"Когда меня пугает жизнь, я отдыхаю в искусстве и в музыке"
Виктор Борисов-Мусатов

Русский живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд» Виктор Борисов-Мусатов родился 14 апреля 1870. Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим. Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.
В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб; проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.

Весна 1899 г.
В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков.
Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. Был близок художникам «Мира искусства».
С 1898 год жил в основном в Саратове и в имениях Слепцовка или Зубриловка Саратовской губернии, а с 1903 — в Подольске и Тарусе. В работах «Гобелен» (1901) и «Сон божества» (1904—1905) Борисов-Мусатов запечатлел зубриловские постройки.

Гобелен 1901 г.

В парке 1902 г.

Водоем 1902 г.

Дама у гобелена (Портрет Н.Ю.Станюкович) 1903 г.

Летняя мелодия (эскиз) 1904 г.

Отблеск заката 1904 г.

Сон божества 1904 г.

Весенняя сказка 1904 г.
Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 8 ноября 1905. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора А. Т. Матвеева.

Реквием 1905 г.
Веря в преобразующую роль искусства, художник обретал силы и смысл творчества в романтической жажде утвердить светлый мир красоты и поэзии в противовес прозе и сухому рационализму.
Персонажи его картин - воплощение мечты художника об идеале. Он стремится в живописи передать безмолвное, но внятное собеседование человеческих душ, как бы прислушивающихся к себе и к миру в поисках отзвуков извечных законов красоты.
Разумеется, эмоционально-лирическую стихию невозможно воплотить прямолинейно, протокольным воспроизведением натуры, определенностью бытового сюжета. Мироощущение и особый строй образов раскрываются в жанровых, колористических и композиционных поисках, в обращении к языку иносказаний.
Journal information