Вот как же порой мироздание способно «подфорить»!
Только я начал «добивать» тему трансформации образа Сатурна, и невольно вздыхал, что мало у меня средневекового фактажа, как тут появился попросту Клондайк! «Поляна боровиков» :)
Сценография мифов о Сатурне/Кроносе — подробнейшая!
Авторы «Сатурна и Меланхолии» (1964) свидетельствуют, что средневековье избегало визуализации кронианского детоедства и сцен оскопления, и у меня возник некоторый диссонанс.
Но информация уточнилась:
SATURN : Evrart de Conty, «Le Livre des échecs amoureux» (Flandres, 1401 г.)
1) одна из сохранившихся копий от 1496 года (Robinet Testard (1470–1531)) [BNF Fr. 143]
2) копия от 1460-х/70-х. (Meester van Antoine Rollin (1424-1497)) [BNF Fr. 9197 fol. 38v]
[ну то есть "натуралистичная" версия - явно поздняя! А исходник второй - куда старше]
+ 2а) вынужденная сравнительная картинка из «Fulgentius Metaphoralis» 1420 года
(а вообще, порыться следовало бы тут: http://www.pinterest.com/mothemelusine/medieval-take-on-ancient-gods/)
ИТАК:
Оригинал взят у
Эврар де Конти [1330?—1405] был медиком, личным врачом короля Франции Карла V — и, в духе времени, философом и поэтом.
До нас дошли три его сочинения: «Книга проблем» (перевод Problemata Псевдо-Аристотеля), «Шахматы любви» (или «Любовные шахматы», если угодно), аллегорическая поэма, состоящая более чем из 30 тысяч стихов, написанная под явным влиянием «Романа о Розе», и прозаический комментарий к этой поэме, «Livre des Échecs amoureux moralisés».

«Шахматы любви», как и положено книге Предренессанса, а написана она, судя по всему, в самом начале XV века, в 1401 году, есть вариант Трактата Обо Всём:
тут тебе и философские аллегории, и античная мифология, и куртуазные инструкции, и мировоззрение, и начатки энциклопедизма... и всё очаровательно привязано к шахматам, поскольку средневековый ум (мы не будем сейчас препираться о терминах, Возрождение — это тоже средние века) любит системы, классификации, коды — и, собственно, шахматы, выступающие метафорой битвы, стратегии, любовной игры, мироздания вообще, кто больше.
[по поводу средневекового ума в контексте Конти — соглашусь; что это равно Ренессансу — не соглашусь! Тогдашняя Франция была и правда на пике позднего средневековья. И быть ей там до самого приезда душки-Екатерины, которая Медичи. А касательно широты понятия «ренессансность» — об этом у меня уже писалось — Д.К.]
Замечу отдельно, что партия в шахматы — единственный предлог, под которым мужчина может оказаться в покоях дамы, что, разумеется, порождает свои, как нынче принято выражаться, смыслы.
В результате выходит волшебнейший винегрет, наглядно иллюстрирующий всю неоднозначность понятия "возрождение".
— Что они возрождали-то? — спросишь, бывало, студента.
— Антиииииичность... — выдыхает студент.
Ну так давайте поглядим на эту античность.
Книга де Конти представлена в Национальной библиотеке Франции в двух вариантах:
с миниатюрами бельгийцев Антуана де Ролена и Марии д'Айи, его супруги, —
и с миниатюрами, написанными Робине Тестаром. Работа де Ролена и д'Айи изумительно хороша, но её мы посмотрим в другой раз, сегодня будет наваристый французский материал.
[ссылочки добавлены мною — Д.К.]
Конечно же, всё начинается с Фортуны — главной богини позднего средневековья, вечного адресата стихов и песен.

Примечания утверждают, что две следующих миниатюры изображают аллегории природы.
Но, поскольку речь в тексте идёт о свободных искусствах, а в руках у фигуры явный циркуль, можно предположить, что Природа эта — отчасти Геометрия, одна из наук квадривиума...

...а эта, соответственно, Арифметика (поскольку за астрономию отвечает отдельная часть поэмы).

Во всяком случае, у Музыки, вернее, Гармонии, своё лицо есть.

Здесь мы видим уже собственно Природу, советующую Влюблённому бежать праздности,
т.е., не бренчать на лютне целыми днями.

А вот дальше начинается та самая античность во всей красе.
Безжалостные парки. Нона, на мой взгляд, особенно хороша — хоть сейчас в стихи Вийона.

Меркурий привёл трёх богинь на суд.
Всё, как обычно: яблоко, раздор, прекраснейшая. Предполагаемый судья вежлив, но предчувствие у него плохое.

Торжество совершенно средневекового принципа симультанности:
на одной миниатюре и оскопление Урана, и камень, вручённый вместо младенца Юпитера, и Крон, пожирающий своих детей. Особенно прекрасен крестик на шее одной из девочек.

Юпитер, победитель титанов.
Глядя на эту миниатюру, как-то вспоминаешь, что ещё титан — это такой железный бак для нагревания воды.
Ну, и обратите внимание на невзначай пролетающего с Ганимедом наперевес орла за окном. Все сюжеты в кучку.

Марс, что ещё сказать.

Аполлон и почему-то крайне несчастные грации. Ногами Аполлон попирает поверженного Пифона, если кто не догадался.

Венера купается, Вулкан, глаза б его не глядели на изменщицу, отвернулся, Амур собирается уладить ситуацию. Выражение лица Амура — всё отдать.

Небритый Меркурий, победитель Аргуса. Многоглазого, не поспоришь.

Диана-охотница в сопровождении нимф.

Минерва. Я очень осторожна по поводу того, что у неё в руке, но если это эгида — то, значит, такая у них голова Горгоны.

Юнона с павлинами, как положено.

Нептун загоняет очень обиженную лошадь.

Плутон и Прозерпина. У ног их — Цербер. Помолчу.

Вулкан в кузнице. Почему в спущенных штанах — объяснили знающие люди.

И мой любимец Бахус.
Животное должно быть леопардом по идее.

В финале поэмы герой достигает, как положено, аллегорического сада Природы.
Там гуляют богини: Венера, как водится, смотрит в зеркало, Юнона что-то подозревает, Паллада кормит птичку.

Да что нам та античность.
Какие солдатики ползают, какие водосборы на переднем плане, какие собачки!..
До нас дошли три его сочинения: «Книга проблем» (перевод Problemata Псевдо-Аристотеля), «Шахматы любви» (или «Любовные шахматы», если угодно), аллегорическая поэма, состоящая более чем из 30 тысяч стихов, написанная под явным влиянием «Романа о Розе», и прозаический комментарий к этой поэме, «Livre des Échecs amoureux moralisés».
«Шахматы любви», как и положено книге Предренессанса, а написана она, судя по всему, в самом начале XV века, в 1401 году, есть вариант Трактата Обо Всём:
тут тебе и философские аллегории, и античная мифология, и куртуазные инструкции, и мировоззрение, и начатки энциклопедизма... и всё очаровательно привязано к шахматам, поскольку средневековый ум (мы не будем сейчас препираться о терминах, Возрождение — это тоже средние века) любит системы, классификации, коды — и, собственно, шахматы, выступающие метафорой битвы, стратегии, любовной игры, мироздания вообще, кто больше.
[по поводу средневекового ума в контексте Конти — соглашусь; что это равно Ренессансу — не соглашусь! Тогдашняя Франция была и правда на пике позднего средневековья. И быть ей там до самого приезда душки-Екатерины, которая Медичи. А касательно широты понятия «ренессансность» — об этом у меня уже писалось — Д.К.]
Замечу отдельно, что партия в шахматы — единственный предлог, под которым мужчина может оказаться в покоях дамы, что, разумеется, порождает свои, как нынче принято выражаться, смыслы.
В результате выходит волшебнейший винегрет, наглядно иллюстрирующий всю неоднозначность понятия "возрождение".
— Что они возрождали-то? — спросишь, бывало, студента.
— Антиииииичность... — выдыхает студент.
Ну так давайте поглядим на эту античность.
Книга де Конти представлена в Национальной библиотеке Франции в двух вариантах:
с миниатюрами бельгийцев Антуана де Ролена и Марии д'Айи, его супруги, —
и с миниатюрами, написанными Робине Тестаром. Работа де Ролена и д'Айи изумительно хороша, но её мы посмотрим в другой раз, сегодня будет наваристый французский материал.
[ссылочки добавлены мною — Д.К.]
Конечно же, всё начинается с Фортуны — главной богини позднего средневековья, вечного адресата стихов и песен.
Примечания утверждают, что две следующих миниатюры изображают аллегории природы.
Но, поскольку речь в тексте идёт о свободных искусствах, а в руках у фигуры явный циркуль, можно предположить, что Природа эта — отчасти Геометрия, одна из наук квадривиума...
...а эта, соответственно, Арифметика (поскольку за астрономию отвечает отдельная часть поэмы).
Во всяком случае, у Музыки, вернее, Гармонии, своё лицо есть.
Здесь мы видим уже собственно Природу, советующую Влюблённому бежать праздности,
т.е., не бренчать на лютне целыми днями.
А вот дальше начинается та самая античность во всей красе.
Безжалостные парки. Нона, на мой взгляд, особенно хороша — хоть сейчас в стихи Вийона.
Меркурий привёл трёх богинь на суд.
Всё, как обычно: яблоко, раздор, прекраснейшая. Предполагаемый судья вежлив, но предчувствие у него плохое.
Торжество совершенно средневекового принципа симультанности:
на одной миниатюре и оскопление Урана, и камень, вручённый вместо младенца Юпитера, и Крон, пожирающий своих детей. Особенно прекрасен крестик на шее одной из девочек.

Юпитер, победитель титанов.
Глядя на эту миниатюру, как-то вспоминаешь, что ещё титан — это такой железный бак для нагревания воды.
Ну, и обратите внимание на невзначай пролетающего с Ганимедом наперевес орла за окном. Все сюжеты в кучку.
Марс, что ещё сказать.
Аполлон и почему-то крайне несчастные грации. Ногами Аполлон попирает поверженного Пифона, если кто не догадался.
Венера купается, Вулкан, глаза б его не глядели на изменщицу, отвернулся, Амур собирается уладить ситуацию. Выражение лица Амура — всё отдать.
Небритый Меркурий, победитель Аргуса. Многоглазого, не поспоришь.
Диана-охотница в сопровождении нимф.
Минерва. Я очень осторожна по поводу того, что у неё в руке, но если это эгида — то, значит, такая у них голова Горгоны.
Юнона с павлинами, как положено.
Нептун загоняет очень обиженную лошадь.
Плутон и Прозерпина. У ног их — Цербер. Помолчу.
Вулкан в кузнице. Почему в спущенных штанах — объяснили знающие люди.
И мой любимец Бахус.
Животное должно быть леопардом по идее.
В финале поэмы герой достигает, как положено, аллегорического сада Природы.
Там гуляют богини: Венера, как водится, смотрит в зеркало, Юнона что-то подозревает, Паллада кормит птичку.
Да что нам та античность.
Какие солдатики ползают, какие водосборы на переднем плане, какие собачки!..
см.: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8426258c/f1.image
http://www.trionfi.com/j/book-echecs-2/t.html
Evrart de Conty, Le Livre des échecs amoureux (Peint par le Maître d'Antoine Rollin. Flandres, XVe siècle)
см.: http://3.bp.blogspot.com/-9ia8K4SBj68/TVm8x_HwSFI/AAAAAAAADEs/2EQkBF3Wfvc/s1600/sat.jpg
and Medieval Take on Ancient Gods
http://www.flickr.com/photos/28433765@N07/8407649447/sizes/l/in/photostream/
+ http://www.pinterest.com/lectrice79/fabulous-fashion-15th-century-mens/
+ http://forum.tarothistory.com/viewtopic.php?f=11&t=655&start=1
+ http://www.pinterest.com/shint/saturn/
Journal information