авантюристов. Особое место в формировании этих оценок имеет известный публицист Д.Е. Галковский. Используя метод криптоисторических мистификаций и действительно крайне скудные данные о фигурантах большевистского движения он по сути заменяет миф о никогда не существовавших «рабочих и крестьянах» и «пролетарской революции» на миф о России как криптоколонии Англии.

Данный феномен можно интерпретировать в рамках концепции «исторических качелей» десятилетия сокрализации и мифологизации неизбежно закончились последовательной деконструкцией в самых крайних формах жирный плюс не менее старательно поменяли на жирный минус.

В современном общественном сознании существует несколько смысловых пластов в которых присутствует фигура Ленина. Первый пласт это историческая оценка революции, большевистского движения и его лидера. Второй пласт это сфера культуры искусства частично эзотерики и мистики. Тут большим полем для деятельности является мавзолей, мумия Ленина и множество сакральных идеологических религиозных символов связанных с этими артефактами. Третий пласт это современная политика. Тут фигура Ленина так же пересекается с оценкой исторического наследия. Так уже долгое время общественные дискуссии ведутся исключительно вокруг судьбы мавзолея и необходимости захоронения тела Ленина.

И самое главное фигура Ленина в общественном сознании занимает всё меньше места. Всё больше людей совершенно не интересуются этой личностью. Ленин стремительно уходит в историю уравниваясь с такими фигурами как Чингизхан Наполеон или Александр Македонский. На фоне угасающего интереса к Ленину интерес к Сталину только возрастает. Сталин это актуальная политическая фигура его наследие постоянно интерпретируется разными политическими силами. Сталин прочно занял место в общественной и политической жизни России. С чем это связано? Дело в том что Ленин это гений разрушения. Виртуозная политическая борьба, имеющая цель уничтожение русской государственности (чем хуже тем лучше), гениальная ситуативная демагогия (земля крестьянам фабрики рабочим), удачное планирование захвата власти, ее удержание террором и насилием.

Создание советского государства все эти грандиозные политические свершения и потрясения оставили открытым вопрос зачем? Зачем всё это было затеяно. Ведь содержанием советское государство наполнил уже Сталин. Созидательная цель Ленина так и осталась неясной. Так в области экономической политики Ленин вернулся к частной мелкобуржуазной модели в виде НЭПа политическая система так же не представляла из себя ничего новаторского, обычная авторитарная диктатура, в области идеологии всё сводилось к риторике про «роль освобожденного рабочего класса» в интеллектуально наследии Ленина нет и намека на какой то целевой проект. Ситуативная тактическая политическая борьба как до так и после захвата власти. При том что Ленина невозможно упрекнуть в стремлении к личной власти или в бонопартизме, Он упорно самоотверженно разрушал старую систему и строил новую. Но вот что это была за система? Нельзя же всерьез воспринимать декларации о «государстве рабочих и крестьян» или мировой пролетарской революции». В этом чувствуется загадка. Если он просто человек желавший получить диктаторские полномочия и упится властью то это одно. Если он фанатично служил какой то ясной цели то где она? Она никак не была артикулирована. Все действия Ленина это нагромождение ситуативных политических мер. Движения ради движения. Получить власть что бы удержать и закрепить ее. Но зачем? Этот момент позволяет некоторым исследователям говорить об одержимости и патологичности Ленина без какой либо цели. Некоторые обращаются к психиатрии пытаясь объяснить отсутствие ценностно рационального уровня. Ленин выступает как инфернальная деструктивня сила случайно получившая возможность реализации в уникальных исторических условиях. Но в таком случае Ленин пример уникальной патологии сочетающей предельную рациональность с отсутствием важнейшего для личности целевого фактора деятельности. Безликая рациональность? Машина для перформатирования социума? Или он просто глупый авантюрист которому феноменально повезло?

Хотя надо признать что существует и другая точка зрения. Что мол только физическая немощь Ленина и его смерть помешали реализации позитивного проекта. Но увы после прихода к влсти Ленин принял достаточно много решений что бы их можно было проанализировать.  В политике полный отказ от демократических институтов, разрыв с левыми эсерами и преследование любых левых сил небольшевистской ориентации. В самой партии большевиков преследовалась любая фракционная деятельность. В духовной сфере философский пароход и уничтожение русской культуры, жесточайшее преследование церкви. Ленинская практика не дает ни одного намека на созидательный конструктивный тренд.

Социалистический проект так и остался во многом утопическим интеллектуальным упражнением. Практика социалистических государств показала что ни экономическая модель ни политическая система социализма не являются устойчивыми и способными к саморазвитию.

Негативный опыт это тоже опыт. И в этом отношении опыт Ленина и социальной революции ставит серьезные вопросы. Возможен ли  принципе рациональный проект построения социума? Почему гуманистический пафос неизбежно сопутствует живодерской политической практике? Насколько вообще соотносятся рациональное и объективно историческое в развитии общества? Почему решение одних социальных задач (борьба за социальную справедливость) порождает новые формы несправедливости и эксплуатации.

В рамках социальной философии еще со времен Платона господствует мысль что естественное развитие человека и человечества в силу его природных качеств неизбежно приведет вид Хомо к краху. Хотя эволюционная онтология оставляет возможности для интерпретаций. Или мы сгинем как динозавры или  эволюционная лестница открывает для человека перспективы неограниченного роста. Установка на неизбежную естественную гибельность заставляет искать рациональные альтернативы. Это не только просвещенческая парадигма. Рациональная организация жизни общества повышение его потенциала имела место всегда. То есть попытка рационального социального проекта это попытка противопоставить судьбе хоть что то, отнять у неизбежности право на собственную судьбу. Не зря среди большевиков было так много сторонников концепции богостроительства. Увы самые смелые и утопичные фантазеры рассматривавшие советскую революцию как шанс на реализацию своих творческих идей неизбежно потеряли весь свой задор столкнувшись с необходимостью организации жизни построения экономической и управленческой систем. Ленин не мог закончится ничем иным как Сталиным.

Так каково место революционного сознания и социального прожектерства в истории? Что это? Великие свершения или грандиозные авантюры? Какова цена свершений и какова цель? Эти вопросы остаются открытыми. И в этом ценности наследия Ленина.

Tags: Ленин
Subscribe
promo philologist december 1, 02:08 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment