Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Метаморфозы Сатурна

Оригинал взят у den_king в метаморфозы Сатурна

И здесь мы вновь коснёмся Меланхолии — в контексте «Сатурнианства».
Поскольку на рубеже XVI-XVII веков этот планетарный покровитель из античных преданий стал появляться на полотнах и гравюрах особенно часто. И в несколько нетрадиционном контексте.
Что бы было понятнее, что имеется в виду, приведём одну картину 1610 года:




сэр Генри Фредерик Стюарт, принц Уэльский верхом (1611)
(Robert Peake the Elder (1551-1619))



Это конный портрет юного принца Генри, за которым следует Сатурн-Хронос.

..Здесь Сатурн — обнажённый крылатый старик, однако вместо обычного атрибута бога Времени — серпа или косы — он несет на плече турнирное копье, а в руке держит шлем, выступая в роли оруженосца принца.
Тем самым, комментирует Антон Нестеров, — как бы "само время споспешествует принцу в его начинаниях".
Портрет создан вскоре после того, как состоялась церемония дарования наследнику престола титула принца Уэльского в июне 1610 года, и вокруг принца сложился его собственный двор. С юным наследником его окружение связывало надежды на возрождение «золотого века» Елизаветы.




«The Greek gods. Saturn» by Wenceslaus Hollar (1607–1677)


В целом отметим сразу замечательную иконологическую аналитику А. Нестерова именно в елизаветинском контексте. Это прекрасный экскурс в особую атмосферу елизаветинских идеалов "артуровского" рыцарства Глорианы, элегического Золотого Века и дворцовых культурно-атмосферных затей.
Во главу всех этих идей поставлен замечательный придворный сэр Генри Ли, глава оружейной палаты и Чемпион Её Величества. Мечтатель и чудесный организатор, он выступает в очерке Нестерова вдохновителем артуровского духа рыцарства, турниров и перформансов при елизаветинском дворе. Самого Турнира Коронации как события.
Якобы, знаменитые поэмы Сидни об Астрее и Спенсера о Королеве Фей созданы с его же подачи.
В свою очередь, явно не случайно черты Сатурна позади конного принца, «нового Артура», напоминают именно его лицо. Ведь именно в этот год сэр Генри скончался — и отсылка Богу Смерти символична. Что, впрочем, пока ещё не столь очевидно. Но опять же, его преемственность наставника, передающего будущему государю шлем и копьё чемпиона — похоже на правду... Весьма похоже...

Но нас в этот раз интересует вовсе не культ рыцарства.
Нам неинтересно зарываться в криптологические идеи о том кто и как изображён из придворных.
Куда интереснее нам сам образ Сатурна — даже если в его лице мы видим реальный прототип.
Дело в том, что обычная ассоциация этого бога-титана достаточно зловеща!



Сатурн/Кронос пожирает своё дитя. гравюры XVI века.

1) набросок Domenico Beccafumi (1486-1551); 2) Saturnus. by Jacob Matham (1597)(after Hendrick Goltzius)




1) 'SATVRNO XXXXVII' цикл «Таро Монтеньи»
(Италия, Феррара 1465)
2) «Сатурн» Johann Ladenspelder
(Joannes Ladenspelder Essendiensis), (1512-после 1561)



Однако же, Сатурн, сопровождающий юного принца лишён своей античной кровожадности!

Отчасти этот образ соотносится у Пика с насаждаемой при дворе короля Иакова «римской мифологией», призванной подчеркнуть, что Великобритания — империя, напрямую наследующая Риму. И одновременно, внутри римской мифологии Сатурн был не просто богом времени, но еще и покровителем «золотого века». Поэтому, для А. Нестерова аллюзия, заложенная в портрете принца Генри, выполненном Пиком, приобретает «обоюдоострый характер», отсылая к «золотому» веку Елизаветы, на фоне которого царствование Иакова выглядело весьма «бледно».





Итак, мы имеем образ античного бога, покровителя Времени, имеющего отсылку на Золотой Век.

Примечательно, что сперва искусствоведы о нём не знали: крылатая фигура Отца Времени (персонификация Вечности) была выявлена на портрете принца после чистки. Впрочем, и дорисована она была уже на готовое полотно (стена проступает сквозь крылья), что даёт повод на отделные размышления.
Более того, иные искусствоведы подметили, что рисуя своего юного всадника и Сатурна-Смерть, Пик явно вдохновлялся тематическими работами Альбрехта Дюрера.
Как например, вот этой:




Albrecht Dürer. «Рыцарь, Смерть и Дьявол» 1513.


Однако, смысловые нагрузки у обоих художников были совершенно различные!

Идею Пика мы примерно очертили выше. Тогда как Дюреру было важно показать те страхи и исккушения, что ожидают всякого истинного Рыцаря Христова, о котором пламенно писал в те годы Эразм Роттердамский («Enchiridion militis Christiani»).
Эразм и Дюрер дружили. Дюрер звал его присоединитсья к протестантам — но у роттердамца были свои идеи по реформированию католицизма — изнутри. Вот почему Дэвид Ритц Финкельштейн считает, что этот рыцарь — сам Эразм. Он даже усмотрел портретные черты мистика-проповедника. И что подсовывающие со всех сторон напасти Дьявол и Смерть здесь — это католики, которых наш благородный слепец в упор не замечает...

Правда, нужно отдать должное Финкельштейну — в своём анализе он выносит на суд трактовку сюжета всей гравюры Дюрера как Меланхилии! Есть у него, дескать, «MELENCOLIA-I», а это — «MELENCOLIA-II». Не потому что нумерация такая (это версия Ф. Йейтс, и там у неё "Меланхолия-II"— совсем другое полотно), а потому что саму Меланхолию Агриппа распределил по трём слоям Мироздания (в прошлом посте об этом есть). Так что, здесь «Рыцарь, Смерть и Дьявол» якобы подразумевают Меланхолию Небесную. И собака — символ пророчества — якобы тому аргумент.

Впрочем, по моему сугубому мнению, это — повод для отдельной беседы.



Нас же интересует само развитие образа этого замечательного божества.
Которое подобно Гекате и Горгоне Медузе было демонологизировано ещё в дни полисной Греции.
Хотя и Роберт Грейвс, и Э. Голосовкер давно заметили в таких божествах весьма древнюю и благую основу. Плодородие, циклы жизни и смерти, рождение нового... Список можно продолжить...
Народная этимология сблизила имя Крона с наименованием Отца Времени — Хроносом.
(этимологически же др.-греч. Κρόνος происходит от *Kranao = «отсекать, пожинать»)



Сатурна тоже начали воспринимать как символ неумолимого времени. Этрусский Сатурн — не Крон/Кронос. Но тоже древний Жнец. Объединили их уже в эллинистические дни римской экспансии.
Сама же Италия, где Сатурн почитался особенно, даже именовалась когда-то cатурновой землей.
Крону были посвящены празднества кронии, в Риме — сатурналии, во время которых господа и слуги менялись своими обязанностями, и воцарялось безудержное веселье карнавального типа.




SATURN — Fresco in the garden house, Villa Medici in Rome



Итак, что же в итоге досталось ренессансным художникам из античной традиции?

Крон, Кронос – а стало быть, и Сатурн – один из титанов, сын Урана-Неба и Геи/Гайи-Земли.
Уран в те дни неустанно оплодотворял супругу-Землю, порождая на свет чудовищ. По наущению своей матери Крон/Сатурн оскопил Урана серпом из «адаманта», чтобы прекратить его бесконечную плодовитость (прочие его братья и сёстры не отважились на подобный шаг).

По ходу дела, из семени Урана. упавшего в море, родилась на свет красавица Афродита/Венера...

После этого титаны стали верховными существами в космосе.
Время, когда Крон был «владыкою неба», было золотым веком мифологической истории. Люди в те времена жили, как боги, «с спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов», по словам Гесиода.




Джорджо Вазари – Крон оскопляет своего отца Урана (1550-ые)



Воцарившись вместо отца, Крон взял в супруги свою сестру Рею.
Однако, по предсказанию матери Геи, его должен был лишить власти собственный сын, поэтому как только у Реи рождались дети, Крон тотчас проглатывал их, желая избежать исполнения предсказания. Однажды Рея обманула Крона, подложив ему вместо младшего сына Зевса камень, завернутый в пеленки, который и был проглочен Кроном.

Зевс был тайно вскормлен в пещере на Крите. Охраняемый куретами, он вырос, стал могуч и хитроумен. Возмужав, он по совету своей жены Метиды опоил Крона волшебным питьем, благодаря которому Крон изрыгнул на свет братьев и сестер Зевса – Посейдона, Аида, Геру, Деметру и Гестию.

Под предводительством Зевса дети Крона объявили войну титанам, длившуюся десять лет.
Ужасна и упорна была эта борьба между кронидами и уранидами.
Титаны были могучими и грозными противниками. Зевс вывел из тартара киклопов, которые сковали ему перуны и громы, но и они не принесли быстрой победы, чьего-либо преимущества видно не было. Тогда вывел Зевс из недр земли сторуких.
Целые скалы отрывали они от гор и метали в титанов, когда те приближались к Олимпу, где обосновались крониды.
Эту многолетнюю битву, когда все в природе стонало, содрогалось и горело огнем, назвали титаномахией. Иные считают, что в этом мифе, видимо, отразились представления о природных катаклизмах, изменявших ландшафт планеты. Ну, во всяком случае, вулканизм Средиземноморья...

Когда в сражение вмешались ужасные сторукие, титаны дрогнули, пришел конец господству безумных и безличных космических стихий, наступало время разумных человекоподобных божеств – олимпийцев. Грозная сила титанов была сломлена.




Титаномахия





3евс сковал их всех, в том числе Крона, и сбросил в Тартар, а сторуких поставил сторожами.

По орфической традиции, Крон впоследствии примиряется с Зевсом и правит на островах блаженных, на краю земли, за Океаном, где обитают только мертвые,– отсюда и возникло понятие о царствованиии Крона как счастливом и благодатном времени.




Трон Сатурна


А я в свою очередь связал бы именно с этой мифологемой вот такую аллегорию рубежа XVI-XVII века:



«Nascentes Morimur. Mors rediviva» (Sadeler d.A., Raphael)(Antwerpen 1560-1632)
Безусловно, перед нами сюжет из серии «Vanitas»!
Но иные смыслы аудиторией только приветствовались. И вот эта беззаботность юности среди смерти
на фоне сатурнианского земледелия – явно реминисценция на «Царство Сатурна»




Однако, этими двумя мифологемами, разумеется, дело не ограничивалось.
Конечно же, на античное божество наложилась ближневосточная – «халдейская» – астрология.
И их эквивалент планеты Сатурн был отождествлён с тем самым Кроносом.
Ну а учёные Александрии дополнили и увязали астральную символику с магнетизмом анатомическим и географическим... Прописали взаимодействие гиппократовых гуморов сообразно свойствам их планетарных покровителей...



В окружении Фичино было установлено, что «греческий философ Плотин также высоко ставил бога Сатурна, как Аристотель меланхолический темперамент.
По мнению Плотина, Сатурн, будучи старше всех богов, стоит ближе к первоначальному источнику жизни, чем рождённые от него Юпитер и прочие боги. Этот древний бог воплощает высший интеллект, ибо он создал всё то, чем овладели и что только поняли другие».




Сатурн и юное поколение приветствуют гениев искусства и науки:
с фронтисписа сборника произведений елизаветинского музыканта Доуленда



В прошлый раз мы уже касались сочетания гуморов и астрологического влияния Сатурна.
В общих чертах резюмируем, что с эллинистического времени за влиянием Сатурна утверждены приземлённость, тяжеловесность, тревожность, беспокойность, травматичность, мрачность.
Но есть и уточнение:
в ракурсе конкретно влияния меланхолического гумора у подготовленного человека включались основательность, целеустремлённость, глубина мысли, озарение свыше, готовность на авантюру, гениальность.
Эта воздействие ближе всех вело к катарсисубожественному очищению...




1. «Saturn» (1525), Master I.B. (серия «Боги-покровители планет»)
2. «Saturn» (1539), Ганс Зибальд Бехам (1500-1550)
(«Семь планет и зодиакальные знаки»)


И вот сразу стоит прокомментировать почему в следующие тысячу лет это уточнение было подзабыто.

А дело в том, что начиная с Аристотеля, и тем более в трудах Александрийской школы речь шла об индивидуальности. Вот почему речь шла о подготовленности. И что, если уж Небо наделило тебя темпераментом Меланхолика, – значит самой Судьбой тебе уготован путь философа, художника, поэта. изобретателя... В противном случае тоска неминуема!
И в этом же ключе поощрялся авантюризм. Характерная черта эллинистической психологии...
...И ренессансной...

А традиционное христианское богословие поощряло смирение. То, что темпераменты предопределены свыше – тем лучше: в этом Господен промысел. Предопределённость. И глупо ей противодействовать.
И если этот самый меланхолический гумор причиняет страдания – то в этом и суть. В этом – твоя личная кара Свыше...
...Если угодно, твой персональный Страшный Суд...




1) Гротескный детоед среди виньеток от французского художника (Léonard Thiry)
2) Колченогий пожиратель детей из шотландского замка Эдцель (1580-ые)




"Melancholici" after Maarten van Heemskerck (1566)


Однако,
На фоне всех этих страстей были и довольно нейтральные астрологический аллегории:




Saturn, flanked by Aquarius and Capricorn (1270?)
(Angera castle (Varese). Hall of Justice)




Образ Сатурна как покровителя земледелия (Hendrik Goltzius. 1596)



1)"Saturn", Niccolo Vicentino 2) Saturn, Capricornus, Aquarius
(Doge's Palace in Venice – capital #18:"Planets, Zodiac")



«Свет в конце туннеля» ознаменовал рыцарский роман французского литератора XV века Рауля ЛеФевра «Собрание повествований о Трое» (см. отличную статью Everyman’s Saturn Дональда Бичера)...

Дело в том, что события здесь идут от «Золотого века Сатурна». Важное место занимает его противостояние с Юпитером. А теперь будем иметь в виду, что это был заказ ЛеФевру его патрона, самого государя Филиппа Доброго. Ожидалось галантное произведение о подвигах античных героев. Разумеется, в таком подходе и речи не могло быть ни о каком поедании младенцев, и тем более не об оскоплении!

И вот, сперва Ле Февр очеловечил большую часть персонажей. Включая богов и чудищ. Это был старый проверенный метод дедушки Эвгемера: дескать, все божества – это превознесённые некогда правители и священники прошлого...
А затем он начинает применять аллегории:
Скажем, смерть детей – условие Титана (здесь это брат Сатурна, который уступил ему власть в обмен на клятву). Она происходит в виде казни. Правда, здесь Сатурн пьёт вино с их пеплом – в доказательство – но, согласимся, теперь всё куда куртуазнее.
А лишение самого Сатурна естества Юпитером отныне стало принудительной раздачей его богатств.

Это «прихорашивание» олимпийской мифологии за сто лет до того начал ещё Бокаччо в своей «Генеалогии богов». Но именно ЛеФевр поставил в этом жирный акцент. Именно у него все мыслимые традиции о Сатурне сплелись в единое целое и трансформировались. У него мы ясно видим модель впадающего в меланхолию свергнутого правителя. Этот Сатурн вечно хандрит, и каждый его следующий шаг хуже предыдущего... С Юпитером у него был замечательный мир – и он же его разрушил себе же во вред...




«Сатурн» от Джулио Компаньолы
http://www.spamula.net/blog/2004/07/campagnola.html


И вот, теперь в восприятии бургундской аристократии Сатурн – не кровожадное чудище, но король-неудачник, ослеплённый амбициями и пойманный на клятвах... Впрочем, именно с ним и правда связан «Золотой век» первого поколения после Потопа.


И вот, средневековый негатив вокруг Сатурна сменился рассудочной мечтательной тоской от Фичино. Как уже упоминалось, поскольку меланхолия была одновременно и в центре, и на вершине интеллектуальной жизни, то действительно заслуживать звания меланхолии могло лишь пассивное созерцание – более не скованное воображением или даже логикой...

Естественно, что планета Сатурн стала желанным покровителем для тех, кто стремился проникнуть в тайны вселенной. Многие в те времена отдавались под покровительство этой планеты, одновременно стараясь обезопасить себя от её вредного действия ношением специальных амулетов.
Талисманами в концепции Фичино могли выступать и живописные полотна, и фрески (очень хорошо это продемонстрировала Феррарская школа)... А вот Альбрехт Дюрер, познакомившись с такой идеей через труд Агриппы, вознамерился создать Талисман-гравюру... На ней помимо того хватало и других смыслов, но это – уже тема для совсем-совсем отдельного поста...

А вскоре, с идеологического толчка Джованни Пико делла Мирандолы, текстовой подачи Корнелия Агриппы и визуального вдохновения от Альбрехта Дюрера, – Сатурн и вовсе стал гением-покровителем всех непризнанных гениев, скучающих аристократов-интеллектуалов XVI века и прочих прототипов шекспировских меланхоликов в лице Гамлета, Лира и Просперо...
(И недавний пост о поэме Чапмэна тому подтверждение)


см: http://apocalypse-2012.com/time/saturn-kronos.html
http://www.hermeticsociety.ru/researches/perlow.htm
визуал: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Saturnus_(deus)
+ см. мою подборку: http://www.ex.ua/view/73519189
(+ «Меланхолия»: http://www.ex.ua/view/73546227)
Tags: время, искусство, символы
Subscribe

promo philologist january 5, 18:18 2
Buy for 100 tokens
Вихров А.Н. Наполеон. Жизнь и судьба. - Москва: Аякс-Пресс, 2021. - 504 с.: ил. Купить книгу: https://www.labirint.ru/books/783822/ Аннотация: Книга создана по мотивам выставки, посвященной 250-летию со дня рождения Наполеона Бонапарта. Она проходила в Москве и была организована на основе…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments