«Есть красота, что не доступна массе,
Ей слова нет, ей не обучит мастер;
Добра и зла пленительная смесь!
В ней в целое так смешаны все части,
Что тайной их захвачен зритель весь,
И ум его уж сам в себе не властен.»
Вашингтон Олстон. (Перевод: Валерий Савин)
(http://www.poezia.ru/user.php?uname=nivas%207)
В этом году, наконец-то (уже на старости лет), я впервые побывала в Америке. Побродив по залам нескольких музеев, я осознала, что почти совсем не знаю американской живописи, кроме нескольких имен импрессионистов и современных «уорхоллов». Мне стало стыдно, обидно и захотелось узнать историю становления и развития живописи, познакомиться с работами американских художников. Среди некоторой части россиян, да и в Европе (ну снобы, что возьмешь) существует мнение, что вся американская культура вторична и что она мало привнесла в мировую копилку. Конечно, это не так, не буду уже говорить о литературе, кинематографе, музыке, но и в живописи, особенно современной, есть много громких имен и даже несколько новых направлений. Зависнув на несколько недель в интернете, я чуть не утонула в огромном количестве материала, путешествовала виртуально по музеям, подбирала репродукции, читала биографии. Когда, наконец, вынырнула, на поверхности оказались истории о жизни и творчестве 55 художников, которыми, на мой взгляд, вполне могут гордиться американцы. Я хочу рассказать о некоторых наиболее ярких представителях того или иного направления более подробно, остальных же только упомяну. Большого количества репродукций я решила не давать в тексте, а сделала слайдшоу на YouTube, разбив его на 3 части.
Понятно, что в самом начале освоения новой страны её жителям было не до искусства, до нас дошли лишь отдельные зарисовки, носящие скорее этнографический характер. Но уже в начале 18 века жизнь переселенцев становится спокойнее, начали появляться профессиональные художники, главным источником дохода которых были портреты. Образовалась целая плеяда художников-реалистов, последователей английской школы, положивших начало настоящей живописи. Среди них Питер Пелэм (1695? – 1751)

и Джон Смайберт (1688 – 1751),

Они оказали большое влияние на художника, считающегося одним из первых профессиональных американских живописцев - Джона Синглтона Копли (1738-1815).

Первым его учителем был отчим – Питер Пелэм, он часто бывал в студии Смайберта, и уже в 20 лет стал известен как успешный портретист, обладающий своим неповторимым стилем: ярким, ясным, но нежным и честным. В 28 лет он впервые выставил свою картину «Мальчик с белкой» в Лондоне,

она произвела огромное впечатление не только на публику, но и на художников. После поездки в 1774 году в Италию Копли уехал в Англию и остаток жизни провел в Лондоне, пользуясь там почетом и купаясь в лучах славы. Он много работает, продолжая писать портреты и исторические сцены,

стиль его становится более нежным и мягким, не таким торжественным и монументальным, как прежде в нем уже чувствуются предвестники романтизма.
Ровесником Копли, его единомышленником, и в некоторой степени учителем был Бенджамин Уэст (1738-1820).

Он был десятым ребенком в семье трактирщика, самоучкой, учившимся рисовать у индейцев краской, приготовленной из глины и медвежьего жира. Начинал рисовать с портретов, изучал английскую живопись, подружился с Бенджамином Франклином и написал его портрет.

В 1760 году уехал в Италию, провел там три года, изучая итальянское искусство, а затем переехал в Англию, служил при дворе короля Георга III, став его придворным живописцем.

А в 1772 году после написания одной из самых известных своих картин – «Смерть генерала Вольфа» - король назначил Уэста «историческим живописцем» при дворе и инспектором его коллекции картин.

Еще в 1768 году он вместе с Рейнольдсом участвовал в создании Академии художеств, а в 1792 году стал ее президентом.
В отличие от уехавших в Лондон Копли и Уэста Джильберт Стюарт (1755-1828),

сделавший карьеру в Англии, вернулся в Америку и стал ведущим портретистом, оставив после себя более тысячи портретов американских знаменитостей.

Наибольшую славу ему принесли многочисленные портреты Джорджа Вашингтона, украшающие сегодня многие правительственные здания, а один из них, правда незаконченный, изображен на долларовой купюре.

Удивительным для меня открытием стало прошлое Сэмюэля Финли Бриза Морзе (1791-1872),

которого мы знаем, как изобретателя телеграфа и создателя «Азбуки Морзе», «физика и лирика» в одном лице. Родившийся в богатой семье географа и проповедника Сэмюэль в юности совсем не интересовался техникой, а любил рисовать и после учебы в Англии десять лет странствовал по Америке, зарабатывая на скудную жизнь портретами современников.

Дальнейшие увлечения Морзе политикой и изобретательством не дали развернуться его художественным талантам, основным жанром оставался портрет. Только одна его картина - «Галерея Лувра», на которой он собрал в одном зале наиболее знаменитые из полотен музея, стала известной в Америке.

Многие американские художники того времени обучались в мастерской Бенджамина Уэста в Лондоне, были последователями Рейнольдса и Гейнсборо и представляли направление «лондонской школы» в американской живописи. К ним же принадлежал и Чарльз Пил (1741-1827),

который не только принимал активное участие в революции и Гражданской войне, увлекался естествознанием и палеонтологией,

лечил зубы, набивал чучела, сапожничал, изобрел зубные протезы, но и написал более 1000 портретов.

Своим многочисленным (16) детям он давал имена великих художников, многие из них тоже стали художниками, например:

В эту же группу входил живописец Джон Трамбалл (1756-1844), адъютант Джорджа Вашингтона,

автор небольших портретов политических и военных деятелей, и картин на исторические темы.

В конце 18 и начале 19 века все больше американских художников, не прекращая писать портреты, увлекаются исторической живописью. Среди них и Джон Вандерлин (1775-1852), представитель неоклассицизма,

первым из американцев, обучавшийся живописи во Франции.

Появляются и художники, обратившие внимание на красоту, богатство и разнообразие американской природы. Основателем романтического направления в пейзажной живописи был поэт и художник Вашингтон Олстон (1779-1843), мастер изображения атмосферного света, морских штормов

и сентиментальных портретов.

В это же время набирает силу стремление художников отразить жизнь простых американцев в привычной для них обстановке, близкие и понятные сценки обычной американской жизни, разных народностей и социальных групп. Появляется группа жанровых художников, таких как Уильям Сидней Маунт (1807-1868), на картинах которого изображены простые американцы в их повседневной жизни.

Джордж Бинэм (1811-1879), рано лишившись отца, уже в 16 лет был отдан в ученики к краснодеревщику, что способствовало развитию его художественных склонностей, а жизнь простых людей вдоль берегов Миссури давала материал для его картин.

Реалистично и часто шутливо, используя в качестве моделей своих друзей и знакомых, он рисовал людей и страну, которую так любил.

Ричард Катон Вудвилл старший (1825-1855),

родился в богатой семье в Балтиморе, еще в школе начал рисовать карикатуры на учителей. Несколько лет жил и учился в Дюссельдорфе, в Париже и Лондоне. Его картины написаны в мягком, сентиментальном стиле,

в них чувствуется подражание Вермееру. Умер талантливый художник в Лондоне в возрасте 30 лет от передозировки морфина.
Продолжение следует.
Ссылки: http://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page
http://en.wikipedia.org/wiki/Visual_art_of_the_United_States
http://www.wikipaintings.org/ru/
http://rapidsteps.com/topic/132/
http://allpainters.ru/hudozhniki-po-alfavitu.html
Journal information