Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Тарханская женская церковно-приходская школа

Оригинал взят у museum_tarhany в Тарханская женская церковно-приходская школа
Автор статьи: В.Е. Малязев,
Женская церковно-приходская школа — явление в пензенском образовании не частое, подобная статистика отсутствует даже в подробном «Статистическом обзоре начального образования Пензенской области» за 1913- учебный год. Как правило, статистика исследовала соотношение в школах мальчиков и девочек или динамику роста количества тех и других.
Одна из немногих женских церковно-приходских школ была открыта в Тарханах 23 октября 1893 года и размещалась в церковной сторожке, школьное помещение в которой отгорожено было капитальной стеной и имело отдельный вход. Классная комната, вмещающая до 20 человек, по определению проверяющих, была «удобна, суха, светла, содержалась в чистоте».

Законоучителем и заведующим школой был назначен священник Александр Соколов, студент Пензенской духовной семинарии. Первым учителем в школе начинал окончивший курс в духовной семинарии дьякон Михаил Венценосцев, а 24 августа 1894 года его сменил приехавший в Тарханы на должность дьякона Иоанн Безсонов. И. Безсонов характеризовался проверяющими как малоопытный, и, по их мнению, прошедший 1894-95 учебный год сложился неудачно, «полный курс одноклассных церковно-приходских школ не пройден, при обучении прочим предметам, русскому языку, церковно-славянской грамоте допущена поспешность, вследствии этого знания учениц страдают поверхностию, воспитанницы не ознакомлены с именованными числами и не упражнялись в решении численных примеров и задач на первые 4 действия над означенными числами». В связи с такими замечаниями посетивший тарханскую школу наблюдатель священник Федор Керенский дал примерные уроки по русскому языку и счислению и показал важнейшие приемы начального обучения, а дьякон Иоанн Безсонов был направлен за казенный счет «для слушания курсов дидактики и церковного пения». Последнее, тем не менее, в тарханской школе было поставлено «очень хорошо». Обучение девочек церковному пению было поручено тарханскому крестьянину, регенту приходского хора Флору Леушкину, под его же руководством девочки исполняли простые церковные песнопения во время литургии и всенощного бдения. Утренние молитвы прочитывались лучшими ученицами в присутствии своих учителей. Дважды в течение Великого поста ученицы говели.

Служила при школе и учительница рукоделия — дочь чиновника девица Александра Николаевна Журавлева, которая безвозмездно дважды в неделю, по вторникам и пятницам, обучала девочек шитью, вязанию крючком и вышиванию по канве и тамбуром. Александра Николаевна была сестрой попечителя тарханской женской школы губернского секретаря Петра Николаевича Журавлева, известного лермонтоведам управляющего имением «Тарханы». П.Н. Журавлев расходовал на содержание школы около 50 рублей в год. На его средства доставлялись дрова, оплачивалась работа учителя пения и по мере необходимости покупались различные
школьные принадлежности.

Вновь прибывшие в школу учителя — окончивший Пензенскую духовную семинарию священник Константин Студенский и выпускница Саратовской женской гимназии Ольга Большакова — подняли уровень образования на должную высоту, и проверяющие в конце 1896-го учебного года констатировали: «Учащиеся относятся к своим школьным обязанностям вполне добросовестно, сумели сгладить прежние недостатки школы, допущенные вследствие отсутствия в ней опытных учителей и поставили ее в лучший вид во всех отношениях... В видах определения степени успехов школы, достигнутых в течение отчетного года, экзаменская комиссия производила испытания не только оканчивающим школу ученикам, но и ученицам средней и младшей групп. Причем оказалось, что знания учащихся по всем предметам очень основательные. До некоторой степени можно было даже подивиться, что школа, так недавно производившая тяжелое впечатление незавидным состоянием в ней учебного дела, успела в такой сравнительно короткий период времени достигнуть вполне удовлетворительных результатов. Новая комиссия отнеслась критичнее и к церковной сторожке как школьному помещению и дала ему такую характеристику: «темное и тесное, представляет много неудобств для занятий».
Кроме школьных парт в классной комнате стоял шкаф для книг. Библиотека тарханской школы в 200 экземпляров называлась «лучшей по количеству книг библиотекой». В этой же библиотеке имелись книги и специфической направленности, т.е. «противураскольнического и противусектанского содержания». По данным 1897 года в Тарханах значилось 742 раскольника. Книги религиозно-нравственного содержания для библиотеки приобретались на свои средства законоучителем К. Студенским из книжного склада при Иннокентиевском Просветительском Братстве в городе Пензе. Что касается непосредственно учебной литературы, то школа располагала «Наставлением в Законе Божием» протоирея П. Смирнова, «Букварем» Д. Тихомирова, «Прописями» Ф. Пуцыковича, «Сборником арифметических задач» Гольдберга, «Руководством к обучению церковному пению» Д. Соловьева. Названных учебников школа имела в достаточном количестве.

По социальному составу из 17 учениц одна была из духовного звания, одна принадлежала к мещанскому сословию, все остальные были детьми крестьян от 9 до 13 лет. Раскольники своих детей в школу не пускали, так что все 17 девочек были православными.
Во всех последующих отчетах Тарханская женская церковно-приходская школа отмечалась как «наиболее замечательная в воспитательном и учебном отношениях».

В основу статьи положены документы, хранящиеся в ГАПО (ф. 52, д. 73).

Автор статьи: В.Е. Малязев - член Союза журналистов России, учитель истории (с. Степановка Пензенской области)
Опубликовано в "Тарханском вестнике" №12 от 2000 года, л.123-125


Интересный материал по данной тематике - Петербург. Свято-Владимирская женская церковно-учительская школа. 1889, 1898-1902, 1932-33

Tags: Пензенская область
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo philologist november 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments