Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Выставка «Художники — детям: иллюстрации Елены Дмитриевны Поленовой к русским сказкам»

Место проведения: Москва, Воздвиженка, 3/5, Музей книги РГБ
Время проведения: 15 ноября — 15 декабря 2013 года


Иллюстрация к русской народной сказке «Сынко-Филипко».

Очередная мини-выставка в Музее книги посвящена творчеству Елены Дмитриевны Поленовой (1850—1898). Она стала одной из первых русских женщин — профессиональных художников и первой стала иллюстрировать русские сказки для детей. На выставке в Музее книги можно увидеть редкие издания сказок, раскрашенные художницей вручную, и познакомиться с очерком ее жизни и творчества.



«Поленова заслужила себе вечную благодарность русского общества тем, что она первая из русских художников обратила внимание на самую художественную область в жизни — на детский мир, на его странную, глубоко поэтическую фантастику. Она нежный, чуткий и истинно добрый человек, проникла в этот замкнутый детский мир и угадала его своеобразную эстетику», — так писал о Елене Поленовой Александр Бенуа.



Она родилась в 1850 году в Петербурге в семье, близко связанной с научным и художественным миром. Отец, Дмитрий Васильевич, был ученым-археологом и библиографом, большим любителем искусства. Мать, Мария Александровна, занималась живописью и литературой для детей. Дети — Василий и Елена — рано начали рисовать под руководством матери и оба стали художниками. На выставке в Музее книги можно увидеть книгу Марии Александровны «Лето в Царском Селе» (СПб., 1892), которая выдержала несколько переизданий и позже была проиллюстрирована Василием и Еленой. Ее содержание отражает подход к воспитанию детей в семье Поленовых, в котором особое внимание уделялось чтению книг по русской и мировой истории, беседам и творчеству.



Елена Дмитриевна получила хорошее домашнее образование, выдержала экзамен на педагогических курсах, училась в акварельном и керамическом классах в Санкт-Петербургской рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств (ее наставником был Иван Крамской), совершенствовалась в Париже, посещая мастерскую Ш. Шаплена. Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Поленова работала в госпитале в Киеве. После окончания войны Елена Дмитриевна посещала медицинские курсы и преподавала в школе Литейно-Таврического кружка Общества вспомоществования бедным женщинам в Санкт-Петербурге. Она много путешествовала по Европе (Гамбург, Мюнхен, Верона, Венеция) и России (Волга, Дон, Кавказ, Крым, русский Север).



На протяжении многих лет Елена Поленова общалась с художниками, артистами, архитекторами «мамонтовского кружка», который сложился вокруг промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. С конца 1870-х гг. художники этого круга часто и подолгу работали в Абрамцеве, подмосковной усадьбе Мамонтовых. В Абрамцеве Поленова вместе с Елизаветой Григорьевной Мамонтовой начала создавать музей народного искусства, собирая по деревням предметы быта, образцы ткачества, вышивки, орнаменты. Экспонаты коллекции служили образцами для столярной мастерской. С 1885 по 1894 год Елена Дмитриевна выполнила свыше ста проектов мебели и предметов декоративно-прикладного искусства.



Основное место в творчестве Елены Поленовой с самого начала заняли картины родной природы. Большую роль в этом сыграли те впечатления, которые она получила, проводя в детстве и юности летние месяцы в усадьбах в северных и черноземных областях России. Поленова с детства присматривалась к жизни родного народа, слушала сказки своей бабушки, Веры Николаевны Воейковой, выросшей в доме Гавриила Романовича Державина. Она знала много русских сказок и рассказывала их внукам во время поездок в свое тамбовское имение Ольшанка. «Возле Тамбова есть большой сосновый лес, и когда мы въезжали в него, бабушка обыкновенно говорила нам „Войну грибов“, — вспоминала Поленова. — Мне до сих пор представляется, что в этом лесу есть всякие лесные города и поселки».



Изучение русского народного искусства привело Поленову к знакомству, а потом и к серьезному увлечению фольклором. Художница заинтересовалась иллюстрированием сказок. В то время русские дети хорошо знали европейские сказки, которые выходили в хорошем оформлении в крупных издательствах. Но традиции издавать именно русские сказки не было, они оставались уделом устного народного творчества. Поленова писала критику Владимиру Васильевичу Стасову: «Думаю, что иллюстрировать русские народные сказки — дело большой важности, — я не знаю ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада, и русские дети растут на поэзии английских и немецких (впрочем, чудно иллюстрированных) сказок».



Для своей работы Елена Поленова использовала уже опубликованные тексты из сборника Афанасьева, а также активно собирала сказки по деревням. «Я начала с сюжетов, заимствованных из сборника Афанасьева, — писала она. — По правде сказать, рисовала я их без определенной цели, потому что мне нравились мотивы русских сказок — я всегда любила русскую жизнь в ее прошлом. Эти рисунки видели у меня кое-кто из приятелей, стали говорить об издании, мысль эта мне улыбнулась, я начала иллюстрировать афанасьевскую „Белую уточку“. Потом, когда сцены с человеческими фигурами показались мне однообразными, мне захотелось другого, и тогда я вспомнила „Войну грибов“ в той редакции, как я слышала ее от своей бабушки в очень раннем детстве… Так как издание предназначалось для детей, то я постаралась перенестись в то далекое детство, когда, слушая этот рассказ, я представляла себе в лесу миниатюрные монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе». Об иллюстрациях к «Войне грибов» с восторгом отзывался Владимир Стасов: «Из всех сказок, созданных Еленой Дмитриевной, самой замечательной кажется мне „Война грибов“, а между четырьмя картинками этой сказки — первая… Во всей картинке словно тишина и раздается голос грибного царя». Успех картинок к этой сказке побудил Поленову продолжать работу.



Первые иллюстрации к сказкам Елена Дмитриевна сделала в 1886 году, и с этого времени изучение и иллюстрирование русских сказок стало одним из ее любимых занятий. За двенадцать последующих лет Поленова сделала иллюстрации более чем к двадцати русским народным сказкам и поговоркам. В абрамцевский период (1886—1889) она оформила в реалистической манере сказки «Белая уточка», «Война грибов», «Дед Мороз», фоном для которых стали пейзажи Абрамцева и окрестностей. В 1889—1898 годах в стилистике модерна был создан второй цикл сказок — «Сынко-Филипко», «Сорока-ворона», «Плутоватый мужик». Книжки с иллюстрациями вышли уже после смерти художницы, в 1906 году в издательстве И. Кнебеля.



Творчество Елены Дмитриевны, ее вклад в иллюстрирование русских народных сказок были высоко оценены не только современниками художницы, но и последующими поколениями художников и зрителей. Некоторые ее идеи оформления и подхода к книге впоследствии были развиты художниками объединения «Мир искусства», а такие мастера, как Иван Билибин, Сергей Малютин, Георгий Нарбут, Дмитрий Митрохин считали себя ее учениками и последователями.



Книги, оформленные Еленой Поленовой, являются большой редкостью, основная их часть, а также ее иллюстрации хранятся в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике В. Д. Поленова в Тульской области. Музей книги представляет несколько изданий из своего фонда — сказки «Война грибов», «Сынко-Филипко», иллюстрацию к книге М. А. Поленовой «Лето в Царском Селе» и другие интересные книги.

http://www.rsl.ru/ru/s7/s381/2013/20137918

Tags: библиотеки, выставка, иллюстрации, книги, литература, сказки
Subscribe

promo philologist январь 5, 18:18 2
Buy for 100 tokens
Вихров А.Н. Наполеон. Жизнь и судьба. - Москва: Аякс-Пресс, 2021. - 504 с.: ил. Купить книгу: https://www.labirint.ru/books/783822/ Аннотация: Книга создана по мотивам выставки, посвященной 250-летию со дня рождения Наполеона Бонапарта. Она проходила в Москве и была организована на основе…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments