Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Татьяна Касаткина. Историзм как форма отрицания и как форма осуществления онтологизма

27.10.2011. Татьяна Касаткина, зав. отделом теории литературы ИМЛИ РАН, Председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского Научного совета "История мировой культуры" РАН, доктор филологических наук. Историзм как форма отрицания и как форма осуществления онтологизма. Доклад на научной конференции отдела теории литературы ИМЛИ РАН «Актуальная теория: кризис историзма?»



В докладе первоначально предполагалось проанализировать два фундаментальных типа мышления современной науки: первый, рассматривающий историю слова как историю последовательных проявлений различных аспектов его сущности, его единого смыслового поля; и второй, более распространенный ныне, рассматривающий историю слова как смену стоящих за ним понятий и даваемых ему определений. Но оказалось, что для того чтобы сделать очевидными корни и основания того и другого подхода, нужно начинать с некоторых более общих вещей.

Историзм возникает и может существовать только внутри христианства. Язычество не знает истории как становления. Становление в язычестве выведено за рамки собственно истории в предисторию. Оно знает лишь воспроизведение, циклы, как бы огромны не были временные пространства этих циклов. Язычество не знает и встречи с богами лицом к лицу. Оно знает лишь вхождение бога в человека.

История возникает в ветхом завете как последовательное проявление аспектов Божества и последовательное установление масштабов человеческой природы в движении к встрече (неопалимая купина; Авраам и Иов) — и это телеологический процесс, поскольку Бог сразу декларирует свою цель.
Историю создает единственное и неповторимое событие.

Христианская история — иная, чем история ветхого завета, поскольку это уже ответ человека Богу на Его шаг и Его вызов (и здесь отступает телеология — потому что процесс получает непредсказуемость, свойственную приключению — («условные пророчества»)).

Историческое мышление создает иллюзию осмысленности процесса, рассмотренного только внутри процесса, что невозможно в язычестве — там смысл очевидно присутствует лишь в соотнесенности с находящимся за пределами движения времени — иначе — отчаяние Соломона. Иллюзия осмысленности процесса только внутри процесса и порождает все кризисы историзма.

Далее рассматриваются: символизм как кризис историзма; христианский историзм Достоевского.

http://www.nrgumis.ru/articles/archives/full_art.php?aid=363&binn_rubrik_pl_articles=357


Tags: Достоевский, Татьяна Касаткина
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo philologist november 15, 07:57 4
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments